Отдаем журнал бесплатно!

Отход — тот или не тот: соотнесение образующихся отходов с отходами из ФККО

На практике при отнесении отходов к конкретному классу опасности необходимо сопоставить образуемые отходы с отходами, включенными в федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО). В случае если образователь отходов не обнаружит в ФККО подходящий вид отходов, он обязан инициировать включение в ФККО нового вида отходов (с одновременным определением класса опасности, единого для всех отходов данного вида).

 

Вспомним: до утверждения ФККО-2014[1] и пришедшего ему на замену ФККО-2017[2] в сложившейся практике правоприменения акцент делался не столько на идентификации отхода по ФККО-2002[3] (который многие годы не пополнялся), сколько на определении его класса опасности на основании Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных Приказом МПР РФ от 15.06.2001 № 511.

 

К сведению

Органы госэконадзора заботило то, чтобы класс опасности отхода был определен без ошибок. Наименования отходам природопользователи, как правило, давали на свой вкус — все равно код чаще всего присваивался по группе отходов из ФККО-2002, а не по включенному в каталог виду отходов.

 

Сегодня ситуация изменилась: ФККО-2017 представляет собой обширный каталог видов отходов I–V классов опасности. И если конкретный вид отходов уже включен в ФККО-2017, то органы госэконадзора вряд ли заинтересует, какой класс опасности отходов определен образователем на основании Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных Приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 (далее — Критерии).

В данном случае будет «работать» п. 3 Порядка отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541 (далее — Приказ № 541):

• если вид отходов включен в ФККО, класс опасности устанавливается на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах (далее — БДО);

• если вид отходов не включен в ФККО, класс опасности устанавливается на основании Критериев.

 

Необходимо ли относить любые образующиеся на предприятии отходы к конкретному классу опасности? Если да, то как именно это делать?

Особенного ответа на поставленный вопрос требует ситуация, в которой речь идет об отходах V класса опасности, предположительно соответствующих видам отходов, включенным в ФККО.

Напомним, что с 01.01.2016 необходимо «осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения» для отходов всех пяти классов опасности. При этом подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется.

 

Вместе с тем Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 25.12.2018; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) не содержит требований, предусматривающих необходимость отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности в случае, если подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов не требуется.

Иными словами, Федеральный закон № 89-ФЗ не предусматривает необходимость отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности в отношении отходов, включенных в ФККО.

Так, ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ требует не просто отнести (все подряд) отходы к конкретному классу опасности, а отнести для подтверждения такого отнесения:

 

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 14. Требования к обращению с отходами I–V классов опасности

1. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I–V классов опасности, обязаны осуществить отнесение[4] соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
[…]

 

Стало быть, если вид отходов включен в ФККО (как следствие, подтверждать отнесение к классу опасности не требуется), то и осуществлять отнесение для подтверждения такого отнесения тоже не требуется. А если вид отходов уже включен в ФККО (и одновременно — в БДО), то Критерии можно не открывать.

Здесь стоит задуматься: а зачем вообще в таком случае (при формальном подходе) относить отход, предположительно соответствующий виду отходов, включенному в ФККО, к конкретному классу опасности?

Дело в том, что необходимость установления класса опасности отходов, предположительно совпадающих с видами отходов, включенными в ФККО, может быть продиктована сомнениями образователя отходов в совпадении всех классификационных признаков идентифицируемого отхода и конкретного вида отхода, включенного в ФККО.

 

Например, если во время проверки орган госэконадзора выяснит, что хозяйствующий субъект ошибочно признал «шлаком плавки стали при литье стали» «шлак внепечной обработки стали», тут предприятие могут ожидать многие неблагоприятные последствия — ответственность за отсутствие данного вида отходов в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, за неуказание данного вида отходов в материалах учета отходов и др.

 

Более того, хозяйствующему субъекту важно правильно установить класс опасности и вид тех или иных образуемых отходов, которые, по его мнению, соответствуют видам отходов, уже включенным в ФККО, в следующих ситуациях:

разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

ведение учета в области обращения с отходами;

формирование отчетности в области обращения с отходами;

исчисление платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов.

 

На основании каких сведений (без применения Критериев) хозяйствующий субъект может сделать выводы о соответствии образуемого отхода:
• тому или иному виду отходов из ФККО;
• конкретному классу опасности?

 

 

[1] Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445.

[2] Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (в ред. от 02.11.2018).

[3] Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786.

[4] Здесь и далее выделено автором.

И.В. Куликов, заместитель генерального директора ООО «Центр правовой экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 1, 2019.

Отдаем журнал бесплатно!

Отход — тот или не тот: соотнесение образующихся отходов с отходами из ФККО

На практике при отнесении отходов к конкретному классу опасности необходимо сопоставить образуемые отходы с отходами, включенными в федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО). В случае если образователь отходов не обнаружит в ФККО подходящий вид отходов, он обязан инициировать включение в ФККО нового вида отходов (с одновременным определением класса опасности, единого для всех отходов данного вида).

 

Вспомним: до утверждения ФККО-2014[1] и пришедшего ему на замену ФККО-2017[2] в сложившейся практике правоприменения акцент делался не столько на идентификации отхода по ФККО-2002[3] (который многие годы не пополнялся), сколько на определении его класса опасности на основании Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных Приказом МПР РФ от 15.06.2001 № 511.

 

К сведению

Органы госэконадзора заботило то, чтобы класс опасности отхода был определен без ошибок. Наименования отходам природопользователи, как правило, давали на свой вкус — все равно код чаще всего присваивался по группе отходов из ФККО-2002, а не по включенному в каталог виду отходов.

 

Сегодня ситуация изменилась: ФККО-2017 представляет собой обширный каталог видов отходов I–V классов опасности. И если конкретный вид отходов уже включен в ФККО-2017, то органы госэконадзора вряд ли заинтересует, какой класс опасности отходов определен образователем на основании Критериев отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных Приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536 (далее — Критерии).

В данном случае будет «работать» п. 3 Порядка отнесения отходов I–IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 05.12.2014 № 541 (далее — Приказ № 541):

• если вид отходов включен в ФККО, класс опасности устанавливается на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах (далее — БДО);

• если вид отходов не включен в ФККО, класс опасности устанавливается на основании Критериев.

 

Необходимо ли относить любые образующиеся на предприятии отходы к конкретному классу опасности? Если да, то как именно это делать?

Особенного ответа на поставленный вопрос требует ситуация, в которой речь идет об отходах V класса опасности, предположительно соответствующих видам отходов, включенным в ФККО.

Напомним, что с 01.01.2016 необходимо «осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения» для отходов всех пяти классов опасности. При этом подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется.

 

Вместе с тем Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 25.12.2018; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) не содержит требований, предусматривающих необходимость отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности в случае, если подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов не требуется.

Иными словами, Федеральный закон № 89-ФЗ не предусматривает необходимость отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности в отношении отходов, включенных в ФККО.

Так, ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ требует не просто отнести (все подряд) отходы к конкретному классу опасности, а отнести для подтверждения такого отнесения:

 

Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ

Статья 14. Требования к обращению с отходами I–V классов опасности

1. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I–V классов опасности, обязаны осуществить отнесение[4] соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I–V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
2. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.
[…]

 

Стало быть, если вид отходов включен в ФККО (как следствие, подтверждать отнесение к классу опасности не требуется), то и осуществлять отнесение для подтверждения такого отнесения тоже не требуется. А если вид отходов уже включен в ФККО (и одновременно — в БДО), то Критерии можно не открывать.

Здесь стоит задуматься: а зачем вообще в таком случае (при формальном подходе) относить отход, предположительно соответствующий виду отходов, включенному в ФККО, к конкретному классу опасности?

Дело в том, что необходимость установления класса опасности отходов, предположительно совпадающих с видами отходов, включенными в ФККО, может быть продиктована сомнениями образователя отходов в совпадении всех классификационных признаков идентифицируемого отхода и конкретного вида отхода, включенного в ФККО.

 

Например, если во время проверки орган госэконадзора выяснит, что хозяйствующий субъект ошибочно признал «шлаком плавки стали при литье стали» «шлак внепечной обработки стали», тут предприятие могут ожидать многие неблагоприятные последствия — ответственность за отсутствие данного вида отходов в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, за неуказание данного вида отходов в материалах учета отходов и др.

 

Более того, хозяйствующему субъекту важно правильно установить класс опасности и вид тех или иных образуемых отходов, которые, по его мнению, соответствуют видам отходов, уже включенным в ФККО, в следующих ситуациях:

разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

ведение учета в области обращения с отходами;

формирование отчетности в области обращения с отходами;

исчисление платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов.

 

На основании каких сведений (без применения Критериев) хозяйствующий субъект может сделать выводы о соответствии образуемого отхода:
• тому или иному виду отходов из ФККО;
• конкретному классу опасности?

 

 

[1] Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445.

[2] Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (в ред. от 02.11.2018).

[3] Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786.

[4] Здесь и далее выделено автором.

И.В. Куликов, заместитель генерального директора ООО «Центр правовой экологии»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 1, 2019.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам