Электронная версия журнала

Обзор изменений законодательства в области расчета и взимания платы за НВОС

«Справочник эколога» №1 2015 / Экологические платежи

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 24.11.2014; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) является платным. В статье вы найдете информацию о последних изменениях в области расчета и взимания платы за НВОС, которые вступят в силу в 2016–2020 гг.

 

В настоящее время расчет и взимание платы за НВОС осуществляются на основании следующих нормативных правовых актов:

 

  • Федеральный закон № 7-ФЗ;
  • Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (в ред. от 26.12.2013);
  • Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» (в ред. от 27.03.2008);
  • Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».

1 января 2016 г. вступят в силу изменения, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 219-ФЗ). Проанализируем, каким образом изменится порядок расчета и внесения платы за НВОС.

Итак, с 1 января 2016 г. ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ будет изложена в новой редакции:

 

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ
(в ред. от 21.07.2014; вступит в силу 01.01.2016)
Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
1. Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками […];
сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты […];
размещение отходов производства и потребления.
2. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает лиц, обязанных вносить эту плату, от осуществления мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, от обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде в результате осуществления ими хозяйственной и (или) иной деятельности, и от ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
3. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
4. Особенности взимания платы за сбросы загрязняющих веществ с организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов устанавливаются законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

 

Кроме того, с 1 января 2016 г. Федеральный закон № 7-ФЗ будет дополнен новыми статьями:

  • ст. 16.1 «Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду»;
  • ст. 16.2 «Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду»;
  • ст. 16.3 «Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду» (пп. 6 и 7 вступят в силу 1 января 2019 г., пп. 5 и 8 — 1 января 2020 г.);
  • ст. 16.4 «Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду»;
  • ст. 16.5 «Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения».

 

ЗА КАКИЕ ВИДЫ НВОС БУДЕТ ВЗИМАТЬСЯ ПЛАТА?

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ, был сокращен перечень видов НВОС, за которые будет взиматься плата с 1 января 2016 г.:

 

До 1 января 2016 г.
(п. 2 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ)

С 1 января 2016 г.
(п. 1 ст. 16 Федерального закона № 7-ФЗ в новой редакции)

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками […];

сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты […];

размещение отходов производства и потребления.

 

Таким образом, из числа видов НВОС, за которые хозяйствующие субъекты должны будут вносить плату, исключены:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

Отметим, что перечень видов НВОС будет закрытым.

 

КТО БУДЕТ ОБЯЗАН ВНОСИТЬ ПЛАТУ ЗА НВОС?

Данный вопрос с 1 января 2016 г. будет регулироваться ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ (в новой редакции).

Плату за НВОС будут обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС.

Также установлено, что в части размещения отходов производства и потребления к лицам, обязанным вносить плату за НВОС, будут относиться юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы производства и потребления.

Из числа плательщиков за НВОС будут исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории[1].

 

К СВЕДЕНИЮ
В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
•объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (НДТ), — I категория;
•объекты, оказывающие умеренное НВОС, — II категория;
•объекты, оказывающие незначительное НВОС, — III категория;
•объекты, оказывающие минимальное НВОС, — IV категория.

 

Учет лиц, обязанных вносить плату за НВОС, будет осуществляться при ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС. На сегодняшний день порядок ведения такого учета не утвержден.

 

КАКОВА БУДЕТ ПЛАТЕЖНАЯ БАЗА ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ ПЛАТЫ ЗА НВОС?

Порядок определения платежной базы для исчисления платы за НВОС с 1 января 2016 г. будет регламентироваться ст. 16.2 Федерального закона № 7-ФЗ (в новой редакции).

Платежной базой для исчисления платы за НВОС будут являться объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

Платежная база будет определяться лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

При определении платежной базы будут учитываться объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также будут учитываться лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.

Таким образом, с 1 января 2016 г. платежная база будет определяться для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, для каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

 

КАКОВ БУДЕТ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА НВОС?

Ответ на данный вопрос отражен в ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ (в новой редакции).

Плата за НВОС с 1 января 2016 г. будет исчисляться лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, и суммирования полученных величин.

Ставки платы за НВОС будут устанавливаться за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности.

 

К СВЕДЕНИЮ
С 1 января 2019 г. при размещении отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, исключающих НВОС и определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, плата за размещение отходов производства и потребления взиматься не будет.

 

В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению НВОС и НДТ при исчислении платы к ставкам такой платы с 1 января 2020 г. будут применяться следующие коэффициенты:

  • коэффициент 0 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте, оказывающем НВОС;

 

СЛОВАРЬ
Наилучшая доступная технология — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).

 

  • коэффициент 0 — за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
  • коэффициент 1 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов;
  • коэффициент 1 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
  • коэффициент 25 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов;
  • коэффициент 25 — за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду[2], а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;
  • коэффициент 100 — за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

С 1 января 2016 г. у лиц, обязанных вносить плату за НВОС, появится возможность самостоятельно осуществлять корректировку размеров платы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации[3].

Из суммы платы за НВОС будут вычитаться затраты на реализацию мероприятий по снижению НВОС, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за НВОС.

Затратами на реализацию мероприятий по снижению НВОС будут признаваться документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, на финансирование мероприятий, включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
С 1 января 2020 г. в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, исчисленная за отчетный период плата за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, будет подлежать пересчету с применением коэффициента 100.

 

Правила исчисления и взимания платы за НВОС будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

 

КАКОВЫ БУДУТ СРОКИ ВНЕСЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА НВОС?

Порядок и сроки внесения платы за НВОС с 1 января 2016 г. будут регулироваться ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ (в новой редакции).

Плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ будет вноситься лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления будет вноситься лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС будет признан календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера должна будет вноситься не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

 

НА ЗАМЕТКУ
Таким образом, плату за НВОС в 2015 г. необходимо вносить ежеквартально, а в 2017 г. — единожды за весь 2016 г.

 

Несвоевременное или неполное внесение платы за НВОС лицами, обязанными вносить плату, повлечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени будут начисляться за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за НВОС, начиная со следующего дня после дня окончания срока внесения платы.

До 1 марта лица, обязанные вносить плату, должны будут представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего НВОС, декларацию о плате за НВОС. Порядок представления декларации о плате за НВОС и ее форма будут устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 

КОНТРОЛЬ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ИСЧИСЛЕНИЯ, ПОЛНОТОЙ И СВОЕВРЕМЕННОСТЬЮ ВНЕСЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА НВОС

С 1 января 2016 г. Федеральным законом № 219-ФЗ будет введено новое требование — контроль за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения. Так, ст. 16.5 Федерального закона № 7-ФЗ (в новой редакции) установлено, что такой контроль будет осуществляться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Излишне уплаченные суммы платы за НВОС будут подлежать возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за НВОС за отчетный период будут подлежать уплате лицами, обязанными вносить плату.

 

К СВЕДЕНИЮ
Особенности учета лиц, обязанных вносить плату за сбросы загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения (канализации), определения платежной базы для таких лиц и исчисления платы, а также особенности осуществления контроля за правильностью исчисления платы, полнотой и своевременностью ее внесения будут устанавливаться законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

 

В заключение отметим, что до 1 января 2016 г. Правительством Российской Федерации должны быть разработаны и приняты постановления по следующим вопросам:

  • ставки платы за НВОС и коэффициенты к ним;
  • правила исчисления и взимания платы за НВОС;
  • порядок корректировки платы за НВОС;
  • правила осуществления контроля за правильностью исчисления платы за НВОС, полнотой и своевременностью ее внесения.
 

[1] На момент подписания номера в печать критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к категориям в зависимости от уровня такого воздействия (см. ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ) не были определены.

[2] См. ст. 31.2 «Декларация о воздействии на окружающую среду» Федерального закона № 7-ФЗ (вступит в силу 1 января 2019 г.).

[3] О корректировке платы за НВОС в настоящее время см.: Кривоносова В.А. Корректировка платы за НВОС // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 50–57.

В.В. Севрюгина, эколог-эксперт систем линейки «Техэксперт: Экология» Группы компаний «Браво Софт»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 1, 2015.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.