Отдаем журнал бесплатно!

Изменения в системе надзора в области пожарной безопасности: вступил в силу Федеральный закон № 100-ФЗ

Какие изменения внесены в Федеральный закон «О пожарной безопасности»?

Какие изменения внесены в КоАП РФ в части нарушений пожарной безопасности?

 

Федеральный закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Федеральный закон № 100-ФЗ) вступил в силу 09.06.2017.

 

Закон призван устранить правовые пробелы в области обеспечения пожарной безопасности и вносит изменения в Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон № 69-ФЗ) и КоАП РФ.

Изменения в Федеральном законе № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Уточнено понятие «требования пожарной безопасности» — это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности[1].

 

Обратите внимание!

В качестве объектов федерального государственного пожарного надзора добавлены территории и земельные участки.[2]

 

Введены новые определения[3]:

  • независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в  области  оценки пожарного риска
  • эксперт в области оценки пожарного риска — должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска, и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска;
  • заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) — заключение о независимой оценке пожарного риска, подготовленное без проведения независимой оценки пожарного риска или подготовленное после ее проведения, но противоречащее содержанию материалов, представленных эксперту в области оценки пожарного риска, состоянию пожарной безопасности объекта защиты, в отношении которого проведена независимая оценка пожарного риска, фактическому соблюдению организациями и гражданами противопожарного режима.

Федеральным законом № 100-ФЗ изменены отдельные требования, регламентирующие государственный пожарный надзор, в частности ст. 6 Федерального закона № 69-ФЗ.

 

Обратите внимание!

В отдельный вид федерального государственного пожарного надзора выделяется федеральный государственный пожарный надзор, осуществляемый на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации. Он осуществляется указанными федеральными органами исполнительной власти.

 

В качестве органов государственного пожарного надзора добавлены структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

 

Важно!

Установлены отдельные требования к государственному пожарному надзору при строительстве или реконструкции объектов федеральных ядерных организаций.

 

В этом случае федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации.

Еще одно важное нововведение: проверки государственным пожарным надзором юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются с учетом применения риск-ориентированного подхода. При этом объект защиты, территорию или земельный участок будет отнесен к определенной категории риска, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска, если такая независимая оценка пожарного риска проводилась[4].

 

К сведению

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — одна из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности[5].

Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 № 304 (в ред. от 05.08.2014).

 

Уточнен предмет проверки при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. В соответствии с изменениями предметом проверки является соблюдение требований пожарной безопасности не на «объекте защиты», а в «зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках».

Объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре[6].

Также Федеральным законом № 100-ФЗ:

  • добавлено в качестве предмета проверки соответствие пожарно-технической продукции требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности;
  • установлена периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска[7].

Периодичность проведения плановых проверок должна устанавливаться Правительством Российской Федерации в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре.

 

К сведению

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года[8].

Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 (в ред. от 03.07.2016).

 

Разграничены полномочия органов государственного пожарного надзора и Ростехнадзора по осуществлению государственного пожарного надзора. Ростехнадзор будет осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на опасных производственных объектах при ведении подземных горных работ.

После завершения этих работ и передачи подземного сооружения в эксплуатацию (например, метрополитена) надзор за ним со стороны Ростехнадзора прекращается и далее надзор в отношении такого объекта осуществляют органы государственного пожарного надзора.

Введено новое требование для организаций, оказывающих такие услуги в области пожарной безопасности, как деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений: минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности[9].

 

К сведению

В соответствии с внесенными изменениями обучение работников организаций мерам пожарной безопасности будет проводится, в частности, по программам дополнительного профессионального образования (программам пожарно-технического минимума)[10].

 

Граждане теперь не обязаны предоставлять возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им жилых помещений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. При этом обязаны предоставлять возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им территорий и земельных участков в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений[11].

Изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)

Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска, которые нарушили порядок оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо подписали заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска, несут административную ответственность как должностные лица.

 

К сведению

Под должностным лицом следует понимать лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации[12].

 

Федеральным законом № 100-ФЗ предусмотрен такой вид дисквалификации, как запрет осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска[13]. Дисквалификация может быть применена к экспертам в области оценки пожарного риска.

 

К сведению

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет[14].

 

Усилена административная ответственность за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, или органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, предусмотренную ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с нововведениями для юридических лиц помимо штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей предусмотрено также административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

 

К сведению

Появился еще один субъект правонарушений в области пожарной безопасности — лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

 

Также предусмотрена административная ответственность для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Увеличен административный штраф для граждан за нарушение требований пожарной безопасности — совершение административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ может повлечь для граждан наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч руб.

Административная ответственность для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ) — штраф в размере от  двадцати  тысяч  до  тридцати  тысяч  рублей.

В то же время снижен размер штрафа для юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ). Для юридических лиц совершение указанного правонарушения может повлечь наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей (ранее — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч).

Административная ответственность для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица за нарушения требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ), — штраф в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Отменены следующие специальные составы административных правонарушений в области пожарной безопасности:

  • нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ);
  • нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ);
  • повторное совершение указанных административных правонарушений (ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ);
  • нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям (ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ)
  • и введен новый состав административного правонарушения (ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ) — нарушение экспертом в области оценки пожарного риска  порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии с изменениями рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор, в пределах своих полномочий вправе также:

  • главные государственные инспектора федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной  охраны, внешней разведки или мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору, их заместители;
  • государственные инспектора федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки или мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору.

Вывод

Изменения, внесенные Федеральным законом № 100-ФЗ, позволят оптимизировать действующую систему надзора в области пожарной безопасности.

 

[1] Статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ.

[2] Статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ.

[3] Статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ.

[4] Статья 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ.

[5] Часть 1 ст. 144 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

[6] Пункт 15 ст. 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

[7] Часть 4 Федерального закона № 69-ФЗ.

[8] Часть 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

[9] Статья 24 Федерального закона № 96-ФЗ.

[10] Часть 3 ст. 25 Федерального закона № 96-ФЗ.

[11] Статья 34 Федерального закона № 96-ФЗ.

[12] Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ.

[13] Статья 3.11 КоАП РФ.

[14] Часть 2 ст. 3.11 КоАП РФ.

И. В. Григорович, юрист

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 4, 2017.

Отдаем журнал бесплатно!

Изменения в системе надзора в области пожарной безопасности: вступил в силу Федеральный закон № 100-ФЗ

Какие изменения внесены в Федеральный закон «О пожарной безопасности»?

Какие изменения внесены в КоАП РФ в части нарушений пожарной безопасности?

 

Федеральный закон № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Федеральный закон № 100-ФЗ) вступил в силу 09.06.2017.

 

Закон призван устранить правовые пробелы в области обеспечения пожарной безопасности и вносит изменения в Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон № 69-ФЗ) и КоАП РФ.

Изменения в Федеральном законе № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Уточнено понятие «требования пожарной безопасности» — это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности[1].

 

Обратите внимание!

В качестве объектов федерального государственного пожарного надзора добавлены территории и земельные участки.[2]

 

Введены новые определения[3]:

  • независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — оценка соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и проверка соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимые не заинтересованным в результатах оценки или проверки экспертом в  области  оценки пожарного риска
  • эксперт в области оценки пожарного риска — должностное лицо, аттестованное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляющее деятельность в области оценки пожарного риска, обладающее специальными знаниями в области пожарной безопасности, необходимыми для проведения независимой оценки пожарного риска, и уполномоченное на подписание заключения о независимой оценке пожарного риска;
  • заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) — заключение о независимой оценке пожарного риска, подготовленное без проведения независимой оценки пожарного риска или подготовленное после ее проведения, но противоречащее содержанию материалов, представленных эксперту в области оценки пожарного риска, состоянию пожарной безопасности объекта защиты, в отношении которого проведена независимая оценка пожарного риска, фактическому соблюдению организациями и гражданами противопожарного режима.

Федеральным законом № 100-ФЗ изменены отдельные требования, регламентирующие государственный пожарный надзор, в частности ст. 6 Федерального закона № 69-ФЗ.

 

Обратите внимание!

В отдельный вид федерального государственного пожарного надзора выделяется федеральный государственный пожарный надзор, осуществляемый на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации. Он осуществляется указанными федеральными органами исполнительной власти.

 

В качестве органов государственного пожарного надзора добавлены структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

 

Важно!

Установлены отдельные требования к государственному пожарному надзору при строительстве или реконструкции объектов федеральных ядерных организаций.

 

В этом случае федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации.

Еще одно важное нововведение: проверки государственным пожарным надзором юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляются с учетом применения риск-ориентированного подхода. При этом объект защиты, территорию или земельный участок будет отнесен к определенной категории риска, в том числе с учетом результатов независимой оценки пожарного риска, если такая независимая оценка пожарного риска проводилась[4].

 

К сведению

Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) — одна из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности[5].

Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 № 304 (в ред. от 05.08.2014).

 

Уточнен предмет проверки при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. В соответствии с изменениями предметом проверки является соблюдение требований пожарной безопасности не на «объекте защиты», а в «зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических установках, территориях или земельных участках».

Объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре[6].

Также Федеральным законом № 100-ФЗ:

  • добавлено в качестве предмета проверки соответствие пожарно-технической продукции требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности;
  • установлена периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска[7].

Периодичность проведения плановых проверок должна устанавливаться Правительством Российской Федерации в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре.

 

К сведению

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года[8].

Перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 (в ред. от 03.07.2016).

 

Разграничены полномочия органов государственного пожарного надзора и Ростехнадзора по осуществлению государственного пожарного надзора. Ростехнадзор будет осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований пожарной безопасности на опасных производственных объектах при ведении подземных горных работ.

После завершения этих работ и передачи подземного сооружения в эксплуатацию (например, метрополитена) надзор за ним со стороны Ростехнадзора прекращается и далее надзор в отношении такого объекта осуществляют органы государственного пожарного надзора.

Введено новое требование для организаций, оказывающих такие услуги в области пожарной безопасности, как деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений: минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности[9].

 

К сведению

В соответствии с внесенными изменениями обучение работников организаций мерам пожарной безопасности будет проводится, в частности, по программам дополнительного профессионального образования (программам пожарно-технического минимума)[10].

 

Граждане теперь не обязаны предоставлять возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им жилых помещений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений. При этом обязаны предоставлять возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им территорий и земельных участков в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений[11].

Изменения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)

Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска, которые нарушили порядок оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо подписали заведомо ложное заключение о независимой оценке пожарного риска, несут административную ответственность как должностные лица.

 

К сведению

Под должностным лицом следует понимать лицо, которое постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляет функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации[12].

 

Федеральным законом № 100-ФЗ предусмотрен такой вид дисквалификации, как запрет осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска[13]. Дисквалификация может быть применена к экспертам в области оценки пожарного риска.

 

К сведению

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет[14].

 

Усилена административная ответственность за повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, или органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, предусмотренную ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с нововведениями для юридических лиц помимо штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей предусмотрено также административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

 

К сведению

Появился еще один субъект правонарушений в области пожарной безопасности — лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

 

Также предусмотрена административная ответственность для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Увеличен административный штраф для граждан за нарушение требований пожарной безопасности — совершение административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ может повлечь для граждан наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч руб.

Административная ответственность для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ) — штраф в размере от  двадцати  тысяч  до  тридцати  тысяч  рублей.

В то же время снижен размер штрафа для юридических лиц за нарушения требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ). Для юридических лиц совершение указанного правонарушения может повлечь наложение административного штрафа в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей (ранее — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч).

Административная ответственность для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица за нарушения требований пожарной безопасности, совершенные в условиях особого противопожарного режима (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ), — штраф в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Отменены следующие специальные составы административных правонарушений в области пожарной безопасности:

  • нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения (ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ);
  • нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений (ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ);
  • повторное совершение указанных административных правонарушений (ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ);
  • нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям (ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ)
  • и введен новый состав административного правонарушения (ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ) — нарушение экспертом в области оценки пожарного риска  порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии с изменениями рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор, в пределах своих полномочий вправе также:

  • главные государственные инспектора федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной  охраны, внешней разведки или мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору, их заместители;
  • государственные инспектора федерального органа исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки или мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору.

Вывод

Изменения, внесенные Федеральным законом № 100-ФЗ, позволят оптимизировать действующую систему надзора в области пожарной безопасности.

 

[1] Статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ.

[2] Статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ.

[3] Статья 1 Федерального закона № 69-ФЗ.

[4] Статья 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ.

[5] Часть 1 ст. 144 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

[6] Пункт 15 ст. 2 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

[7] Часть 4 Федерального закона № 69-ФЗ.

[8] Часть 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

[9] Статья 24 Федерального закона № 96-ФЗ.

[10] Часть 3 ст. 25 Федерального закона № 96-ФЗ.

[11] Статья 34 Федерального закона № 96-ФЗ.

[12] Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ.

[13] Статья 3.11 КоАП РФ.

[14] Часть 2 ст. 3.11 КоАП РФ.

И. В. Григорович, юрист

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 4, 2017.

Как проконтролировать, все ли работники прошли вакцинацию?
Дезинфекция, дезинсекция, дератизация в медицине, общепите и на промышленных предприятиях
СОПы: 5 примеров + приказ о разработке
Первая помощь: методические материалы для обучения работников
Тревожная папка по расследованию НС: алгоритм, НПА, формы и примеры заполнения
Проверочные листы Роструда-2022
Санитарная безопасность для организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам