Электронная версия журнала

Проверки: что нам принесет реформа?

«Санэпидконтроль. Охрана труда» №5 2020 / Надзор и контроль

Работу по реформированию контрольно-надзорной деятельности государство осуществляет поэтапно с 2016 г. За это время:

  • был введен риск-ориентированный подход при проведении проверок;
  • разработаны проверочные листы по отдельным направлениям надзора, включая проверки трудовой инспекции и проверки МВД по вопросам применения труда иностранцев, пакеты документов, регламентирующие эти нововведения в каждом виде надзора.

Законы тесно связаны друг с другом, и бизнес с большими надеждами ожидал их принятия. Благодаря им с 01.01.2021 заработает новая система контрольно-надзорного законодательства. Грядущие обновления затронут почти все виды надзора, в том числе в области трудового законодательства, а также промышленной безопасности, природоохранной деятельности и санитарного надзора.

Разберемся, в чем суть новых законов.

КОНТРОЛЕРОВ — ПОД КОНТРОЛЬ!

Закон о контроле устанавливает базовые требования механизма «регуляторной гильотины». Его реализация позволит избавиться от изживших себя, избыточных и необоснованных требований и, что крайне важно, перевести деятельность инспекционных органов из карающего режима в упреждающий.

Закон о контроле устанавливает принципы, которые позволяют определять минимально необходимое количество проверок в зависимости от категории риска, к которой отнесена деятельность предприятия по каждому виду надзора. Как и сейчас, в отношении лиц, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки проводиться не будут.

Это позволит органам надзора уделять больше внимания тем, кто находится в зоне наибольшего риска. Характерно, что в условиях действия ограничительных мер против COVID-19 после ввода моратория на проверки и особого режима разрешительной деятельности не произошло роста количества аварий и несчастных случаев. Примером тому служит статистика Ростехнадзора, который на 42,6 % сократил количество проверок в первом полугодии 2020 г.[1]

При этом произошло рекордное снижение травматизма:

  • по количеству аварий — в среднем на 41 %;
  • по количеству смертельных случаев — в среднем на 26 %.

Большое внимание в законе уделено вопросам профилактики. Теперь контрольно-надзорные ведомства будут обязаны планировать и проводить эту работу ежегодно.

Еще одно важное новшество: теперь законодательно запрещено оценивать качество деятельности контрольно-надзорных органов по количеству проведенных проверок, мероприятий, выписанных штрафов и их объемов. Таким образом, мы очень надеемся, что ущербная «палочная система» канет в Лету.

В Законе о контроле уделяется внимание и вопросам информационных технологий — чтобы уйти от затратных и ненужных запросов той информации, которая уже есть в открытых источниках. В условиях действия ограничительных мер некоторые организации уже испытали на себе бесконтактное взаимодействие с проверяющими.

Закон дает четкий посыл для бизнеса: «Чем лучше себя ведет предприниматель, тем меньше к нему ходят». Иными словами, чем ниже ваш риск и выше ответственность в работе, тем меньше к вам будут ходить с проверками и тем меньше к вам будет вопросов.

«РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА» И «РЕГУЛЯТОРНАЯ ЛУПА» ДЛЯ ГОСУДАРСТВА

Второй Федеральный закон начнет действовать с 01.11.2020[2] и тем самым запустит процесс постоянной работы с обязательными требованиями, которые должны соблюдать все, кто подпадает под государственный и муниципальный контроль и надзор.

Кроме того, Закон об обязательных требованиях:

  • полностью запустит «регуляторную гильотину» для очистки правового поля от изживших себя и избыточных норм;
  • даст законодателям своеобразную «регуляторную лупу» в виде набора правил, по которым будут разрабатываться, актуализироваться, отбираться и отменяться избыточные обязательные требования.

Новые требования:

  • можно будет принимать два раза в год — 1 марта и 1 октября;
  • могут вводиться в действие не ранее 3-х месяцев после дня их официального опубликования;
  • смогут действовать в течение не более 6 лет — т. е. по истечении этого срока (или в течение его) они также должны быть рассмотрены и переутверждены.

Также в законе прописано требование к контрольно-надзорным ведомствам предоставлять на публичное обсуждение доклад о проведенной работе.

Реализации механизма «регуляторной гильотины» (отмена нормативных правовых актов (далее — НПА), содержащих обязательные требования) посвящена отдельная статья (ст. 15) Закона об обязательных требованиях.

До 01.01.2021 Правительство РФ должно провести инвентаризацию и актуализировать огромное количество НПА. Для этого создано несколько десятков рабочих групп по каждому виду надзора[3].

«Регуляторная гильотина» имеет свой официальный сайт[4], на котором, в частности, представлен перечень органов власти и видов контроля, в отношении которых этот механизм будет осуществляться в первоочередном порядке. В перечень попали Роструд, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Росприроднадзор и др.

Некоторые проекты НПА, устанавливающие новые обязательные требования, уже сейчас проходят обсуждение и оценку регулирующего воздействия.

Закон об обязательных требованиях не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований в сфере:

  • государственной тайны и иной информации ограниченного доступа;
  • обороны, государственной безопасности, внутренних дел (исключение: безопасность дорожного движения), гражданской обороны, противодействия преступности и ряда других государственно и общественно значимых областей;
  • государственных финансов;
  • атомной энергии;
  • оказания медицинской помощи;
  • международных и устанавливаемых Центральным банком РФ стандартов аудита.

 

[1] Большая часть проверок была проведена в начале года.

[2] Также в этот срок должны будут вступить в силу разрабатываемые подзаконные акты.

[3] С полными составами групп можно ознакомиться здесь: https://clck.ru/QSMxc.

С. Г. Подберезина,
эксперт и консультант по ОТ, главный редактор журнала
«Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2020.