Отдаем журнал бесплатно!

С ноября — по-новому: обзор изменений в области охраны атмосферного воздуха

Федеральным законом от 26.07.2019 № 195-ФЗ (вступит в силу 01.11.2019, за исключением отдельных положений) предусмотрено проведение эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ на территории 12 городских округов, а также внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха, которые коснутся всех природопользователей.

Эксперимент по квотированию выбросов

В городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита (далее — территории эксперимента) с 01.01.2020 по 31.12.2024 будет проведен эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух.

Суть эксперимента состоит в следующем.

Для каждой территории эксперимента проводятся сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха.

Сводные расчеты проводятся Росприроднадзором на основании сведений об инвентаризации, предоставленных по запросам госоргана владельцами объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), расположенных на территории эксперимента. Если Росприроднадзору понадобится уточнить данные сведения, владелец объекта НВОС не вправе отказать ему в доступе на свой объект. Здесь стоит отметить, что инвентаризация проводится не только для стационарных, но и для передвижных источников.

На основе сводных расчетов выполняются расчет и оценка риска для здоровья человека, по результатам которых с учетом заключения о проведении сводных расчетов определяется перечень приоритетных загрязняющих веществ для каждой территории эксперимента.

Далее Росприроднадзор при участии Роспотребнадзора и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации формирует перечень квотируемых объектов.

Для квотируемых объектов устанавливаются квоты выбросов в соответствии с правилами квотирования выбросов, определяемыми Минприроды России.

 

К сведению

Квоты будет устанавливать Росприроднадзор, а разрабатывать и представлять в Росприроднадзор предложения по квотам выбросов будет владелец квотируемого объекта на основании определенных Росприроднадзором допустимых вкладов в концентрацию.

 

Владельцы квотируемых объектов в срок, не превышающий 3 месяцев со дня получения уведомления об установленных квотах выбросов, разрабатывают планы мероприятий по достижению этих квот. Планы мероприятий по достижению квот выбросов утверждаются владельцами квотируемых объектов после их согласования межведомственным советом по проведению эксперимента.

В случае если мероприятия, направленные на достижение квот выбросов на квотируемом объекте, не могут быть реализованы в сроки, установленные для проведения эксперимента, владелец квотируемого объекта включает в план мероприятий по достижению квот выбросов компенсационные мероприятия из перечня компенсационных мероприятий, который утверждается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации для каждой территории эксперимента и размещается в Интернете. Такие компенсационные мероприятия выполняются владельцем квотируемого объекта самостоятельно или посредством оплаты расходов, связанных с их выполнением.

 

Для квотируемых объектов, относящихся к объектам I категории, утвержденные квоты выбросов включаются в комплексные экологические разрешения, в разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выдаваемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Для объектов II категории также предусмотрено внесение квот выбросов в указанные выше разрешения, а при отсутствии таких разрешений — в декларации о воздействии на окружающую среду.

В отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в отношении квотируемых объектов дополнительно включаются сведения:

• об утвержденных квотах выбросов;

• о соответствии выбросов на квотируемых объектах квотам выбросов;

• о реализации планов мероприятий по достижению квот выбросов.

В связи с проведением эксперимента распределены полномочия между органами государственной власти.

Изменения в области охраны атмосферного воздуха

Если приведенные выше положения касаются только территорий проведения эксперимента, то правки, внесенные в основные федеральные законы в области охраны окружающей среды, коснутся всех природопользователей — владельцев источников выбросов (и отчасти даже владельцев источников сбросов).

А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2019.

Отдаем журнал бесплатно!

С ноября — по-новому: обзор изменений в области охраны атмосферного воздуха

Федеральным законом от 26.07.2019 № 195-ФЗ (вступит в силу 01.11.2019, за исключением отдельных положений) предусмотрено проведение эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ на территории 12 городских округов, а также внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха, которые коснутся всех природопользователей.

Эксперимент по квотированию выбросов

В городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита (далее — территории эксперимента) с 01.01.2020 по 31.12.2024 будет проведен эксперимент по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух.

Суть эксперимента состоит в следующем.

Для каждой территории эксперимента проводятся сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха.

Сводные расчеты проводятся Росприроднадзором на основании сведений об инвентаризации, предоставленных по запросам госоргана владельцами объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), расположенных на территории эксперимента. Если Росприроднадзору понадобится уточнить данные сведения, владелец объекта НВОС не вправе отказать ему в доступе на свой объект. Здесь стоит отметить, что инвентаризация проводится не только для стационарных, но и для передвижных источников.

На основе сводных расчетов выполняются расчет и оценка риска для здоровья человека, по результатам которых с учетом заключения о проведении сводных расчетов определяется перечень приоритетных загрязняющих веществ для каждой территории эксперимента.

Далее Росприроднадзор при участии Роспотребнадзора и уполномоченного органа субъекта Российской Федерации формирует перечень квотируемых объектов.

Для квотируемых объектов устанавливаются квоты выбросов в соответствии с правилами квотирования выбросов, определяемыми Минприроды России.

 

К сведению

Квоты будет устанавливать Росприроднадзор, а разрабатывать и представлять в Росприроднадзор предложения по квотам выбросов будет владелец квотируемого объекта на основании определенных Росприроднадзором допустимых вкладов в концентрацию.

 

Владельцы квотируемых объектов в срок, не превышающий 3 месяцев со дня получения уведомления об установленных квотах выбросов, разрабатывают планы мероприятий по достижению этих квот. Планы мероприятий по достижению квот выбросов утверждаются владельцами квотируемых объектов после их согласования межведомственным советом по проведению эксперимента.

В случае если мероприятия, направленные на достижение квот выбросов на квотируемом объекте, не могут быть реализованы в сроки, установленные для проведения эксперимента, владелец квотируемого объекта включает в план мероприятий по достижению квот выбросов компенсационные мероприятия из перечня компенсационных мероприятий, который утверждается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации для каждой территории эксперимента и размещается в Интернете. Такие компенсационные мероприятия выполняются владельцем квотируемого объекта самостоятельно или посредством оплаты расходов, связанных с их выполнением.

 

Для квотируемых объектов, относящихся к объектам I категории, утвержденные квоты выбросов включаются в комплексные экологические разрешения, в разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выдаваемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Для объектов II категории также предусмотрено внесение квот выбросов в указанные выше разрешения, а при отсутствии таких разрешений — в декларации о воздействии на окружающую среду.

В отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в отношении квотируемых объектов дополнительно включаются сведения:

• об утвержденных квотах выбросов;

• о соответствии выбросов на квотируемых объектах квотам выбросов;

• о реализации планов мероприятий по достижению квот выбросов.

В связи с проведением эксперимента распределены полномочия между органами государственной власти.

Изменения в области охраны атмосферного воздуха

Если приведенные выше положения касаются только территорий проведения эксперимента, то правки, внесенные в основные федеральные законы в области охраны окружающей среды, коснутся всех природопользователей — владельцев источников выбросов (и отчасти даже владельцев источников сбросов).

А.А. Самохина, начальник отдела эколого-правового консалтинга ООО «ЭКОТИМ»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 10, 2019.

Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам