Электронная версия журнала

Представление в Роспотребнадзор проекта установления или изменения санитарно-защитной зоны: анализируем нововведения

«Санэпидконтроль. Охрана труда» №6 2016 / Экология

Проект санитарно-защитной зоны разрабатывается промышленными предприятиями в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

 

 

Размер СЗЗ устанавливается в соответствии с гл. VII и приложениями 1–6 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Для объектов, для которых не установлены СЗЗ, а также для объектов I–III классов опасности разрабатывается проект расчетного размера СЗЗ, т. е.:

  • сначала определяется расчетная (предварительная) ССЗ на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.);
  • затем — установленная (окончательная) — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Ориентировочные размеры СЗЗ для различных групп предприятий и производств указаны в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Все предприятия делятся на 5 классов опасности, и в зависимости от того, к какому классу относится предприятие, определяется размер ориентировочной СЗЗ:

  • промышленные объекты и производства первого класса — 1000 м;
  • второго класса — 500 м;
  • третьего класса — 300 м;
  • четвертого класса — 100 м;
  • пятого класса — 50 м.

 

Разработка проекта СЗЗ включает расчет воздействия выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и уровней физического воздействия согласно утвержденным методикам.

Состав проектной документации для установления размера СЗЗ на сегодняшний день законодательно не определен. Ранее в добровольном порядке применялись Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятий, разработанные в 1998 г. Комитетом по архитектуре и строительству г. Москвы. И хотя они не имели статуса официальных, тем не менее большая часть проектов СЗЗ так или иначе разрабатывалась по этому документу.

Рекомендации утратили силу в связи с изданием Правительством Москвы Постановления от 25.11.2003 № 991-ПП «Об утверждении Порядка подготовки проектов организации санитарно-защитных зон промышленных предприятий и групп предприятий в городе Москве», которое, в свою очередь, утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Москвы от 23.11.2012 № 665-ПП «О признании утратившими силу постановлений Правительства Москвы».

Таким образом, сегодня нет ни одного документа, определяющего состав и содержание проекта СЗЗ.

Из-за неопределенности состава и содержания проектов СЗЗ, отсутствия единого образца существует проблема утверждения проектной документации по СЗЗ: при экспертизе документов санитарными врачами выдвигаются различные требования, часто необоснованные, и каждый раз экспертиза проекта может проходить по новой схеме. Особенно часто такая ситуация возникает на местах.

Один из сложных моментов разработки и прохождения экспертизы — оформление карты-схемы территории предприятия и прилегающей территории с нанесенными границами СЗЗ.

Мария Ламихова, ГК «Экологический центр»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 6, 2016.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.