Приказом Росстата от 28.07.2015 № 344 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой» (далее — Приказ № 344) утверждены измененные формы № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха», № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах» и указания по их заполнению, которые будут введены в действие с отчета за 2015 г. Что нового появилось в этих формах? Давайте выясним.
ФОРМА № 2-ТП (ВОЗДУХ) «СВЕДЕНИЯ ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА»
Срок представления формы в территориальный орган Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу остался прежним — 22 января после отчетного периода.
В самой форме можно обнаружить лишь одно (вполне логичное) изменение — в сноске 2 к таблице разд. 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация» (выделено автором):
Аналогичная правка была внесена и в п. 8 Указаний по заполнению формы (выделено автором):
Следует отметить, что основные изменения коснулись именно Указаний. Так, было отредактировано определение термина «обособленное подразделение организации» в соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (выделено автором):
В соответствии с новыми Указаниями форма будет представляться по юридическому лицу (обособленному подразделению) или индивидуальному предпринимателю:
- с объемом разрешенного выброса более 10 т в год;
- с объемом разрешенного выброса от 5 до 10 т в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.
Ранее форму должны были представлять юридические лица (обособленные подразделения) или индивидуальные предприниматели:
- с объемом разрешенного выброса более 10 т в год;
- с объемом разрешенного выброса от 1 до 10 т в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.
Таким образом, начиная с отчета за 2015 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели с объемом разрешенного выброса от 1 до 5 т в год при наличии в составе выбросов веществ 1 и (или) 2 класса опасности представлять форму № 2-ТП (воздух) не обязаны.
В новых Указаниях был уточнен список загрязняющих веществ, которые не подлежат учету (выделено автором):
Также было сделано уточнение насчет источников, выбросы от которых учитываются в графе 2 разд. 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация» («Выбрасывается без очистки», «всего»), и источников, которые учитываются в графе 1 разд. 3 «Источники загрязнения атмосферы» («Количество источников загрязнения атмосферы на конец года, единиц», «всего») (выделено автором):
Пункт 9 Указаний был дополнен разъяснением о том, что при заполнении разд. 2 «Выброс в атмосферу специфических загрязняющих веществ» для веществ, не перечисленных в Перечне специфических загрязняющих веществ, данные о выбросах которых подлежат первоочередному отражению в разделе 2 (приложение к Указаниям), указывается код «8888» — другие вещества.
Отметим, что в указанном Перечне был изменен код загрязняющего вещества (№ п/п 43) «Бромэтан (Бромистый этил. Этилбромид)» с 805 на 808.
КСТАТИ
В соответствии с п. 4 Приказа № 344 форма № 2-ТП-воздух (срочная) «Сведения об охране атмосферного воздуха», утвержденная Приказом Росстата от 29.08.2014 № 540, утрачивает силу с отчета за I полугодие 2016 г. На момент подготовки статьи новая редакция данной формы не была утверждена.
ФОРМА № 4-ОС «СВЕДЕНИЯ О ТЕКУЩИХ ЗАТРАТАХ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖАХ»
Срок представления формы в территориальный орган Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу не изменился — 25 января после отчетного периода. Сама форма тоже не подверглась изменениям, в отличие от Указаний по ее заполнению.
Так, изменения коснулись того, что следует понимать под обособленным подразделением (по аналогии с изменениями, внесенными в Указания по заполнению формы № 2-ТП (воздух)).
В соответствии с новыми Указаниями форма будет представляться по юридическому лицу (обособленному подразделению) или индивидуальному предпринимателю с объемом затрат и (или) с платой за негативное воздействие на окружающую среду более 100 тыс. руб. в год.
Ранее форму должны были представлять юридические лица (обособленные подразделения) или индивидуальные предприниматели с объемом затрат и (или) с платой за негативное воздействие на окружающую среду более 10 тыс. руб. в год.
Форму теперь не должны будут представлять:
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие долгосрочные лицензии на пользование охотничьими животными или заключившие охотхозяйственные соглашения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- юридические лица, в ведении (управлении) которых находятся особо охраняемые природные территории (далее — ООПТ).
Ранее форму могли не представлять:
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие долгосрочные лицензии на пользование охотничьими животными или заключившие охотхозяйственные соглашения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- юридические лица, осуществляющие управление ООПТ федерального значения.
Таким образом, начиная с отчета за 2015 г. форму не будут представлять юридические лица, в ведении которых находятся ООПТ федерального, регионального или местного значения, т.е. любые ООПТ.
Также начиная со следующего года в форме не нужно будет отражать в том числе следующие мероприятия и затраты на их проведение:
- строительство объектов по охране окружающей среды;
- амортизационные отчисления по основным фондам природоохранного назначения.
В связи с этим в Указания были внесены соответствующие изменения и уточнения, касающиеся мероприятий и затрат, которые не включаются в графу 3 разд. 1 «Текущие затраты на охрану окружающей среды и выручка (поступления) от продажи побочной продукции» («Текущие (эксплуатационные) затраты за год, всего») (выделено автором):
И последнее изменение было внесено в разъяснения по заполнению строки 10 разд. 1 «Текущие затраты на охрану окружающей среды и выручка (поступления) от продажи побочной продукции» («на другие направления деятельности в сфере охраны окружающей среды») (выделено автором):
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В заключение хотелось бы напомнить, что нарушение требований по представлению статистической отчетности влечет за собой ответственность, установленную ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), а также ст. 3 Закона РФ от 13.05.1992 № 2761-1 «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» (в ред. от 30.12.2001; далее — Закон РФ № 2761-1):
Извлечение
из КоАП РФ
Статья 13.19. Нарушение порядка представления статистической информации
Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Извлечение
из Закона РФ № 2761-1
[…]
Статья 3. Установить, что предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.