Отдаем журнал бесплатно!

Расширенная ответственность производителя: работа над ошибками

В 2017 г. был внедрен новый механизм экономического регулирования — расширенная ответственность производителей и импортеров товаров за утилизацию отходов. Обязанность по утилизации произведенной продукции была возложена на производителей и импортеров товаров с 01.01.2015, и именно с 2015 г. началось формирование отрасли по утилизации отходов, в т.ч. товаров и продукции, отслуживших свой срок.

 

Расширенная ответственность производителя (далее — РОП) предполагает, что производитель и импортер товаров принимает на себя ответственность за утилизацию выпущенной или ввезенной продукции в конце ее жизненного цикла. При этом ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) установлены три варианта исполнения РОП:

• самостоятельное выполнение импортерами и производителями товаров нормативов утилизации[1];

• заключение договоров с предприятиями — переработчиками отходов;

• уплата экологического сбора.

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Нормативы утилизации отходов от использования товаров утверждены Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р (в ред. от 04.05.2017).

 

Обязанность производителя и импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации либо уплаты экологического сбора.

Отметим, что целью введения РОП является приоритет утилизации над обезвреживанием и, конечно же, размещением отходов, как следствие — снижение негативной нагрузки на окружающую среду, выстраивание перерабатывающей отрасли, а также формирование экологической культуры на всех этапах жизненного цикла отходов, начиная от их образования и заканчивая переработкой для получения дополнительных источников сырья и вовлечения отходов в хозяйственный оборот.

 

В основу механизма РОП был заложен принцип экономического стимулирования непосредственно утилизации, а не уплаты экологического сбора. Очевидно, что нормативы утилизации будут пересматриваться только в сторону увеличения, и, соответственно, платить экологический сбор будет невыгодно, а вот утилизировать самостоятельно либо заключать договоры на утилизацию с переработчиками отходов будет и экономически, и экологически выгодно.

Вместе с тем одной из целей требований Федерального закона № 89-ФЗ, определяющих нормы РОП, является создание инженерной инфраструктуры по утилизации отходов посредством распределения в различные субъекты Российской Федерации денежных средств, полученных в рамках уплаты экологического сбора предприятиями, не осуществляющими самостоятельную утилизацию.

Денежные средства, собранные в рамках администрирования экологического сбора, являются целевыми, и их расходование согласно п. 10 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ возможно только в рамках реализации государственных программ Российской Федерации в форме субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование утвержденных региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами, на покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров, на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов[2].

В настоящее время Росприроднадзор продолжает проверять представленные импортерами и производителями отчетные документы по выполнению в 2016 г. требований об утилизации товаров после утраты ими потребительских свойств. Рассмотрим распространенные нарушения, допускаемые производителями и импортерами товаров.

 

[1] Норматив утилизации — установленное как выраженное в процентах отношение количества товаров определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных юридическим лицам, физическим лицам, в т.ч. индивидуальным предпринимателям, и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).

Нормативы утилизации устанавливаются с учетом экономических условий, потенциальной опасности отходов для здоровья человека и окружающей среды, а также технологической возможности их утилизации для каждой группы товаров в процентах от общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров для внутреннего потребления за истекший календарный год.

[2] В случае дефицита объектов по утилизации отходов или мощностей перерабатывающих производств, представленных в территориальных схемах в области обращения с отходами, Росприроднадзор направляет замечания и предложения в соответствующий субъект Российской Федерации, и такие территориальные схемы не проходят согласование.

Н.М. Душакова, эксперт-эколог, ведущий консультант компании «Делойт»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 12, 2017.

Отдаем журнал бесплатно!

Расширенная ответственность производителя: работа над ошибками

В 2017 г. был внедрен новый механизм экономического регулирования — расширенная ответственность производителей и импортеров товаров за утилизацию отходов. Обязанность по утилизации произведенной продукции была возложена на производителей и импортеров товаров с 01.01.2015, и именно с 2015 г. началось формирование отрасли по утилизации отходов, в т.ч. товаров и продукции, отслуживших свой срок.

 

Расширенная ответственность производителя (далее — РОП) предполагает, что производитель и импортер товаров принимает на себя ответственность за утилизацию выпущенной или ввезенной продукции в конце ее жизненного цикла. При этом ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.12.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) установлены три варианта исполнения РОП:

• самостоятельное выполнение импортерами и производителями товаров нормативов утилизации[1];

• заключение договоров с предприятиями — переработчиками отходов;

• уплата экологического сбора.

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Нормативы утилизации отходов от использования товаров утверждены Распоряжением Правительства РФ от 04.12.2015 № 2491-р (в ред. от 04.05.2017).

 

Обязанность производителя и импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации либо уплаты экологического сбора.

Отметим, что целью введения РОП является приоритет утилизации над обезвреживанием и, конечно же, размещением отходов, как следствие — снижение негативной нагрузки на окружающую среду, выстраивание перерабатывающей отрасли, а также формирование экологической культуры на всех этапах жизненного цикла отходов, начиная от их образования и заканчивая переработкой для получения дополнительных источников сырья и вовлечения отходов в хозяйственный оборот.

 

В основу механизма РОП был заложен принцип экономического стимулирования непосредственно утилизации, а не уплаты экологического сбора. Очевидно, что нормативы утилизации будут пересматриваться только в сторону увеличения, и, соответственно, платить экологический сбор будет невыгодно, а вот утилизировать самостоятельно либо заключать договоры на утилизацию с переработчиками отходов будет и экономически, и экологически выгодно.

Вместе с тем одной из целей требований Федерального закона № 89-ФЗ, определяющих нормы РОП, является создание инженерной инфраструктуры по утилизации отходов посредством распределения в различные субъекты Российской Федерации денежных средств, полученных в рамках уплаты экологического сбора предприятиями, не осуществляющими самостоятельную утилизацию.

Денежные средства, собранные в рамках администрирования экологического сбора, являются целевыми, и их расходование согласно п. 10 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ возможно только в рамках реализации государственных программ Российской Федерации в форме субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование утвержденных региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами, на покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров, на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов[2].

В настоящее время Росприроднадзор продолжает проверять представленные импортерами и производителями отчетные документы по выполнению в 2016 г. требований об утилизации товаров после утраты ими потребительских свойств. Рассмотрим распространенные нарушения, допускаемые производителями и импортерами товаров.

 

[1] Норматив утилизации — установленное как выраженное в процентах отношение количества товаров определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных юридическим лицам, физическим лицам, в т.ч. индивидуальным предпринимателям, и подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров определенного вида, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ).

Нормативы утилизации устанавливаются с учетом экономических условий, потенциальной опасности отходов для здоровья человека и окружающей среды, а также технологической возможности их утилизации для каждой группы товаров в процентах от общего количества выпущенных производителями, импортерами товаров для внутреннего потребления за истекший календарный год.

[2] В случае дефицита объектов по утилизации отходов или мощностей перерабатывающих производств, представленных в территориальных схемах в области обращения с отходами, Росприроднадзор направляет замечания и предложения в соответствующий субъект Российской Федерации, и такие территориальные схемы не проходят согласование.

Н.М. Душакова, эксперт-эколог, ведущий консультант компании «Делойт»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 12, 2017.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам