Отдаем журнал бесплатно!

Будущее санитарно-противоэпидемической службы: каким хочется его видеть

Мы продолжаем обсуждение проблемы эффективности отечественной санитарно-противоэпидемической службы, тем более что в свете произошедших событий (подписание Президентом Российской Федерации Указа от 21.05.2012 № 636) появился реальный шанс провести необходимые изменения, затрагивающие различные аспекты деятельности Роспотребнадзора

 

Снижение эффективности отечественной санитарно-эпидемиологической службы происходило поэтапно.

Первым этапом была ее реорганизация. Для начала службу переименовали в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека (Роспотребнадзор). Затем сама служба была разделена на две составные ― центры гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) и территориальные отделы управления (ТОУ) Роспотребнадзора. К Роспотребнадзору присоединили органы по защите прав потребителей. Согласно Временному регламенту взаимодействия территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и федеральных государственных учреждений здравоохранения ― центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации при выполнении основных функций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия человека и защиты прав потребителей, утвержденному Приказом Роспотребнадзора от 23.10.2005 № 751, ЦГиЭ должны проводить санитарно-эпидемиологические обследования и экспертизы, лабораторно-инструментальные исследования, а ТУ Роспотребнадзора должны осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор и контроль.

Вторым этапом снижения эффективности службы стала отмена обязательного наличия у субъектов деятельности санитарно-эпидемиологического заключения. Хотя никто не отменял действия ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 25.06.2012): санитарно-эпидемиологическое заключение ― документ, выдаваемый в установленных настоящим Федеральным законом случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.

Добавил снижения эффективности санитарно-эпидемиологической службе Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 28.07.2012). В настоящее время ситуация стала таковой, что охарактеризовать ее может выражение «смех сквозь слезы». Санитарно-эпидемиологическая служба не рассматривает на соответствие санитарным требованиям отводы земельных участков под строительство, проекты строительства, реконструкций и перепланировок. Санитарно-эпидемиологический надзор существует, можно сказать, формально ― он лишен возможности заниматься профилактикой заболеваемости, влиять на эпидситуацию. Его назначение сведено к расследованиям периодически возникающих вспышек инфекционных заболеваний (в Советском Союзе такой санэпидситуации и представить было невозможно) и выслушиванию нареканий и претензий в неэффективности работы.

При этом не надо забывать и о человеческом факторе, который внес свою лепту в ситуацию. В результате реорганизации в административных образованиях стали сосуществовать по два главных врача ― оба санитарных: главный государственный санитарный врач ― начальник ТОУ Роспотребнадзора и главный врач ЦГиЭ. Доходило до откровенных конфликтных противостояний.

Но вот Роспотребнадзор вывели из состава Минздравсоцразвития. Теперь Главный государственный санитарный врач РФ, он же руководитель Роспотребнадзора, подчиняется напрямую премьер-министру. Появилась надежда, что вопросы санитарно-эпидемиологической службы, ее структуры и функций будут обсуждаться с Главным государственным санитарным врачом РФ. Именно санитарным врачом. Больше не будет фильтра в виде министра с экономическим образованием, который информацию о состоянии здоровья населения и санитарно-эпидемиологической ситуации оценивал по-своему. Появилась надежда, что Правительство, депутатский корпус будут получать информацию из первых рук. Может они, наконец, оценят серьезность положения с заболеваемостью. И тогда будут внесены изменения в санитарное законодательство.

Хотелось бы видеть в будущем (в ближайшем, а не далеком), что:

  • санитарная служба избавлена от функций, не имеющих отношения к охране здоровья (речь идет о защите прав потребителей);
  • уведомления о начале предпринимательской деятельности подаются с приложением ― экспертным заключением о соответствии санитарным и противопожарным требованиям (если мы говорим о безопасности здоровью и жизни), в случае выявленных нарушений ― прилагается план-график их устранения;
  • кратность проверок зависит от степени соответствия санитарным требованиям: чем меньше нарушений, начиная с экспертного заключения на момент начала деятельности, тем реже проверки (вот и стимул для соблюдения санитарных норм и правил!); 
  • производственный контроль проводится в объеме и с кратностью, обеспечивающими эффективный, а не формальный контроль; 
  • в программу производственного контроля в обязательном порядке входит санитарно-эпидемиологический аудит; 
  • результаты производственного контроля оцениваются ежегодно. Отсутствие санитарных нарушений в течение ряда лет является основанием сокращения кратности контроля как производственного, так и планового (и снова стимул к соблюдению санитарных норм и правил!); 
  • с целью повышения оперативности реагирования внеплановые проверки проводятся с последующим письменным отчетом прокурору. В случае проведения необоснованных проверок либо выявления в ходе проверки заведомо необоснованных жалоб ответственность несут соответствующие лица, как частные (заявители), так и должностные; 
  • санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя предупредительный надзор за отводом земельного участка под строительство, проектированием;
  • с целью повышения эффективности работы санитарно-эпидемиологические проверки проводятся специалистами ЦГиЭ по предписанию Главного государственного санитарного врача РФ (при этом руководитель ЦГиЭ является заместителем Главного государственного санитарного врача РФ). Решение о принятии административных мер принимает специалист Роспотребнадзора.

Это наше видение того, как должна выглядеть санитарно-эпидемиологическая служба. Оно не безупречное, с оглядкой назад. Но кто сказал, что движение вперед ― всегда в правильном направлении? Если кто-то видит реформирование в ином виде, более эффективном варианте, ― это только радует. Что будет в реальности ― покажет сама жизнь. Но так хочется, чтобы были изменения, не подпадающие под формулировку В. С. Черномырдина: «Хотели как лучше, а вышло как всегда!».

 

Гевондян А. Р., врач по коммунальной гигиене, канд. мед. наук

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2012.

Отдаем журнал бесплатно!

Будущее санитарно-противоэпидемической службы: каким хочется его видеть

Мы продолжаем обсуждение проблемы эффективности отечественной санитарно-противоэпидемической службы, тем более что в свете произошедших событий (подписание Президентом Российской Федерации Указа от 21.05.2012 № 636) появился реальный шанс провести необходимые изменения, затрагивающие различные аспекты деятельности Роспотребнадзора

 

Снижение эффективности отечественной санитарно-эпидемиологической службы происходило поэтапно.

Первым этапом была ее реорганизация. Для начала службу переименовали в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека (Роспотребнадзор). Затем сама служба была разделена на две составные ― центры гигиены и эпидемиологии (ЦГиЭ) и территориальные отделы управления (ТОУ) Роспотребнадзора. К Роспотребнадзору присоединили органы по защите прав потребителей. Согласно Временному регламенту взаимодействия территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и федеральных государственных учреждений здравоохранения ― центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации при выполнении основных функций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия человека и защиты прав потребителей, утвержденному Приказом Роспотребнадзора от 23.10.2005 № 751, ЦГиЭ должны проводить санитарно-эпидемиологические обследования и экспертизы, лабораторно-инструментальные исследования, а ТУ Роспотребнадзора должны осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор и контроль.

Вторым этапом снижения эффективности службы стала отмена обязательного наличия у субъектов деятельности санитарно-эпидемиологического заключения. Хотя никто не отменял действия ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 25.06.2012): санитарно-эпидемиологическое заключение ― документ, выдаваемый в установленных настоящим Федеральным законом случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.

Добавил снижения эффективности санитарно-эпидемиологической службе Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 28.07.2012). В настоящее время ситуация стала таковой, что охарактеризовать ее может выражение «смех сквозь слезы». Санитарно-эпидемиологическая служба не рассматривает на соответствие санитарным требованиям отводы земельных участков под строительство, проекты строительства, реконструкций и перепланировок. Санитарно-эпидемиологический надзор существует, можно сказать, формально ― он лишен возможности заниматься профилактикой заболеваемости, влиять на эпидситуацию. Его назначение сведено к расследованиям периодически возникающих вспышек инфекционных заболеваний (в Советском Союзе такой санэпидситуации и представить было невозможно) и выслушиванию нареканий и претензий в неэффективности работы.

При этом не надо забывать и о человеческом факторе, который внес свою лепту в ситуацию. В результате реорганизации в административных образованиях стали сосуществовать по два главных врача ― оба санитарных: главный государственный санитарный врач ― начальник ТОУ Роспотребнадзора и главный врач ЦГиЭ. Доходило до откровенных конфликтных противостояний.

Но вот Роспотребнадзор вывели из состава Минздравсоцразвития. Теперь Главный государственный санитарный врач РФ, он же руководитель Роспотребнадзора, подчиняется напрямую премьер-министру. Появилась надежда, что вопросы санитарно-эпидемиологической службы, ее структуры и функций будут обсуждаться с Главным государственным санитарным врачом РФ. Именно санитарным врачом. Больше не будет фильтра в виде министра с экономическим образованием, который информацию о состоянии здоровья населения и санитарно-эпидемиологической ситуации оценивал по-своему. Появилась надежда, что Правительство, депутатский корпус будут получать информацию из первых рук. Может они, наконец, оценят серьезность положения с заболеваемостью. И тогда будут внесены изменения в санитарное законодательство.

Хотелось бы видеть в будущем (в ближайшем, а не далеком), что:

  • санитарная служба избавлена от функций, не имеющих отношения к охране здоровья (речь идет о защите прав потребителей);
  • уведомления о начале предпринимательской деятельности подаются с приложением ― экспертным заключением о соответствии санитарным и противопожарным требованиям (если мы говорим о безопасности здоровью и жизни), в случае выявленных нарушений ― прилагается план-график их устранения;
  • кратность проверок зависит от степени соответствия санитарным требованиям: чем меньше нарушений, начиная с экспертного заключения на момент начала деятельности, тем реже проверки (вот и стимул для соблюдения санитарных норм и правил!); 
  • производственный контроль проводится в объеме и с кратностью, обеспечивающими эффективный, а не формальный контроль; 
  • в программу производственного контроля в обязательном порядке входит санитарно-эпидемиологический аудит; 
  • результаты производственного контроля оцениваются ежегодно. Отсутствие санитарных нарушений в течение ряда лет является основанием сокращения кратности контроля как производственного, так и планового (и снова стимул к соблюдению санитарных норм и правил!); 
  • с целью повышения оперативности реагирования внеплановые проверки проводятся с последующим письменным отчетом прокурору. В случае проведения необоснованных проверок либо выявления в ходе проверки заведомо необоснованных жалоб ответственность несут соответствующие лица, как частные (заявители), так и должностные; 
  • санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя предупредительный надзор за отводом земельного участка под строительство, проектированием;
  • с целью повышения эффективности работы санитарно-эпидемиологические проверки проводятся специалистами ЦГиЭ по предписанию Главного государственного санитарного врача РФ (при этом руководитель ЦГиЭ является заместителем Главного государственного санитарного врача РФ). Решение о принятии административных мер принимает специалист Роспотребнадзора.

Это наше видение того, как должна выглядеть санитарно-эпидемиологическая служба. Оно не безупречное, с оглядкой назад. Но кто сказал, что движение вперед ― всегда в правильном направлении? Если кто-то видит реформирование в ином виде, более эффективном варианте, ― это только радует. Что будет в реальности ― покажет сама жизнь. Но так хочется, чтобы были изменения, не подпадающие под формулировку В. С. Черномырдина: «Хотели как лучше, а вышло как всегда!».

 

Гевондян А. Р., врач по коммунальной гигиене, канд. мед. наук

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2012.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Дезинфекция, дезинсекция, дератизация в медицине, общепите и на промышленных предприятиях
СОПы: 5 примеров + приказ о разработке
Первая помощь: методические материалы для обучения работников
Тревожная папка по расследованию НС: алгоритм, НПА, формы и примеры заполнения
Проверочные листы Роструда-2022
Санитарная безопасность для организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам