Отдаем журнал бесплатно!

Система управления охраной труда. Сопутствующие процессы: санитарно-бытовое обеспечение работников

Из статьи вы узнаете, какое место в СУОТ занимает процесс санитарно-бытового обеспечения работников, как его организовать и проконтролировать.

Публикуем очереденую статью из серии, посвященной выстраиванию системы управления охраной труда. 

Какое место в СУОТ занимает процесс санитарно-бытового обеспечения работников?

Рассмотрим один из сопутствующих процессов в СУОТ — санитарно-бытовое обеспечение работников (далее — СБО; см. схему).

Системная структура СУОТ и иерархичность мер

Работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 214, 216.3 ТК РФ).

Цель процесса СБО — разработать перечень мероприятий по созданию необходимого количества санитарно-бытовых помещений и содержанию их в условиях, соответствующих требованиям охраны труда в части эксплуатации санитарно-бытовых помещений.

Чтобы организовать процесс, нужно оформить его документально. Это может быть самостоятельное Положение о санитарно-бытовом обеспечении работников или раздел в Положении о СУОТ.

Положение — правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы учреждения, структурного подразделения[1].

Для планирования процесса СБО необходимы:

• выписка из штатного расписания организации;

• перечень НПА, содержащих требования по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников организации.

По итогам планирования процесса СБО нужно сформировать:

• Перечень санитарно-бытовых помещений;

• Перечень оборудования санитарно-бытовых помещений.

Документы по функционированию процесса — это документы, подтверждающие выполнение запланированных мероприятий (акты, журналы и т. д.).

Что включает в себя санитарно-бытовое обеспечение работников?

Санитарно-бытовое обслуживание работников — это комплекс мер, возложенных на работодателя, для обеспечения надлежащих условий труда, включая организацию помещений и предоставление услуг для личной гигиены, приема пищи и отдыха. Включает в себя оборудование душевых, умывальных, гардеробных, комнат для приема пищи и отдыха, а также обеспечение питьевой водой и постами первой помощи. Работодатель обязан обеспечить это обслуживание в соответствии с требованиями охраны труда, что закреплено в ст. 216.3 ТК РФ.

Процесс санитарно-бытового обеспечения работников включает:

• организацию санитарно-бытовых помещений в соответствии с требованиями охраны труда:

– помещений для приема пищи;

– комнат для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки;

– постов для оказания первой помощи, укомплектованных аптечками для оказания первой помощи;

– горячих цехов и участков аппаратами (устройствами) для обеспечения работников газированной соленой водой и др.;

• перевозку за счет средств работодателя в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям (ст. 216.3 ТК РФ).

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в:

• федеральных законах, законах субъектов РФ;

• постановлениях Правительства РФ;

• нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда,

• нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ (ст. 212 ТК РФ).

Какими нормативными актами регулируется процесс?

Основные НПА, регулирующие санитарно-бытовое обеспечение работников:

• Трудовой кодекс РФ;

• Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.12.2024);

• Правила по охране труда;

• Требования к комплектации аптечки для оказания работниками первой помощи пострадавшим с применением медицинских изделий, утв. Приказом Минздрава России от 03.05.2024 г. № 262н;

• Примерное положение о системе управления охраной труда, утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776н;

• СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 40;

• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2;

• СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3.

К этому перечню мы советуем добавить отраслевые нормы, например, по комплектации аптечек, обеспечению работников водой, аварийными душами, устройству комнат приема пищи и т. д., в т. ч. требования по санитарно-бытовому обеспечению, указанные в Правилах по охране труда и Отраслевых соглашениях, а также ведомственные, региональные нормы и нормы, закрепленные в коллективных договорах. О некоторых их них мы расскажем далее в статье.

Каков алгоритм санитарно-бытового обеспечению работников?

Алгоритм санитарно-бытового обеспечения работников

Если здание на этапе строительства или на этапе приемки в эксплуатацию по завершении строительства, при осуществлении процесса СБО нужно выполнить все три этапа.

Если здание принято в эксплуатацию или организация арендует здание (сооружения, помещения), при осуществлении процесса СБО нужно выполнить второй и третий этап.

Прокомментируем отдельные шаги этапов 1–3.

Этап 1. Планирование и организация процессов СБО (к новому или строящемуся зданию)

Планирование и организация СБО в новом или строящемся здании осуществляется в несколько шагов.

Шаг 1. Издайте приказ о назначении ответственного за организацию процесса СБО или за взаимодействие ответственного с подрядной организацией 

Для оснащения оборудованием санитарно-бытовых помещений работодатель назначает ответственное лицо, например, приказом.

 

[1] См. Постановление ГКНТ СССР от 04.09.1973 № 435 «Единая государственная система делопроизводства (Основные положения)».

С. Г. Подберезина,
эксперт и консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 6, 2025.

Отдаем журнал бесплатно!

Система управления охраной труда. Сопутствующие процессы: санитарно-бытовое обеспечение работников

Из статьи вы узнаете, какое место в СУОТ занимает процесс санитарно-бытового обеспечения работников, как его организовать и проконтролировать.

Публикуем очереденую статью из серии, посвященной выстраиванию системы управления охраной труда. 

Какое место в СУОТ занимает процесс санитарно-бытового обеспечения работников?

Рассмотрим один из сопутствующих процессов в СУОТ — санитарно-бытовое обеспечение работников (далее — СБО; см. схему).

Системная структура СУОТ и иерархичность мер

Работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 214, 216.3 ТК РФ).

Цель процесса СБО — разработать перечень мероприятий по созданию необходимого количества санитарно-бытовых помещений и содержанию их в условиях, соответствующих требованиям охраны труда в части эксплуатации санитарно-бытовых помещений.

Чтобы организовать процесс, нужно оформить его документально. Это может быть самостоятельное Положение о санитарно-бытовом обеспечении работников или раздел в Положении о СУОТ.

Положение — правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы учреждения, структурного подразделения[1].

Для планирования процесса СБО необходимы:

• выписка из штатного расписания организации;

• перечень НПА, содержащих требования по обеспечению санитарно-бытового обслуживания работников организации.

По итогам планирования процесса СБО нужно сформировать:

• Перечень санитарно-бытовых помещений;

• Перечень оборудования санитарно-бытовых помещений.

Документы по функционированию процесса — это документы, подтверждающие выполнение запланированных мероприятий (акты, журналы и т. д.).

Что включает в себя санитарно-бытовое обеспечение работников?

Санитарно-бытовое обслуживание работников — это комплекс мер, возложенных на работодателя, для обеспечения надлежащих условий труда, включая организацию помещений и предоставление услуг для личной гигиены, приема пищи и отдыха. Включает в себя оборудование душевых, умывальных, гардеробных, комнат для приема пищи и отдыха, а также обеспечение питьевой водой и постами первой помощи. Работодатель обязан обеспечить это обслуживание в соответствии с требованиями охраны труда, что закреплено в ст. 216.3 ТК РФ.

Процесс санитарно-бытового обеспечения работников включает:

• организацию санитарно-бытовых помещений в соответствии с требованиями охраны труда:

– помещений для приема пищи;

– комнат для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки;

– постов для оказания первой помощи, укомплектованных аптечками для оказания первой помощи;

– горячих цехов и участков аппаратами (устройствами) для обеспечения работников газированной соленой водой и др.;

• перевозку за счет средств работодателя в медицинские организации или к месту жительства работников, пострадавших в результате несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, а также по иным медицинским показаниям (ст. 216.3 ТК РФ).

Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в:

• федеральных законах, законах субъектов РФ;

• постановлениях Правительства РФ;

• нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда,

• нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ (ст. 212 ТК РФ).

Какими нормативными актами регулируется процесс?

Основные НПА, регулирующие санитарно-бытовое обеспечение работников:

• Трудовой кодекс РФ;

• Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26.12.2024);

• Правила по охране труда;

• Требования к комплектации аптечки для оказания работниками первой помощи пострадавшим с применением медицинских изделий, утв. Приказом Минздрава России от 03.05.2024 г. № 262н;

• Примерное положение о системе управления охраной труда, утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776н;

• СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 40;

• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2;

• СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3.

К этому перечню мы советуем добавить отраслевые нормы, например, по комплектации аптечек, обеспечению работников водой, аварийными душами, устройству комнат приема пищи и т. д., в т. ч. требования по санитарно-бытовому обеспечению, указанные в Правилах по охране труда и Отраслевых соглашениях, а также ведомственные, региональные нормы и нормы, закрепленные в коллективных договорах. О некоторых их них мы расскажем далее в статье.

Каков алгоритм санитарно-бытового обеспечению работников?

Алгоритм санитарно-бытового обеспечения работников

Если здание на этапе строительства или на этапе приемки в эксплуатацию по завершении строительства, при осуществлении процесса СБО нужно выполнить все три этапа.

Если здание принято в эксплуатацию или организация арендует здание (сооружения, помещения), при осуществлении процесса СБО нужно выполнить второй и третий этап.

Прокомментируем отдельные шаги этапов 1–3.

Этап 1. Планирование и организация процессов СБО (к новому или строящемуся зданию)

Планирование и организация СБО в новом или строящемся здании осуществляется в несколько шагов.

Шаг 1. Издайте приказ о назначении ответственного за организацию процесса СБО или за взаимодействие ответственного с подрядной организацией 

Для оснащения оборудованием санитарно-бытовых помещений работодатель назначает ответственное лицо, например, приказом.

 

[1] См. Постановление ГКНТ СССР от 04.09.1973 № 435 «Единая государственная система делопроизводства (Основные положения)».

С. Г. Подберезина,
эксперт и консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 6, 2025.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам