Электронная версия журнала

Сколько платить за выброс диоксинов?

«Справочник эколога» №1 2017 / Экологические платежи

Ключевые вопросы

Ставки платы за выброс диоксинов: вчера и сегодня

Технические замечания к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду

 

 

В сентябре 2016 г. со значительной задержкой вступило в силу Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» (далее — Постановление № 913).

Этот нормативный акт пришел на смену Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» (далее — Постановление № 344), которое содержало много неточностей, было перегружено дополнительными коэффициентами, что создавало неудобства при практических расчетах.

Все это было признано в пояснительной записке к проекту Постановления № 913, опубликованном в 2015 г. Принятое постановление устранило многие недостатки Постановления № 344, но, по нашему мнению, оно также не лишено недочетов.

Во-первых, экологам хорошо известно, что диоксины относятся к классу суперэкотоксикантов с самыми жесткими (в ряду других загрязнителей) нормативами ПДК в объектах окружающей среды. Это относится и к атмосферному воздуху[1], где для наиболее опасного представителя диоксинов 2,3,7,8-тетрахлордибензо-1,4-диоксина ПДК = 5·10–10 мг/м3.

Концепция платности за загрязнение объектов окружающей среды, в т.ч. атмосферного воздуха, устанавливает, что величина ставки платы должна быть связана с опасностью загрязняющего вещества. Количественная зависимость ставки платы Пi от ПДК загрязняющего вещества установлена в инструктивно-методических указаниях по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды России от 26.01.1993; утратили силу):

 

 

Рассчитанные таким образом базовые нормативы платежей за загрязнение атмосферного воздуха представлены в Постановлении № 344. Для приведения нормативов платежей к конкретному году базовый норматив умножался на коэффициент инфляции, который в 2016 г. составлял 2,56[2].

Так, для 2,3,7,8-тетрахлордибензо-1,4-диоксина величина ставки платы должна была бы быть равна: 3,3 × 2,56 / 5·10–10 = 1,69·1010 руб./т, или 16,9 млрд руб./т.

Согласно п. 19 раздела I «Ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» Постановления № 913 для загрязняющего вещества «Диоксины (полихлорированные дибензо-п-диоксины и дибензофураны) в пересчете на 2,3,7,8-тетрахлордибензо-1,4-диоксин» ставка платы равна 12,8 руб./т.

Таким образом, установленная в Постановлении № 913 ставка платы за выброс в атмосферный воздух диоксинов (в пересчете на 2,3,7,8-ТХДД) занижена в миллиард раз по сравнению с величиной, отражающей реальное негативное воздействие данного загрязняющего вещества. Это создает не экономические стимулы для безопасного обращения с диоксинами, а напротив — предпосылки фактически бесплатного их выброса в атмосферный воздух.

Во-вторых, из технических замечаний к разделам I и II Постановления № 913 можно отметить неудобство поиска конкретных загрязнителей по их списку в алфавитном порядке. В этом списке следует выделить классы химических веществ: органические/неорганические; предельные, непредельные, ароматические углеводороды; галоид-производные органических веществ и др.

Таким образом, необходимо учесть сделанные замечания при внесении изменений и дополнений в Постановление № 913 по установленной процедуре редакции подзаконных актов.

 

 

[1] См. ГН 2.1.6.014-94 «Предельно допустимая концентрация (ПДК) полихлорированных дибензодиоксинов и полихлорированных дибензофуранов в атмосферном воздухе населенных мест».

[2] См. Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1219 «О коэффициентах к нормативам платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».

В.В. Ларичкин, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой инженерных проблем экологии Новосибирского государственного технического университета

В.Ю. Александров, кандидат химических наук, доцент кафедры инженерных проблем экологии Новосибирского государственного технического университета

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 1, 2017.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.