Электронная версия журнала

Новый техрегламент на парфюмерно-косметическую продукцию

«Санэпидконтроль. Охрана труда» №6 2009 / Надзор и контроль

Федеральный закон «О специально-техническом регламенте о парфюмерно-косметической продукции», возможно, будет принят Государственной думой РФ уже в ближайшее время. Участники рынка ожидают, что после вступления закона в действие сократится присутствие в торговой сети опасной для здоровья парфюмерии и косметики. Уменьшатся и бюрократические преграды, сопровождающие производство такой продукции и ее импорт. Обо всем этом рассказывает Галина Георгиевна Уланцева, кандидат технических наук, ведущий эксперт Ассоциация производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии. Она не только участвовала в подготовке проекта закона, но и выступала на заседаниях Госдумы и в Министерстве промышленности и энергетики при его общественном обсуждении.


Предпосылки для принятия техрегламента

Часть цены любых товаров составляет стоимость их предпродажной проверки на безопасность и эффективность. Эту нагрузку несет не только производитель, но и торговец-оптовик, например, импортирующий в страну новые для рынка изделия. Казалось бы, расходы на другой вид контроля, где «под прицел» берутся товары, уже присутствующие на рынке, всецело несет государство. На самом же деле эти проверки ложатся на плечи налогоплательщиков, то есть нас с вами: мы переплачиваем вдвойне, не только покупая товар, но и платя налоги.

Сверхтяжкий госконтроль вреден и тем, что затрудняет выход на рынок инновационных изделий. В итоге многие из них появляются с запозданием, а некоторые и вовсе до него не доходят. Но главный недостаток забюрократизированного контроля в том, что проводят его формально, на основании десятков устаревших нормативных актов различных ведомств. Сквозь эти «ветхие сети» легко проскальзывает некачественная, опасная для потребителя продукция.

В России надзорно-проверяющие ведомства все товары гребут под одну все более громоздкую и жесткую «контрольную гребенку», техрегламенты нужны как воздух. В декабре прошлого года были приняты технические регламенты на молоко и молочную продукцию, масложировую, соковую и другую продукцию из фруктов и овощей. Судьба же прочих пока в тумане. В том числе и одного, напрямую касающегося аптечной торговли. В сферу его действия входит парфюмерно- косметическая продукция.

В западных странах общие принципы контроля качества парфюмерно-косметической продукции для каждой товарной группы прописываются в специальном парламентском законе (в России они называются технические регламенты), а министерствам и ведомствам остается их выполнять. Чем большую потенциальную опасность представляет товар, тем больше в подобном контроле обязательных этапов, жестко отслеживаемых государством. Но если изделия относительно безопасны (например, зубные пасты, косметические кремы, парфюмерия), то, как показывает мировой опыт, производителю можно доверить самому добровольно проверять свой товар на соответствие установленным нормам. Но затем государство осуществляет выборочные проверки уже на рыночной стадии.

 

Что относится к парфюмерно-косметической продукции?

Всем мы пользуемся парфюмерно-косметическими товарами: мылом, кремами, лосьонами, дезодорантами, шампунями и лаком для волос, зубными пастами, ополаскивателями для полости рта, туалетной водой, а женшины ативной косметикой: губными помадами, тенями, тушью для ресниц. Интересно, что единственная частью человеческого тела, на которую не распространяется действие косметической продукции, это слизистая оболочка глаза. Как и биологически активные добавки, косметика и парфюмерия целиком относится к области нормальной физиологии. То есть парфюмерия и косметика поддерживают здоровье, но не излечивают от болезней и не обеспечивают их профилактику.

Наш словарь. Парфюмерно-косметическая продукция — это вещества, предназначенные для наружного нанесения на кожу, волосы, ногти, губы, зубы, слизистую оболочку полости рта и наружные половые органы. Цели применения парфюмерии и косметики строго ограничены. Ими могут быть только очищение покровов тела, изменения их внешнего вида, придание приятного запаха, его коррекция либо защита (например, от солнечных ожогов), а также поддержание в нормальном функциональном состоянии.

Еще в 2003 году с целью разработки техрегламента для этих товаров, был создан Координационный совет парфюмерно-косметической промышленности (далее — КСПКП), который начал работу по созданию проекта нового закона. В 2005-м документ был готов. Тогда казалось, что вот-вот вместо действующего механизма госнадзора за безопасностью и качеством парфюмерно-косметической продукции, который не только не эффективен, но и способствует появлению на рынке опасных для здоровья товаров, заработает новый, либеральный, современный, действенный.

Длинная дорога до прилавка

Чтобы понять, насколько безнадежно устарело наше нынешнее парфюмерно-косметическое техрегулирование, познакомимся с тем, что сейчас нужно сделать производителю, чтобы в аптеках появилась, например, его новое косметическое изделие.

Сначала в органах Роспотребнадзора получают либо удостоверение о регистрации нового изделия, либо санитарно-эпидемиологическое заключение о его безопасности. В обоих случаях проверяется соответствие продукта требованиям СанПиН, которые были разработаны еще 13 лет назад. Сегодня они во многом устарели, да и содержат серьезные ошибки.

Регистрация является более дорогим и сложным путем контроля, чем санитарно-эпидемиологическая экспертиза. Она предусмотрена только для изделий, представляющих повышенную потенциальную опасность. К ним отнесли детскую косметику, средства, предназначенные для интимных органов, использования в парикмахерских, для загара и отбеливания кожи, химической завивки волос.

Но и получить заключение о безопасности не так-то просто. Иногда на это уходят месяцы… Почему так долго? Безопасность того же тюбика зубной пасты определяется в СанПиН совокупностью пяти групп требований. Это значит, понадобятся проверки на соответствие физико-химическим, микробиологическим, токсикологическим, клиническим показателям, содержанию тяжелых металлов. Далее контролируется информация на упаковке пасты, а также  технология производства.

Всю совокупность проверок, необходимых для регистрации или получения санэпидзаключения, теоретически можно осуществить тремя способами:

  • провести экспертизу документов, представленных заявителем; 
  • проверить образцы тюбиков в лабораторных условиях; 
  • выехать на производство с целью его инспекции.

Однако самым простым первым путем почти никогда не идут, предпочитая второй и третий.

Казалось бы, неужели недостаточно такого контроля для нашего тюбика пасты? Как бы не так! Нужно пройти второй этап, практически полностью дублирующий первый. Требуется получить еще и сертификат соответствия. При сертификации изделие проверяется точно по тем же требованиям безопасности, которые фигурировали при регистрации, и по тем же СанПиН, которые там применялись. Стоимость санитарно-эпидемиологической экспертизы сегодня составляет от 30 тысяч до 60 тысяч рублей, а сертификации — от 5 тысяч до 11 тысяч рублей. Это чувствительная, а главное бесполезная нагрузка не только для малого, но и среднего бизнеса.

А что же должен сделать европейский производитель или импортер тюбика зубной пасты, чтобы она появились на их рынке?

Всего-навсего, убедиться, что изделие соответствует требованиям косметической Директивы ЕС 76/768/ЕЕС (была принята Европарламентом 12 лет назад и является аналогом российских техрегламентов) и соблюдать эти требования в течение всего периода выпуска продукта. Во время первого выпуска пасты производитель или импортер должен уведомить компетентные органы о начале ее продаж. И обязательно указать ответственное лицо, с которым можно быстро связаться. После «выхода в свет» изделия, проверки его качества проводят чаще всего союзы потребителей. Но нередко в дело вмешивается и государство. И ничего похожего на регистрацию или сертификацию парфюмерно-косметической продукции европейская Директива не требует.

Итак, в западных странах государство в лице департаментов министерства здравоохранения контролирует парфюмерную и косметическую продукцию выборочно и непосредственно на рынке. Поэтому перед выпуском на рынок своего продукта западный производитель сам тщательно оценивает безопасность продукции, ее соответствие Директиве, выполняет требования по размещению информации на этикетке. Вся документация собирается в информационное досье и хранится строго по тому адресу, который был указан в уведомительном документе и на потребительской упаковке. А штрафы для недобросовестных производителей косметики в странах ЕС огромны. В совокупности с залпом обличительных материалов в СМИ они чаще всего «сметают на корню» провинившуюся фирму.

Основные положения нового техрегламента

Разработчики российского регламента взяли за основу европейские принципы технического регулирования. Первоочередная ответственность за свою продукцию — на производителе. Дорыночный контроль, то есть регистрация и сертификация, не осуществляется. Исключение — товары для детей до трех лет, где регистрация останется обязательной, а также пятилетний переходный период, когда сертификация на некоторые изделия еще будет сохранена по просьбе ряда небольших косметических фирм, не готовых принять на себя полную ответственность за безопасность продукции.

 

К сведению. Все обязательные требования к парфюмерно-косметической продукции будут указаны только в техрегламенте. Они учитывают существующие в России госстандарты и санитарные нормы, однако гармонизированы и с европейской косметической Директивой ЕС 76/768/ЕЕС. Любые иные требования могут приниматься производителем только добровольно.

В соответствии с новым техрегламентом будет сведено к минимуму вмешательство государства в процесс создания продукта. А вот на рынке оно должно будет в лице Роспотребнадзора обеспечить строжайший надзор, причем регламентом предусмотрено, что так же, как и в странах ЕС, проверке может подлежать как товар, находящийся в продаже, так и информационное досье.

Три года с 2003-го по 2006-й продолжался диалог создателей техрегламента с Роспотребнадзором. В самом важном чиновники и бизнесмены пришли к согласию. Подтверждать соответствие косметических и парфюмерных изделий новому техрегламенту нужно будет в форме декларирования. Подобная декларация может быть принята заявителем (производителем или импортером) либо на основании собственных доказательств, либо с участием третьей стороны. И ее надо будет зарегистрировать в федеральном органе исполнительной власти.

Казалось бы, оговорено было все до мельчайших деталей. Но проект не устроил наше Правительство. В июле 2008 года КСПКП представил в Госдуму проект в новой редакции, где все возражения были учтены. Дума же снова отослала документы в Правительство. С надеждой, что решение будет положительным и шестилетняя эпопея увенчается утверждение нового техрегламента.

Что думают о новом техрегламенте производители косметики и парфюмерии?

А как же реагируют производители? Часть российских производителей и импортеров ко многому не готовы. И дело не в том, что за эти годы они устали и разуверились в возможности сотрудничать с государством. Оказалось, например, что после введения нового молочного техрегламента труднее всего приходится не жуликам и бракоделам, а небольшим предприятиям, у кого попросту нет денег на переоформление документов, этикеток и прочие требования, необходимые, что вписаться в реформу. Многие такие фирмы сейчас и так на грани краха и уже начали продавать свое молоко как сырье крупным предприятиям. Наблюдая подобную картину, многие производителей парфюмерии и косметики хотели бы, чтобы в их сфере все оставалось по-прежнему.

И все же Галина Уланцева и многие руководители парфюмерно-косметических предприятий убеждены, что дело надо и можно довести до конца. Они надеются, что новый техрегламент найдет поддержку среди тех чиновников и депутатов Госдумы, которые понимают, что из кризиса не выбраться не только этой отрасли, но всей экономике, если государство не способно оказать своим предпринимателям даже такую минимальную поддержку, как облегчить бремя госконтроля.

Итак, шесть лет назад впервые в истории отечественного законодательства бизнесу было предложено принять участие в разработке одного из федеральных законов. Это был большой шаг вперед, но который с тех пор никак не завершится реформой. Как и весь бизнес в нашей стране, так и этот остается в зависимости от контролирующих органов, которые выпускают нормативные акты и сами же потом следят за их соблюдением. Готова ли российская власть изменить ситуацию, покажет ближайшее время, в частности, будет ли новый закон принят до конца в нынешнего 2009 года.

 

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 6, 2009.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.