По каким веществам вести замеры в рамках ПЭК — только по нормируемым или по всем?

«Справочник эколога» №11 2019 / Вопрос — ответ

С 01.01.2019 для объектов I категории в выбросах и сбросах нормируются только вещества I и II классов опасности.

Как проводить производственный экологический контроль — только по нормируемым веществам или по всем веществам, содержащимся в выбросах и сбросах? Как будут проводить контроль надзорные органы — по нормируемым или по всем веществам?

 

Производственный экологический контроль (далее — ПЭК) должны проводить хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категорий[1].

В части контроля выбросов в план-график контроля включаются загрязняющие вещества, в т.ч. маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые, временно согласованные выбросы[2].

В части контроля сбросов в рамках ПЭК, помимо прочего, разрабатываются (п. 9.2 Требований):

• программа проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод;

• программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной.

Указанные программы содержат в том числе перечень определяемых загрязняющих веществ и показателей, соответствующий нормативам допустимого сброса, временным разрешенным сбросам (пп. 9.2.1 и 9.2.5 Требований).

Следовательно, в соответствии с Требованиями в рамках ПЭК должны быть учтены все вещества, в отношении которых установлены нормативы.

 

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР), заявка на получение которого содержит, помимо прочего, расчеты[3]:

• технологических нормативов;

• нормативов допустимых выбросов, сбросов веществ I, II классов опасности при наличии таких веществ в выбросах, сбросах.

Технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий (далее — НДТ)[4].

Правила разработки технологических нормативов (далее — Правила) утверждены Приказом Минприроды России от 14.02.2019 № 89.

Технологические нормативы разрабатываются для объектов (их частей), на которых реализуются или планируется реализация технологических процессов, используется оборудование, применяются технические способы и методы, в отношении которых (п. 4 Правил):

• в информационно-технических справочниках по НДТ описаны идентичные технологические процессы, оборудование, технические способы и методы;

• установлены технологические показатели НДТ, в т.ч. для выбросов, сбросов.

Технологические нормативы разрабатываются в отношении загрязняющих веществ, для которых установлены технологические показатели НДТ для выбросов, сбросов (п. 5 Правил).

Таким образом, для расчета технологических нормативов необходимо:

1) определить, к какой области применения НДТ относится предприятие[5];

2) выбрать подходящий (соответствующий) справочник НДТ;

3) на основании технологических показателей НДТ рассчитать технологические нормативы.

Технологические показатели НДТ для различных отраслей утверждаются нормативными документами в области охраны окружающей среды.

 

Пример

Приказом Минприроды России от 11.07.2019 № 457 утвержден нормативный документ в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий убоя животных на мясокомбинатах, мясохладобойнях», которым установлен, например, технологический показатель выброса аммиака. Соответственно, исходя из требований п. 5 Правил, для такого вещества должен быть установлен технологический норматив.
В свою очередь, аммиак является веществом IV класса опасности[6].
Следовательно, в отношении объектов I категории нормированию подлежат не только вещества I, II классов опасности, но и вещества других классов опасности в рамках установления технологических нормативов.
В связи с этим получается, что ПЭК проводится в отношении:
• веществ I, II классов опасности;
• веществ других классов опасности, для которых установлены технологические показатели НДТ.

 

При такой организации ПЭК могут возникнуть трудности при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС). При расчете платы за НВОС должна быть учтена платежная база по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (в ред. от 10.05.2019; далее — Перечень № 1316-р)[7].

Платежная база определяется на основе данных ПЭК[8].

В связи с этим может возникнуть ситуация, когда в выбросах или сбросах предприятия присутствуют вещества, включенные в Перечень № 1316-р, но они не подлежат нормированию в соответствии с требованиями законодательства (на основании чего они не были включены в программу ПЭК). Следовательно, может образоваться недостача по плате за НВОС.

Вероятно, органы Росприроднадзора будут проводить контроль только в отношении нормируемых веществ[9].

Однако в отношении предприятия могут проводиться проверки и другими органами контроля, например Роспотребнадзором, который может потребовать предоставить информацию по веществам всех классов опасности.

В связи с этим рекомендуем указывать в программе ПЭК все вещества, содержащиеся в выбросах и сбросах, до тех пор, пока не сложится правоприменительная практика или пока не будет дано официальное разъяснение со стороны органов Росприроднадзора.

 

Вывод

В связи с изменениями законодательства дать точный ответ на поставленные вопросы не представляется возможным. По нашему мнению, чтобы обезопасить себя в этот переходный период, ПЭК целесообразно проводить в отношении всех веществ, содержащихся в выбросах и сбросах предприятия.

 

[1] Пункт 2 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.07.2019; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

[2] Пункт 9.1.1 требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных Приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 (далее — Требования).

[3] Пункты 1 и 3 ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ.

[4] Пункт 2 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ.

[5] Перечень областей применения наилучших доступных технологий утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 № 2674-р (в ред. от 24.05.2018).

[6] См. ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений».

[7] Пункт 1 ст. 16.3 Федерального закона № 7-ФЗ.

[8] Пункт 2 ст. 16.2 Федерального закона № 7-ФЗ.

[9] См. п. 51 формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемой при осуществлении федерального государственного экологического надзора, утвержденной Приказом Росприроднадзора от 18.09.2017 № 447.

На вопрос отвечает А.Н. Царькова, эксперт-эколог систем линейки «Техэксперт: Экология» Группы компаний «Браво Софт»

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 11, 2019.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.