Электронная версия журнала

Оформление паспорта на опасный отход: нормы и практика взаимодействия с аккредитованными лабораториями

«Справочник эколога» №11 2013 / Обращение с отходами

Паспортизация отходов производства и потребления — актуальная тема для всех предприятий и организаций как малого и среднего, так и крупного бизнеса. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 28.07.2012) паспорта опасных отходов обязаны иметь все индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, — тем самым они подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности.

Паспорт опасного отхода оформляется на каждый конкретный вид отхода I–IV классов опасности по форме и в соответствии с инструкцией по ее заполнению (далее — Инструкция), утвержденными Приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 785. Паспорт отходов составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

 

 

Согласно п. 2.4 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 № 570 (далее — Порядок паспортизации), деятельность по паспортизации отходов включает:

  • подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;
  • рассмотрение Росприроднадзором и его территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, и подготовку документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;
  • оформление и выдачу территориальными органами Росприроднадзора документов, подтверждающих отнесение отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды);
  • согласование паспортов отходов.

Процесс подготовки сведений об отходе основывается чаще всего на опыте предприятия, в результате деятельности которого образуется данный отход. Так, сведения о происхождении отхода можно встретить в стандартных технических регламентах, технологических картах или же в общем описании производственного процесса. Это же касается и технологий использования и обезвреживания отходов на предприятии, если таковые имеют место, или же описания мест складирования или размещения отходов на территории предприятия.

Гораздо сложнее обстоят дела с определением состава опасных отходов на предприятии и, как следствие, отнесением отхода к конкретному классу опасности и обозначением его опасных свойств — характеристик, напрямую зависящих от компонентного состава отхода.

В соответствии с п. 5 Инструкции компонентный состав отхода указывается на основании протокола результатов анализов, выполненных лабораторией, аккредитованной на проведение количественных химических анализов [1]. Для отходов, представленных товарами (продукцией), утратившими свои потребительские свойства, указываются сведения о компонентном составе исходного товара (продукции) согласно техническим условиям и др.

НА ЗАМЕТКУ

Согласно п. 3.3 ГОСТ 30774-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования» (далее — ГОСТ 30774-2001) информация, необходимая для составления паспорта, должна быть получена из компетентных источников или в результате испытаний (тестов) [2], проводимых в соответствии с требованиями действующей нормативной документации. Состав отходов определяют методами физического, физико-химического, химического анализа или на основании состава первичного сырья, из которого образовались отходы, и технологических режимов, которым подвергалось это сырье (разд. 6 Правил оформления разделов паспорта отходов, входящих в состав ГОСТ 30774-2001).

Деятельность предприятий может сопровождаться образованием как специфических отходов, характерных для конкретного вида деятельности или технологического процесса (например, шлам шлифовальный маслосодержащий (5460100004033) [3] от проведения металлообработки с использованием смазочно-охлаждающих жидкостей), так и общих, стандартных отходов, характерных практически для всех организаций (например, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (9120040001004)). Таким образом, необходимо учитывать важность верного определения происхождения отхода и, как следствие, его компонентного состава.

Та часть отходов, которая представляет собой готовые изделия, потерявшие потребительские свойства, как правило, не нуждается в проведении лабораторного анализа качественного и количественного состава. Так, разработчики паспортов опасных отходов зачастую используют справку от предприятия-изготовителя тех или иных товаров (например, люминесцентных ламп, чтобы определить компонентный состав отхода «Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак» (3533010013011)) [4].

Определение компонентного состава отхода путем проведения лабораторных исследований необходимо, когда речь идет об анализе специфических опасных отходов, образующихся на предприятии, таких как химические отходы [5], отходы от медицинских учреждений [6] и др. Компонентный состав таких отходов не может быть регламентирован какими-либо документами или определен на основании знаний об исходном сырье и процессе образования отхода. Это связано не только с тем, что, как правило, такие отходы имеют сложный химический/биологический состав, но и с тем, что такие специфические отходы на предприятиях зачастую представляют собой смесь некоторых неоднородных и даже разных фракционных структур (например, мусор производственный (9900000000000)). В данном случае именно отбор и анализ проб отходов, проведенный в соответствии с федеральными природоохранными нормативными документами, поможет верно определить качественный и количественный состав отхода, на основании которого можно будет впоследствии установить класс опасности отхода и определить его опасные свойства.

Не секрет, что проведение анализа в лабораторных условиях с привлечением аккредитованных лабораторий сопровождается значительными временными и материальными затратами для предприятия. Дороговизна и сложность проведения лабораторного анализа пробы опасного отхода определяются следующими факторами:

  • отбор проб должен осуществляться в соответствии с ГОСТ 17.4.3.01-83 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб», ГОСТ 17.4.02-84 «Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтного анализа»;
  • отбор проб должен проводиться в присутствии должностных лиц субъекта хозяйствования — собственника отходов производства;
  • способ отбора проб выбирают с учетом характеристик объекта отбора проб, цели анализа (исследования) отходов и перечня определяемых показателей;
  • отбор проб производится из объектов отбора проб либо непосредственно в местах образования отходов;
  • перечни аппаратуры, материалов, реактивов, методик, используемых при отборе проб, должны соответствовать действующим нормативным документам;
  • перевозка проб осуществляется любым видом транспорта, обеспечивающим сохранность проб; в процессе перевозки проб должны быть приняты все необходимые меры по предупреждению возможности их загрязнения;
  • процедура отбора проб должна быть строго документирована и отражена в акте отбора проб, который оформляется на каждую пробу отдельно. Записи должны быть четкими, сделаны надежным способом, позволяющим без затруднений провести идентификацию пробы.

Немало осложняет процесс отбора проб то, что способы отбора, консервации и хранения проб отходов должны гарантировать неизменность физических, химических и других свойств исследуемых отходов.

Все вышеперечисленные и еще некоторые специфические условия должны быть соблюдены аккредитованными в установленном законодательством порядке лабораториями, осуществляющими отбор и анализ проб опасных отходов. Именно на основании протокола лабораторных исследований компонентного состава проб отходов в дальнейшем проводятся отнесение данного отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, определение основных опасных свойств отхода и, следовательно, разработка регламента, норм и правил проведения работ с этим отходом на предприятии [7].

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Правильное отнесение отхода к определенному классу опасности дает возможность более тщательно подойти к обустройству мест его складирования, хранения, способов транспортировки [8], оснащению мест размещения отхода и т.д., тем самым обеспечив большую безопасность при работе с отходом.

Расчет класса опасности отхода выполняется в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными Приказом Минприроды России от 15.06.2001 № 511 (далее — Критерии).

Перечень веществ, составляющих отход (компонентов отхода), и их количественное содержание определяются по составу исходного сырья и технологическим процессам его переработки или по результатам количественного химического анализа в аккредитованной лаборатории.

Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия опасного отхода на окружающую природную среду. В соответствии с Критериями индекс опасности равен сумме индексов опасности отдельных компонентов отхода. Здесь скрывается еще один подвох. Дело в том, что аккредитованные лаборатории, осуществляющие отбор и анализ проб отходов, могут выявить и указать в протоколе лабораторных исследований компонентного состава только те вещества и соединения, которые определены областью аккредитации данной лаборатории. Следствием этого становится выдача протоколов с указанием как химического (лабораториями, имеющими более широкую область аккредитации), так и морфологического состава отхода (лабораториями, не имеющими возможность более точно анализировать пробу).

ПРИМЕР

Лаборатория, имеющая широкую область аккредитации, в протоколе анализа отходов производства и потребления может указать примерно следующий компонентный состав отхода «Покрышки отработанные»: синтетический каучук, углерод, кремний, марганец, железо и т.д. Лаборатория с более скудным набором определяемых характеристик в своей области аккредитации сможет указать лишь морфологический состав отхода «Покрышки отработанные»: резина, сталь, механические примеси.

Эти различия в определении качественного и количественного состава определяемого отхода являются причиной различия в проводимом далее расчете класса опасности отхода, который основывается на результатах лабораторных исследований.

Более подробный и точный анализ компонентного состава отхода дает возможность более точно определить класс опасности отхода в целом, т. к. отход имеет большое количество компонентов с различными индексами опасности для окружающей природной среды. Расчет класса опасности для отхода, компонентный состав которого определен лишь морфологически, будет заведомо «усредненным» и, как показывает практика, будет рассчитан неверно (скорее всего, в сторону снижения класса опасности на 1–2 пункта — со 2-го класса опасности, рассчитанного по химическому составу, вплоть до 4-го класса, рассчитанного по морфологическому составу).

Это имеет особое значение, когда речь идет еще и о специфических отходах производства и потребления на крупных предприятиях. Неверно рассчитанный класс опасности отхода ведет в дальнейшем к некорректному указанию сведений об отходе в паспорте, где согласно Порядку паспортизации указываются и принимаемые меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с данным опасным отходом, используемая тара или способы упаковки, применяемые способы и условия хранения отхода, способ использования или обезвреживания данного вида отхода и т. д. Снижение класса опасности отхода влечет за собой снижение мер экологической и пожарной безопасности при обращении с ним, что может привести к непоправимым последствиям и нанесению вреда окружающей природной среде и человеку.

С другой стороны, в случае осуществления паспортизации отходов небольших непроизводственных предприятий (офисные организации, учреждения оказания государственных услуг и др.) проведение дорогостоящих лабораторных анализов для выявления компонентного состава отходов нецелесообразно. Так, например, в каждом офисном помещении образуется отход «Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» (9120040001004). Для определения компонентного состава данного отхода, скорее всего, будет достаточно знания его морфологического состава (стекло, бумага, древесина, полимерные материалы, пищевые отходы). А некоторая идентичность таких паспортов отходов для различных предприятий и вовсе сводит на нет необходимость в проведении отбора проб и дальнейшего анализа качественного и количественного состава отхода.

Тем не менее на данный момент на практике разработать и согласовать паспорт опасного отхода без приложения протокола лабораторных исследований компонентного состава проб отходов (за исключением отходов, являющихся готовым изделием, потерявшим потребительские свойства, где вместо протокола допускается приложить справку завода-изготовителя о составе изделия) невозможно. При этом проведение лабораторных исследований с выездом для отбора проб отходов для небольших офисных предприятий является делом затратным.

Выходом из этой ситуации послужило сотрудничество предприятий — разработчиков проектной экологической документации и аккредитованных лабораторий. Сотрудничество заключается в том, что заказав разработку паспортов опасных отходов такой фирме-разработчику, предприятие-заказчик, по сути, не участвует в процессе определения фактического компонентного состава образующихся отходов. Фирма-разработчик и сотрудничающая с ней аккредитованная лаборатория, как правило, определяют на свое усмотрение состав стандартного отхода, под который делаются протокол лабораторных исследований компонентного состава отхода и расчет класса опасности отхода. Отбор проб отходов и проведение анализов в таком случае проводятся лишь на бумаге, что значительно упрощает процесс разработки паспортов для фирмы-разработчика и удешевляет предоставление услуги разработки паспортов для предприятия-заказчика. Как следствие, в дальнейшем было бы целесообразно выделить такие неизменяемые отходы в одну категорию с установленной единой формой оформления паспорта, что значительно упростило бы и процесс разработки, и процесс согласования паспортов подобных отходов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Следует понимать, что применение такого подхода к установлению компонентного состава отходов возможно лишь в том случае, когда речь идет об образующихся на непроизводственных предприятиях отходах с низким классом опасности.

Подобное «определение» качественного и количественного состава специфических отходов, отходов с высоким классом опасности, отходов, содержащих в своем составе заведомо едкие, токсичные, химически или биологически активные компоненты и др., недопустимо. Такой неподкрепленный реальным анализом компонентного состава протокол отбора проб не сможет отобразить действительного состава отхода, следовательно, повлечет за собой неправильное проведение расчета класса опасности и, как оговаривалось ранее, неверное определение его опасных свойств и мер по предотвращению аварийных ситуаций и т. д.

Конечно, территориальный орган Росприроднадзора может отказать в согласовании паспорта опасного отхода по причине наличия в представленных материалах недостоверной или искаженной информации о составе отхода и/или его свойствах, в т. ч. о классе опасности отхода для окружающей природной среды, но выявить это возможно лишь в случае проведения независимой экспертной оценки, проведенной в аккредитованной лаборатории (п. 3.9 Порядка паспортизации). На практике такое рассмотрение каждого паспорта согласующими органами не представляется возможным.

Результатом такого подхода фирм-разработчиков и лабораторий к разработке паспортов опасных отходов является наличие на предприятиях утвержденных паспортов с заведомо неверными или некорректными данными о происхождении, составе, опасных свойствах и мерах безопасности при обращении с отходами. Это в дальнейшем не только создает трудности при оформлении некоторых других видов проектной экологической документации (например, лицензии на обращение с отходами или проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), но и может привести к аварийным ситуациям на предприятии, причиной которых может стать некорректно или даже ошибочно составленный регламент обращения с отходом.

Упрощение работы по определению компонентного состава образующихся отходов таким невежественным способом не только не помогает решить уже имеющиеся проблемы с отходами, но и еще больше усугубляет ситуацию в области обращения с опасными отходами на предприятиях. Нормативного документа, регламентирующего подобное взаимодействие, на данный момент нет, а это значит, что точное и корректное составление паспорта опасного отхода, индивидуального для конкретного предприятия, также будет фактически на совести лабораторий и предприятий-разработчиков.

 

[1] О проведении количественного химического анализа отхода см.: Черемохина Е. Количественный химический анализ отхода // Справочник эколога. 2013. № 7. С. 66–67.

[2] Подробнее о биотестировании отходов см.: Черемохина Е. Биотестирование отходов // Справочник эколога. 2013. № 7. С. 67–68.

[3] Здесь и далее наименования и коды отходов даны в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Минприроды России от 02.12.2002 № 786 (в ред. от 30.07.2003).

[4] Об обращении с отработанными люминесцентными лампами см.: Колчина Е.Н. Проблемы обращения с отработанными люминесцентными лампами // Справочник эколога. 2013. № 2. С. 29–33.

[5] Об обращении с просроченными реактивами см.: Кугеева О.С. Порядок обращения с просроченными реактивами // Справочник эколога. 2013. № 3. С. 39–44.

[6] О проблемах обращения с медицинскими отходами см.:

Севрюгина В. В. Документация по медицинским отходам // Справочник эколога. 2013. № 3. С. 80–81;

Колчина Е. Н. Классификация медицинских отходов // Справочник эколога. 2013. № 3. С. 81–83;

Зайцев О. Б., Котельникова Е. А. Паспортизация медицинских отходов и разработка ПНООЛР для ЛПУ: законодательные основы и правоприменительная практика // Справочник эколога. 2013. № 4. С. 35–40;

Зайцев О. Б., Котельникова Е. А. Утилизация медицинских отходов // Справочник эколога. 2013. № 6. С. 31–33;

Высоцкая И. А. Основные замечания при рассмотрении проектов НОООЛР в государственных органах // Справочник эколога. 2013. № 10. С. 43–49.

[7] О требованиях к обращению с отходами см.: Бабина Ю. В. Экологические, санитарные и иные требования безопасного обращения с отходами // Справочник эколога. 2013. № 1. С 30–43.

[8] О требованиях к транспортировке отходов см.: Линова С. А. Транспортировка отходов по всем правилам // Справочник эколога. 2013. № 4. С. 5–16.

Ю.П. Константинова, инженер-эколог

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 11, 2013.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.