Отдаем журнал бесплатно!

Как обеспечить психическое здоровье школьников?

При создании комфортных условий пребывания ребенка в школе наряду с рациональной организацией учебного процесса значительная роль принадлежит также взаимоотношениям учителя с учениками. Этот фактор особенно важен на начальном этапе обучения детей, когда «погода в классе» зависит, прежде всего, от педагога и во многом определяет степень психологической адаптации детей к школе.

Переход ребенка из детсада в школу психологи характеризуют как особо сложный в его эмоционально-личностном развитии.

Классическая педагогика, многочисленные публикации последних лет, практика школьной жизни, профессиональный и родительский опыт убеждают нас в том, что учеба должна приносить детям радость, желание познавать мир и протекать на фоне положительных эмоций, исключая психотравмирущие ситуации. Уклад школьной жизни, организация учебного процесса должны быть подчинены цели создать в классе психологический комфорт. Школьнику должно быть радостно каждое утро идти в школу, приятно и комфортно в классе, на уроке — тогда и результаты будут лучше, а личность будет развиваться всесторонне и гармонично.

РОЛЬ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

О роли школы в формировании нервно-психического здоровья учащихся написаны многочисленные статьи и монографии, авторами которых нередко являются педагоги и психологи. Это показатель того, что проблема нервно-психического благополучия школьников, а вернее — его отсутствия, видна невооруженным глазом. Ее актуальность подтверждается данными о состоянии нервно-психического здоровья детей.

Один пример. Так, уже на начальной ступени обучения в структуре морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний современных младших школьников второе место принадлежит нарушениям нервно-психической сферы, причину которых, по мнению многих исследователей, следует искать и в школьной жизни в том числе. Сегодня есть все основания считать эти нарушения здоровья наряду с нарушениями опорно-двигательной системы и близорукостью школьно-обусловленными.

Психологической дискомфорт в школе проявляется в ухудшении успеваемости детей. Известный педагог В.А. Сухомлинский указывал на то, что у 85 % всех неуспевающих детей главная причина отставания в учебе — плохое состояние здоровья и неуверенность, порождаемая частыми упреками в школе и дома. Как справедливо указывает педагог и исследователь Г.Ю. Ксензова, педагогика, построенная на принуждении, порождает у всех участников педагогического процесса тревожность, боязнь оказаться несостоятельными, подвергнуться публичным санкциям или осмеянию. Стремление к доминированию, властолюбие нередко служит оправданием самых благих педагогических намерений. Последствиями авторитарной, принудительной педагогики можно считать и тот факт, что, по данным Министерства образования и науки РФ, 40 % детей не хотят ходить в школу, 50 % учащихся не удовлетворены своими знаниями и только 10 % радуются встрече с учителями. Такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, все чаще присутствуют в психологическом портрете детей дошкольного и школьного возраста.

Причина прогрессирующей невротизации школьников, по мнению многих авторов, заключается в том, что значительную часть своей жизни ребенок проживает в стрессогенной среде. Болезненные переживания ребенка в связи с унизительными эпитетами, страхом оказаться несостоятельным на фоне сниженных функциональных возможностей и большой учебной нагрузки способствуют формированию болезненных нарушений психики. По этой причине существенная доля детских неврозов имеет дидактогенную природу.

По мнению исследователей Н.М. Иовчук и А.А. Северного, за последние десять лет среди наблюдаемых ими детьми «отмечается неуклонный рост тяжелых и затяжных депрессивных состояний, определенно связанных со школьным обучением, а именно с неадекватностью воспитательных мер, несправедливым отношением учителя, в том числе занижением оценок, применением физического и психического насилия». Еще пять-восемь лет назад такие состояния встречались единично, то в течение последних двух-трех лет психиатры наблюдают десятки дидактогенных депрессий, названных так из-за их тесной связи со школьным фактором, а с точнее — с «фактором учителя».

КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЕТ АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ?

Несмотря на накопленные отечественной педагогической наукой технологии и методы преподавания, в большинстве школ России доминирует авторитарный стиль обучения. Между тем для авторитарной педагогики характерна стрессовая воспитательная стратегия формирования личности, деспотизм и подавление естественной активности ребенка.

Напряженность, эмоциональный дискомфорт, снижение активности приводят к снижению работоспособности, гасят интерес к учебе и искажают формирование личности ребенка. Дети, которых учитель все время осуждает, порицает, стремятся избегать контактов со своим наставником, стараются привлекать как можно меньше внимания, предпочитают пассивные формы работы. Недальновидная тактика учителя оборачивается не только частичным, но и полным исключением ребенка из учебной работы, способствует деформации его характера, формированию таких черт, как робость, пассивность, скрытость.

Существуют объективные данные о том, что в классах с авторитарным, недоброжелательным педагогом выше заболеваемость и число вновь возникающих неврологических расстройств, чем в классах со спокойным, внимательным педагогом. В одной из публикаций психолог В. Петрушин приводит результаты опроса детей из разных регионов России на предмет того, у какого учителя они больше всего хотели бы учиться. Одно из первых мест занял ответ учащихся разных возрастов: «У такого, который бы не кричал». Подробно анализируя последствия столь распространенного в наших школах явления, автор справедливо замечает, что помимо чувства страха, обиды, недоумения, злости, устрашающий крик «вызывает у ребенка сильное торможение в коре головного мозга, в результате чего сознание ребенка оказывается неспособным к формированию точных понятий».

Для авторитарного педагога командный и громкий голос один из основных способов показать свое превосходство над подопечными, повысить свой социальный статус. Между тем самый комфортный для человека уровень шума — 10 дБ. Так журчит ручей и шумит листва. Обычный разговор спокойным тоном — это 40 дБ, 70 дБ — это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного действия.

Родителям на заметку. Авторитарный, эмоционально несдержанный, повышающий голос преподаватель способен нанести серьезный вред нервно-психическому здоровью ребенка. В итоге интерес школьников к учебе заметно падает, возникает страх быть публично осмеянным, да и общий уровень здоровья снижается.

В санитарных правилах, регламентирующих жизнедеятельность общеобразовательных учреждений, нормируемый уровень шума составляет не более 60 дБ. Следует сказать о том, что у людей, регулярно подвергающихся воздействию шума, чаще возникает не только тугоухость, но и такие серьезные недуги, как язвенная болезнь, гипертония, неврозы. А у тех, кто уже обзавелся этими и другими хроническими заболеваниями, сильный шум может вызвать их обострение. Это касается не только детей, но и самого кричащего. Замечено, что у кричащего педагога начинают кричать ученики, вольно или невольно перенимая стиль общения.

ВЗАИМОУВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ — ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ

Нелегкая профессия педагога относится к числу наиболее эмоционально напряженных, лидируя среди других, чья деятельность непосредственно связана с людьми. Доля непосредственного контакта с детьми занимает у педагогов до 77 % рабочего времени и требует выдержки, самообладания, эмоциональной устойчивости, особенно в современном мире, когда большинство школьников имеет нарушения в состоянии здоровья. От педагога, особенно начальных классов, во многом зависит отношение школьника к учебе и школе вообще.

Результаты наших наблюдений в одном из классов начальной школы, где занятия вела учительница с ярко выраженным авторитарным стилем преподавания, подтверждают негативное влияние такого рода педагогических воздействий на состояние здоровья и самочувствие детей.

Психологический дискомфорт, который испытывали учащиеся на уроках в классе авторитарного педагога, снижал продуктивность учебы, увеличивал затраты времени на подготовку уроков, создавал дефицит сна, сокращал время прогулки. Следует отметить, что дети из этого класса характеризовались психологом как обладающие высоким развитием школьно-необходимых функций и до прихода нового авторитарного педагога этот коллектив отличался наиболее высокими показателями по сравнению со сверстниками других классов.

А ведь повышенная чувствительность организма младших школьников к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в сочетании со стрессовой тактикой педагога, приводит к снижению работоспособности, накоплению утомления, повышению уровня их невротизации и, в конечном счете, создают идеальные условия для развития нервно-психических заболеваний.

Однако характеристики психологического здоровья современного учительского корпуса неутешительны: у трети учителей показатель социальной адаптации не выше, чем у больных неврозами.

Обратите внимание. Для учителей с 15–20-летним стажем, а таких в школе большинство, характерны ранние «педагогические кризы». Поэтому школьные педагоги на сегодняшний день нуждаются в не меньшей социальной и психологической защите, чем их ученики.

Акцент на доброжелательном, уважительном и справедливом отношении к ученику — важная составляющая профилактики нарушений как в состоянии здоровья детей, так и педагогов. Кроме того, вопросы обеспечения эмоционального комфорта ребенка в школе должны занять свое место при проведении повышения квалификации учителей и быть одним из важных критериев при оценке проводимых в российских школах инновационных преобразований школьного образования.

 

В.Р. КУЧМА, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2009.

Отдаем журнал бесплатно!

Как обеспечить психическое здоровье школьников?

При создании комфортных условий пребывания ребенка в школе наряду с рациональной организацией учебного процесса значительная роль принадлежит также взаимоотношениям учителя с учениками. Этот фактор особенно важен на начальном этапе обучения детей, когда «погода в классе» зависит, прежде всего, от педагога и во многом определяет степень психологической адаптации детей к школе.

Переход ребенка из детсада в школу психологи характеризуют как особо сложный в его эмоционально-личностном развитии.

Классическая педагогика, многочисленные публикации последних лет, практика школьной жизни, профессиональный и родительский опыт убеждают нас в том, что учеба должна приносить детям радость, желание познавать мир и протекать на фоне положительных эмоций, исключая психотравмирущие ситуации. Уклад школьной жизни, организация учебного процесса должны быть подчинены цели создать в классе психологический комфорт. Школьнику должно быть радостно каждое утро идти в школу, приятно и комфортно в классе, на уроке — тогда и результаты будут лучше, а личность будет развиваться всесторонне и гармонично.

РОЛЬ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

О роли школы в формировании нервно-психического здоровья учащихся написаны многочисленные статьи и монографии, авторами которых нередко являются педагоги и психологи. Это показатель того, что проблема нервно-психического благополучия школьников, а вернее — его отсутствия, видна невооруженным глазом. Ее актуальность подтверждается данными о состоянии нервно-психического здоровья детей.

Один пример. Так, уже на начальной ступени обучения в структуре морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний современных младших школьников второе место принадлежит нарушениям нервно-психической сферы, причину которых, по мнению многих исследователей, следует искать и в школьной жизни в том числе. Сегодня есть все основания считать эти нарушения здоровья наряду с нарушениями опорно-двигательной системы и близорукостью школьно-обусловленными.

Психологической дискомфорт в школе проявляется в ухудшении успеваемости детей. Известный педагог В.А. Сухомлинский указывал на то, что у 85 % всех неуспевающих детей главная причина отставания в учебе — плохое состояние здоровья и неуверенность, порождаемая частыми упреками в школе и дома. Как справедливо указывает педагог и исследователь Г.Ю. Ксензова, педагогика, построенная на принуждении, порождает у всех участников педагогического процесса тревожность, боязнь оказаться несостоятельными, подвергнуться публичным санкциям или осмеянию. Стремление к доминированию, властолюбие нередко служит оправданием самых благих педагогических намерений. Последствиями авторитарной, принудительной педагогики можно считать и тот факт, что, по данным Министерства образования и науки РФ, 40 % детей не хотят ходить в школу, 50 % учащихся не удовлетворены своими знаниями и только 10 % радуются встрече с учителями. Такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность, все чаще присутствуют в психологическом портрете детей дошкольного и школьного возраста.

Причина прогрессирующей невротизации школьников, по мнению многих авторов, заключается в том, что значительную часть своей жизни ребенок проживает в стрессогенной среде. Болезненные переживания ребенка в связи с унизительными эпитетами, страхом оказаться несостоятельным на фоне сниженных функциональных возможностей и большой учебной нагрузки способствуют формированию болезненных нарушений психики. По этой причине существенная доля детских неврозов имеет дидактогенную природу.

По мнению исследователей Н.М. Иовчук и А.А. Северного, за последние десять лет среди наблюдаемых ими детьми «отмечается неуклонный рост тяжелых и затяжных депрессивных состояний, определенно связанных со школьным обучением, а именно с неадекватностью воспитательных мер, несправедливым отношением учителя, в том числе занижением оценок, применением физического и психического насилия». Еще пять-восемь лет назад такие состояния встречались единично, то в течение последних двух-трех лет психиатры наблюдают десятки дидактогенных депрессий, названных так из-за их тесной связи со школьным фактором, а с точнее — с «фактором учителя».

КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОКАЗЫВАЕТ АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ?

Несмотря на накопленные отечественной педагогической наукой технологии и методы преподавания, в большинстве школ России доминирует авторитарный стиль обучения. Между тем для авторитарной педагогики характерна стрессовая воспитательная стратегия формирования личности, деспотизм и подавление естественной активности ребенка.

Напряженность, эмоциональный дискомфорт, снижение активности приводят к снижению работоспособности, гасят интерес к учебе и искажают формирование личности ребенка. Дети, которых учитель все время осуждает, порицает, стремятся избегать контактов со своим наставником, стараются привлекать как можно меньше внимания, предпочитают пассивные формы работы. Недальновидная тактика учителя оборачивается не только частичным, но и полным исключением ребенка из учебной работы, способствует деформации его характера, формированию таких черт, как робость, пассивность, скрытость.

Существуют объективные данные о том, что в классах с авторитарным, недоброжелательным педагогом выше заболеваемость и число вновь возникающих неврологических расстройств, чем в классах со спокойным, внимательным педагогом. В одной из публикаций психолог В. Петрушин приводит результаты опроса детей из разных регионов России на предмет того, у какого учителя они больше всего хотели бы учиться. Одно из первых мест занял ответ учащихся разных возрастов: «У такого, который бы не кричал». Подробно анализируя последствия столь распространенного в наших школах явления, автор справедливо замечает, что помимо чувства страха, обиды, недоумения, злости, устрашающий крик «вызывает у ребенка сильное торможение в коре головного мозга, в результате чего сознание ребенка оказывается неспособным к формированию точных понятий».

Для авторитарного педагога командный и громкий голос один из основных способов показать свое превосходство над подопечными, повысить свой социальный статус. Между тем самый комфортный для человека уровень шума — 10 дБ. Так журчит ручей и шумит листва. Обычный разговор спокойным тоном — это 40 дБ, 70 дБ — это предельно допустимое давление звука, которое не оказывает на организм человека вредного действия.

Родителям на заметку. Авторитарный, эмоционально несдержанный, повышающий голос преподаватель способен нанести серьезный вред нервно-психическому здоровью ребенка. В итоге интерес школьников к учебе заметно падает, возникает страх быть публично осмеянным, да и общий уровень здоровья снижается.

В санитарных правилах, регламентирующих жизнедеятельность общеобразовательных учреждений, нормируемый уровень шума составляет не более 60 дБ. Следует сказать о том, что у людей, регулярно подвергающихся воздействию шума, чаще возникает не только тугоухость, но и такие серьезные недуги, как язвенная болезнь, гипертония, неврозы. А у тех, кто уже обзавелся этими и другими хроническими заболеваниями, сильный шум может вызвать их обострение. Это касается не только детей, но и самого кричащего. Замечено, что у кричащего педагога начинают кричать ученики, вольно или невольно перенимая стиль общения.

ВЗАИМОУВАЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ УЧЕНИКА И УЧИТЕЛЯ — ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ

Нелегкая профессия педагога относится к числу наиболее эмоционально напряженных, лидируя среди других, чья деятельность непосредственно связана с людьми. Доля непосредственного контакта с детьми занимает у педагогов до 77 % рабочего времени и требует выдержки, самообладания, эмоциональной устойчивости, особенно в современном мире, когда большинство школьников имеет нарушения в состоянии здоровья. От педагога, особенно начальных классов, во многом зависит отношение школьника к учебе и школе вообще.

Результаты наших наблюдений в одном из классов начальной школы, где занятия вела учительница с ярко выраженным авторитарным стилем преподавания, подтверждают негативное влияние такого рода педагогических воздействий на состояние здоровья и самочувствие детей.

Психологический дискомфорт, который испытывали учащиеся на уроках в классе авторитарного педагога, снижал продуктивность учебы, увеличивал затраты времени на подготовку уроков, создавал дефицит сна, сокращал время прогулки. Следует отметить, что дети из этого класса характеризовались психологом как обладающие высоким развитием школьно-необходимых функций и до прихода нового авторитарного педагога этот коллектив отличался наиболее высокими показателями по сравнению со сверстниками других классов.

А ведь повышенная чувствительность организма младших школьников к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в сочетании со стрессовой тактикой педагога, приводит к снижению работоспособности, накоплению утомления, повышению уровня их невротизации и, в конечном счете, создают идеальные условия для развития нервно-психических заболеваний.

Однако характеристики психологического здоровья современного учительского корпуса неутешительны: у трети учителей показатель социальной адаптации не выше, чем у больных неврозами.

Обратите внимание. Для учителей с 15–20-летним стажем, а таких в школе большинство, характерны ранние «педагогические кризы». Поэтому школьные педагоги на сегодняшний день нуждаются в не меньшей социальной и психологической защите, чем их ученики.

Акцент на доброжелательном, уважительном и справедливом отношении к ученику — важная составляющая профилактики нарушений как в состоянии здоровья детей, так и педагогов. Кроме того, вопросы обеспечения эмоционального комфорта ребенка в школе должны занять свое место при проведении повышения квалификации учителей и быть одним из важных критериев при оценке проводимых в российских школах инновационных преобразований школьного образования.

 

В.Р. КУЧМА, директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 5, 2009.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам