НОВОСТИ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Федеральный закон № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»: комментарии к подзаконным актам
1 января 2014 г. в полном объеме вступает в силу Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Ожидалось же это событие годом ранее. Однако этого не произошло, т. к. Правительство Российской Федерации не успело принять необходимые подзаконные акты. В течение 2013 г. Правительство издавало соответствующие постановления. Комментарии к некоторым из данных нормативно-правовых актов мы предлагаем вашему вниманию.
БОЛЬНАЯ ТЕМА
Практика получения информации об особо охраняемых природных территориях местного значения
Согласно Федеральному закону от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» строительство новых и реконструкция существующих объектов на землях особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ) федерального, регионального и местного значения допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, подтверждающего, что проведение указанных работ не противоречит положению о конкретной охраняемой территории. В связи с этим на этапе проведения инженерных изысканий особенно актуальным становится вопрос наличия ООПТ в местах предполагаемого проведения работ. С территориями федерального и регионального значения все более или менее понятно, а вот в отношении ООПТ местного значения ситуация складывается прямо противоположная: неспособность государственных органов оперативно предоставить заинтересованным лицам достоверную информацию о таких ООПТ вызывает серьезные затруднения при планировании размещения объектов.
ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ, ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ
Реализация нормы Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» о разработке НДС для абонентов централизованных сетей
Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» является первым в истории законодательства Российской Федерации отраслевым законом в сфере водоснабжения и водоотведения. Данный Федеральный закон предъявляет серьезные требования к предприятиям, осуществляющим сброс в канализацию сточных вод, которые не могут быть очищены на очистных сооружениях. В чем заключаются данные требования — читайте в статье.
Правовые основы водоотведения через систему централизованной канализации
На многих предприятиях экологу приходится решать проблемы сброса сточных вод в системы канализации и другие проблемы водоснабжения и водоотведения. Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» для организаций, осуществляющих водоотведение, и ряда их абонентов предусматривает наличие планов снижения сбросов, корректировку размеров платежей за негативное воздействие на окружающую среду и получение лимитов на сбросы на период реализации природоохранных мероприятий, а также определенный порядок нормирования и контроля качества сбрасываемых сточных вод. Данная статья поможет вам с учетом постановлений Правительства Российской Федерации, которые вступят в силу 1 января 2014 г., с полным знанием дела подойти к планированию природоохранных мероприятий, в т.ч. к определению сроков их реализации и достигаемым показателям.
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
Экспертиза Приказа Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»: комментарии эколога
Автор статьи уже неоднократно высказывала критическое мнение и пожелания относительно многих нормативных актов, касающихся экологии. В том числе речь шла и об одном из главных камней преткновения государственных контролирующих органов и природопользователей — Приказе Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». В настоящей статье мы проанализируем некоторые положения Заключения Минэкономразвития по итогам экспертизы данного Приказа.
Паспортизация отходов по новым правилам
Меньше чем через год хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образуются отходы I–IV классов опасности, должны будут проводить паспортизацию отходов по новым правилам. Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 утверждены Правила проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности, которые вступают в силу 1 августа 2014 г.
Оформление паспорта на опасный отход: нормы и практика взаимодействия с аккредитованными лабораториями
Паспортизация отходов производства и потребления — актуальная тема для всех предприятий и организаций как малого и среднего, так и крупного бизнеса. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» паспорта опасных отходов обязаны иметь все индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, — тем самым они подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности.
РАЗРАБОТКА И СОГЛАСОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Корректировка проекта НООЛР: насколько это реально?
Разработка и согласование проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — НООЛР), как правило, представляют собой целую эпопею, состоящую из долгих месяцев тяжкого труда как для экологов на предприятии, так и для разработчиков. Новый том проекта НООЛР часто влечет за собой заключение новых договоров на прием отходов, разработку новых паспортов отходов, ранее не учтенных по разным причинам, а для некоторых хозяйствующих субъектов — и получение новой лицензии на обращение с отходами. Поэтому часто, когда речь заходит о необходимости разработки нового проекта НООЛР, руководители сопротивляются доводам эколога до последнего, надеясь на авось. Особенно трудно бывает убедить руководителей в необходимости выделения средств на разработку проектной документации не тогда, когда у действующего проекта заканчивается срок действия, а в случае произошедших или планируемых изменений на предприятии. Давайте подробнее разберемся, учитывая опыт автора, как же следует поступить экологу, если нужна корректировка проекта НООЛР.
Проекты ПДВ и НООЛР для сервисных компаний
Как инженер-эколог, большую часть времени проработавший в компании, предоставляющей услуги юридическим лицам в сфере разработки проектной документации в области экологии, автор статьи неоднократно сталкивался с необходимостью разработки проектов нормативов предельно допустимых выбросов и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для сервисных компаний. На первый взгляд, такие компании мало чем отличаются от остальных природопользователей и разработка проектной документации для них не представляет особой сложности с методической точки зрения. Однако проблемы начинаются уже на самом раннем этапе работы — этапе инвентаризации источников выбросов и определения номенклатуры отходов.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
Современные нормативно-правовые основы государственного экологического надзора
Требования об осуществлении государственного экологического контроля определены ст. 65, 66 (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ) Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствии с нормами п. 2 ст. 65 данного Федерального закона к государственному экологическому надзору относятся все виды государственного надзора в сфере природопользования и собственно охраны окружающей среды.
ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Секреты технологий производства для ПНООЛР: его величество шампанское
Как известно, изначально шампанское — это игристое вино, произведенное во французском регионе Шампань из определенных сортов винограда методом вторичного брожения вина в бутылке. Вина из этого региона были известны еще до Средневековья. Они изготавливались из винограда, росшего в обрабатываемых монахами церковных виноградниках, которые располагались на самых плодородных землях. Иностранцы, посещавшие французские земли и познавшие вкус этого напитка, разнесли новость о нем по всей Европе, в результате чего в 1535 г. началась коммерциализация производства шампанских вин. Классический способ производства шампанского достаточно длителен, а цена такого шампанского весьма высока. В связи с этим был изобретен другой, намного более быстрый и менее затратный способ — резервуарный непрерывный. Полагаем, что разумно будет рассмотреть именно такую технологию с точки зрения образования отходов, поскольку при нормировании предприятий, занимающихся производством игристых вин, скорее всего, инженер-эколог столкнется именно с ней.
ВОПРОС — ОТВЕТ
Правомерен ли наложенный на предприятие — субъект малого бизнеса при проведении плановой выездной проверки штраф за отсутствие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, если все необходимые для получения данного разрешения документы представлены в Росприроднадзор, но само разрешение еще не получено?
Будут ли владельцы централизованных систем водоотведения, осуществляющие сброс очищенных стоков в водоемы, вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в Ростехнадзор или Росприроднадзор?
В каких случаях лучше выделять в качестве отдельного вида отходов отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, а в каких — не прописывать и не рассчитывать такой вид отходов отдельно?
Являются ли нарушениями превышение лимитов на размещение какого-либо отхода и необразование отхода, на размещение которого выданы лимиты?
ТЕХНОЛОГИИ И ОБОРУДОВАНИЕ
Питьевая вода из стоков нефтеперерабатывающих заводов: сегодня это реально!
В результате деятельности нефтеперерабатывающих заводов и других предприятий нефтехимического комплекса образуются большие объемы нефтесодержащих сточных вод. Природоохранное законодательство Российской Федерации устанавливает жесткие требования к очистке сточных вод. Суть требований сводится к тому, что все жиры, масла, а также нефтесодержащие субстанции, имеющиеся в стоках, должны быть удалены, а вода после очистки — возвращена в природную среду. Сложный характер отходов, содержащих масляные вещества, объясняет то, что процесс водоочистки состоит из нескольких этапов. Подробнее об этих этапах читайте в статье.