Электронная версия журнала

Лицензирование Роспотребнадзором деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих)

«Санэпидконтроль. Охрана труда» №4 2015 / Радиационная гигиена

Какие работы (услуги), требующие использования источников ионизирующего излучения, подлежат лицензированию? Какие документы нужно представлять в лицензирующий орган? Сколько времени потребуется для оформления документа, подтверждающего право на использование источников ионизирующего излучения? Что следует за нарушением лицензионных требований? Как обжаловать действия должностных лиц Роспотребнадзора?

Использование источников ионизирующего излучения при выполнении каких бы то ни было работ сопряжено с риском негативного влияния на здоровье человека и окружающую среду. Этим обусловлены особые меры, принимаемые государством по регулированию данной деятельности. В частности, подп. 39 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 31.12.2014; далее — Федеральный закон № 99-ФЗ) установлено, что деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) подлежит лицензированию.

Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), приведен в приложении к Положению о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)[1]. В нем поименованы следующие работы (услуги):

  1. проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих);
  2. конструирование источников ионизирующего излучения (генерирующих);
  3. производство источников ионизирующего излучения (генерирующих);
  4. размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих);
  5. эксплуатация источников ионизирующего излучения (генерирующих);
  6. техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих);
  7. хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих);
  8. утилизация источников ионизирующего излучения (генерирующих);
  9. проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);
  10. конструирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);
  11. изготовление средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих);
  12. эксплуатация средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих).

Постановлением Правительства России от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (в ред. от 28.04.2015) функции по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, когда эти источники используются в медицинской деятельности) возложены на Роспотребнадзор.

Предметом рассмотрения данной статьи является лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), осуществляемое Роспотребнадзором, т. е. имеется в виду деятельность, не относящаяся к медицинской.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (в ред. от 31.12.2014; далее — Федеральный закон № 210-ФЗ) государственные и муниципальные услуги предоставляются в соответствии с административными регламентами. Данное требование установлено с тем, чтобы, с одной стороны, обеспечить прозрачность деятельности по предоставлению государственных и муниципальных услуг, с другой — четко определить те условия, которые обязан соблюдать заявитель при обращении за получением услуги. Выдача лицензий на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) с правовой точки зрения является государственной услугой, значит, она должна предоставляться Роспотребнадзором в соответствии с административным регламентом.

В настоящее время порядок и стандарт предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) определены Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)[2] (далее — Регламент).

Регламентом предусмотрены предоставление (отказ в предоставлении) лицензии, выдача дубликата, копии лицензии, переоформление (отказ в переоформлении) лицензии, принятие решения о приостановлении, возобновлении, прекращении действия и аннулировании лицензии, внесение сведений о соискателе лицензии, лицензиате в рамках осуществления отдельных административных процедур в реестр лицензий, предоставление сведений о конкретной лицензии в виде выписки из реестра лицензий, копии акта Роспотребнадзора (его территориального органа) о принятом решении либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений.

Подаем документы в лицензирующий орган

В соответствии с п. 9 Регламента лицензии выдаются Роспотребнадзором и его территориальными органами. Формально необходимость обращения соискателей в иные федеральные органы исполнительной власти отсутствует. Однако в п. 32–37 Регламента дан перечень документов (сведений), необходимых для предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), которые находятся в распоряжении иных государственных органов и которые заявитель вправе представить. В то же время непредставление этих документов (сведений) не является основанием для отказа в оказании рассматриваемой государственной услуги.

В общем случае согласно п. 22 Регламента для получения лицензии соискатель представляет в лицензирующий орган следующие документы:

  1. заявление о предоставлении лицензии, составленное по установленной в приложении 2 к Регламенту форме. В нем указываются:
  • полное (например, общество с ограниченной ответственностью «Каштан») и, если имеется, сокращенное наименование (например, ООО «Каштан»), в т. ч. фирменное наименование и организационно-правовая форма, соискателя лицензии;
  • адрес места нахождения соискателя лицензии;
  • адреса мест осуществления лицензируемой деятельности, которую намерен выполнять соискатель лицензии;
  • государственный регистрационный номер записи о создании соискателя лицензии с указанием наименования, организационно-правовой формы и места нахождения соискателя лицензии (включая место нахождения территориально обособленных подразделений и объектов, используемых для осуществления лицензируемой деятельности);
  • данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о соискателе лицензии в единый государственный реестр юридических лиц с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию;
  • номера телефонов и, если имеются, адреса электронной почты соискателя лицензии;
  • идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • указание на лицензируемую деятельность и работы (услуги), которые соискатель лицензии намеревается выполнять (оказывать) в рамках ее осуществления;
  • сведения об уплате государственной пошлины.

Это важно! Заявление может быть выполнено от руки, машинописным способом или распечатано посредством электронных печатающих устройств.

  1. копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (за исключением случаев, при которых соискатель лицензии намеревается осуществлять техническое обслуживание непосредственно в месте размещения и эксплуатации радиационных источников) на праве собственности или на ином законном основании зданий, сооружений и помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и соответствующих установленным требованиям, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. е. копии договоров, технических паспортов и т. п.);
  2. копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии оборудования (например, бухгалтерская документация и т. п.), в т. ч. радиационных источников, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ (услуг) в рамках лицензируемого вида деятельности, и копии технической документации на эти радиационные источники (для соискателей лицензии, намеренных осуществлять эксплуатацию, производство и хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих));
  3. копии документов, подтверждающих наличие у работников соискателя лицензии, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), высшего или среднего профессионального образования и дополнительной подготовки по радиационной безопасности, соответствующих требованиям и характеру работ (услуг);
  4. опись прилагаемых документов.

Заявления и документы (копии документов) могут быть представлены в электронном виде с использованием информационно-коммуникационных технологий, в т. ч. Единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). Максимальный срок предоставления заявителем электронных документов при формировании заявки через www.gosuslugi.ru не должен превышать 7 календарных дней.

Коммерческая организация намерена получить лицензию на эксплуатацию источников ионизирующего излучения (генерирующих). Необходимо ли платить государственную пошлину за получение лицензии на данный вид деятельности? Вправе ли физическое лицо — учредитель организации внести платеж, если он требуется?

В соответствии с п. 44 Регламента взимание платы с заявителя за оказание государственной услуги (предоставление, переоформление, выдачу дубликата лицензии) осуществляется в размерах, установленных подп. 92 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). В частности, за предоставление лицензии нужно уплатить 7500 руб. За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемой деятельности, о выполняемых работах (оказываемых услугах) в составе лицензируемой деятельности требуется внесение платы в размере 3500 руб., за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, в других случаях — 750 руб. Государственная пошлина за выдачу дубликата лицензии составляет 750 руб.

Государственная пошлина в силу ст. 333.18 НК РФ при обращении за совершением юридически значимых действий, таких как выдача лицензии, уплачивается именно плательщиком до подачи заявлений и (или) документов на совершение указанных действий либо до подачи соответствующих документов. Плата вносится по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается:

  • в безналичной форме — платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в т. ч. производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении;
  • в наличной форме — либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Также факт уплаты государственной пошлины может быть подтвержден с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом № 210-ФЗ. При наличии указанной информации дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

Таким образом, именно коммерческая организация, а не физическое лицо, пусть и являющееся ее учредителем, обязана уплатить государственную пошлину за предоставление лицензии в размере 7500 руб. до подачи заявления о предоставлении лицензии на эксплуатацию источников ионизирующего излучения (генерирующих).

При этом государственная пошлина не уплачивается в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия.

Переоформление лицензии

Как следует из Регламента, переоформление лицензии требуется:

  1. при реорганизации лицензиата в форме преобразования, изменении его наименования, адреса места нахождения, адресов мест осуществления лицензиатом лицензируемого вида деятельности, перечня работ (услуг), выполняемых (оказываемых) лицензиатом и составляющих лицензируемый вид деятельности;
  2. при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии;
  3. при намерении лицензиата выполнять новые работы (оказывать новые услуги), составляющие лицензируемую деятельность, ранее не указанные в лицензии.

В первом случае для переоформления лицензии представляются заявление о переоформлении лицензии по установленной Регламентом в приложении 2 форме и оригинал действующей лицензии.

Во втором случае необходимо собрать большее число документов. Так, согласно п. 24 Регламента в случае намерения лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии, представляются:

  • заявление о переоформлении лицензии по установленной Регламентом в приложении 2 форме (в нем сообщается не указанный в лицензии адрес, по которому лицензиат намеревается осуществлять лицензируемую деятельность);
  • копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (за исключением лицензиатов, осуществляющих техническое обслуживание непосредственно в месте размещения и эксплуатации радиационных источников) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для осуществления лицензируемой деятельности зданий, сооружений и помещений, соответствующих установленным требованиям, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • копии документов о наличии у лицензиата по новому адресу оборудования, в т. ч. радиационных источников, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ (оказания услуг), и копии технической документации на радиационные источники (для лицензиатов, намеренных осуществлять эксплуатацию, производство и хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих));
  • копии документов, подтверждающих наличие у работников лицензиата, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), высшего или среднего профессионального образования и дополнительной подготовки по радиационной безопасности, соответствующих требованиям и характеру работ (услуг) по новому адресу.

В соответствии с п. 25 Регламента, если лицензиат намерен выполнять новые работы (оказывать новые услуги), составляющие лицензируемую деятельность, ранее не указанные в лицензии, для переоформления представляются:

  • заявление о переоформлении лицензии по установленной Регламентом в приложении 2 форме с информацией о новых работах (новых услугах), составляющих лицензируемую деятельность, ранее не указанных в лицензии;
  • копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата (за исключением случаев осуществления им технического обслуживания непосредственно в месте размещения и эксплуатации радиационных источников) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения новых работ (новых услуг) зданий, сооружений и помещений, соответствующих установленным требованиям, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата оборудования, в т. ч. радиационных источников, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения новых работ (оказания новых услуг), и копии технической документации на радиационные источники (для лицензиата, намеренного осуществлять эксплуатацию, производство и хранение источников ионизирующего излучения (генерирующих));
  • копии документов, подтверждающих наличие у работников лицензиата, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующими), высшего или среднего профессионального образования и дополнительной подготовки по радиационной безопасности, соответствующих требованиям и характеру новых работ (новых услуг).

К сведению. Согласно п. 26 Регламента для получения дубликата лицензии направляются заявление о предоставлении дубликата лицензии в произвольной форме и испорченный бланк лицензии (в случае порчи лицензии). Для получения копии лицензии или сведений о конкретной лицензии подается только заявление в произвольной форме.

Организация представила в территориальный орган Роспотребнадзора заявление о переоформлении лицензии в связи с намерением выполнять новые работы, составляющие лицензируемую деятельность, ранее не указанные в лицензии, и копии необходимых документов. Может ли ведомство отказать в приеме документов по причине «бледной» копии диплома, подтверждающего наличие у работника организации высшего образования?

Нет, не может. В силу п. 41 Регламента единственным основанием для отказа в приеме документов является указание в заявлении о предоставлении государственной услуги вида деятельности, лицензирование которого не осуществляется Роспотребнадзором (его территориальным органом).

Обратите внимание! Согласно п. 47, 48 Регламента прием заявлений о предоставлении государственной услуги, включая проверку полноты представленных документов и регистрацию заявления, не может превышать 20 минут. В случае подачи заявления при личном приеме номер, присвоенный соответствующему заявлению при его регистрации, сообщается соискателю лицензии, лицензиату, физическим и юридическим лицам, обратившимся за предоставлением сведений о конкретной лицензии, непосредственно в рамках личного приема.

Сроки предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих)

Как следует из п. 13 Регламента, срок, в течение которого осуществляется выдача лицензии (принимается решение об отказе в выдаче лицензии), составляет 45 рабочих дней со дня поступления в Роспотребнадзор (его территориальный орган) надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов.

В соответствии с п. 14, 15 Регламента переоформление лицензии производится:

  • в течение 10 рабочих дней со дня поступления в Роспотребнадзор (его территориальный орган) надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов в случаях реорганизации лицензиата в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения;
  • в течение 30 рабочих дней со дня поступления в Роспотребнадзор (его территориальный орган) надлежащим образом оформленного заявления о переоформлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов в случаях изменения адресов мест осуществления лицензиатом лицензируемого вида деятельности; изменения перечня работ (услуг), выполняемых (оказываемых) лицензиатом и составляющих лицензируемый вид деятельности.

Дубликат, копия лицензии выдаются в течение 3 рабочих дней с даты поступления в лицензирующий орган заявления и необходимых документов. Сведения о конкретной лицензии предоставляются в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления.

Согласно п. 18 Регламента срок проведения документарной (выездной) проверки выполнения лицензиатом лицензионных требований не может превышать 20 рабочих дней (50 часов в год — для малого предприятия, 15 часов в год — для микропредприятия).

Приостановление действия лицензии осуществляется в течение 1 суток со дня вступления в силу решения суда о назначении лицензиату административного наказания в виде административного приостановления его деятельности, как следует из п. 19 Регламента.

На основании п. 20 Регламента прекращение действия лицензии осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня получения Роспотребнадзором (его территориальным органом) выписки из вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Приостановление, прекращение действия, аннулирование лицензий

В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 99-ФЗ действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:

  1. привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством РФ. В данном случае лицензиат привлекается к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб.; на должностных лиц — от 1 до 2 тыс. руб. (или дисквалификацию на срок до 3 лет); на юридических лиц — от 10 до 20 тыс. руб.;
  2. назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством РФ. В данном случае лицо привлекается к административной ответственности в соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ — осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Совершение указанного административного правонарушения наказывается наложением административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 4 до 5 тыс. руб. или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток. Должностным лицам согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ грозит штраф от 4 до 5 тыс. руб., юридическим лицам — от 40 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Например, на основании ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ организация может быть привлечена к административной ответственности за осуществление эксплуатации оборудования, являющегося источником ионизирующего излучения, которое даже в исправном состоянии представляет потенциальную опасность для человека, с истекшим сроком эксплуатации, без разрешительных документов на его продление.

Пунктом 102 Регламента установлено, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом следующих лицензионных требований:

  1. наличие (за исключением организаций, осуществляющих техническое обслуживание непосредственно в месте размещения и эксплуатации радиационных источников) зданий, сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, для выполнения работ (услуг), которые составляют лицензируемую деятельность, и отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 02.07.2013; далее — Федеральный закон № 170-ФЗ), Федеральным законом от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (в ред. от 19.07.2011; далее — Федеральный закон № 3-ФЗ), Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 29.12.2014; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ);
  2. наличие оборудования, в т. ч. радиационных источников и технической документации на них, а также условий эксплуатации, хранения и утилизации радиационных источников, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности[3] (за исключением организаций, осуществляющих проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих) и средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих)) в соответствии с Федеральным законом № 170-ФЗ, Федеральным законом № 3-ФЗ, Федеральным законом № 52-ФЗ;
  3. наличие систем учета, производственного контроля, а также физической и радиационной защиты радиационных источников, учета и контроля индивидуальных доз облучения работников и населения, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности (за исключением организаций, осуществляющих проектирование источников ионизирующего излучения (генерирующих) и средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (генерирующих)) в соответствии с Федеральным законом № 170-ФЗ, Федеральным законом № 3-ФЗ, Федеральным законом № 52-ФЗ;
  4. наличие в штате лицензиата работников, деятельность которых непосредственно связана с источниками ионизирующего излучения (генерирующих), имеющих высшее или среднее профессиональное образование и дополнительную подготовку по радиационной безопасности, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ.

В соответствии с п. 106 Регламента при выявлении грубых нарушений должностные лица Роспотребнадзора (его территориального органа) составляют протокол об административном правонарушении в порядке и в сроки, установленные КоАП РФ, и готовят заявление в суд о привлечении лицензиата к административной ответственности за подписью руководителя лицензирующего органа. В случае вынесения решения суда о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата Роспотребнадзор (его территориальный орган) на основании п. 107 Регламента приостанавливает в течение 1 суток со дня вступления этого решения в законную силу действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата

Если нарушения лицензионных требований, повлекшие за собой административное приостановление лицензируемой деятельности, устранены лицензиатом, в письменной форме он уведомляет об этом Роспотребнадзор (его территориальный орган), который в свою очередь проводит внеплановую выездную проверку лицензиата. В случае установления при проверке факта устранения лицензиатом нарушения лицензионных требований ведомство направляет заявление в суд о досрочном прекращении административного приостановлении деятельности лицензиата. Такой порядок установлен в п. 112–114 Регламента.

Согласно п. 115 Регламента действие лицензии возобновляется по решению Роспотребнадзора (его территориального органа):

  • со дня, следующего за днем истечения срока исполнения вновь выданного предписания, или со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания, если судом было вынесено решение о привлечении лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований;
  • со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата по решению суда, если им было вынесено решение о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

В соответствии с п. 12 ст. 20 Федерального закона № 99-ФЗ действие лицензии аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии. Основание для подачи такого заявления определено п. 121 Регламента. Так, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, Роспотребнадзор (его территориальный орган) обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Согласно п. 123 Регламента действие лицензии прекращается со дня принятия Роспотребнадзором (его территориальным органом) решения о прекращении действия лицензии на основании:

  1. заявления лицензиата о прекращении лицензируемого вида деятельности. В этом случае не позднее чем за 15 календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемой деятельности лицензиат, имеющий намерение прекратить этот вид деятельности, представляет или направляет в Роспотребнадзор (его территориальное управление) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности;
  2. сведений от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, о дате внесения в соответствующий единый государственный реестр записи о прекращении юридическим лицом деятельности;
  3. выписки из вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Во всех трех случаях решение о прекращении действия лицензии принимается Роспотребнадзором в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующих оснований.

Сведения о приостановлении, возобновлении, прекращении действия и аннулировании лицензии вносятся должностным лицом Роспотребнадзора (его территориального органа) в реестр лицензий.

Как обжаловать решения и действия (бездействие) Роспотребнадзора (его территориального органа)?

Пунктом 138 Регламента соискателям лицензии, лицензиатам предоставляется право обжаловать решения, принятые на любом этапе предоставления государственной услуги действия (бездействие) должностных лиц Роспотребнадзора в досудебном и судебном порядке. В разделе V Регламента установлен досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Роспотребнадзора (его территориального органа) при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих). Так, в соответствии с п. 139 Регламента заявитель может обратиться с жалобой по основаниям и в порядке ст. 11.1, 11.2 Федерального закона № 210-ФЗ[4], в т. ч. в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами РФ для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами РФ;
  • отказ Роспотребнадзора, должностного лица Роспотребнадзора, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме. Как следует из п. 141 Регламента, ее можно направить по почте, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, официального сайта Роспотребнадзора, его территориального органа, предоставляющего государственную услугу, Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также передать при личном приеме.

Обратите внимание! Согласно п. 140 Регламента жалоба на решение территориального органа Роспотребнадзора, действия (бездействие) должностного лица территориального органа Роспотребнадзора, ответственного за предоставление государственной услуги, подается в Роспотребнадзор. Жалоба на действия (бездействие) должностного лица территориального органа Роспотребнадзора, ответственного за предоставление государственной услуги, также можно направить руководителю территориального органа Роспотребнадзора.

В пункте 142 Регламента установлены требования к содержанию жалобы. В ней указываются:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего.

Пункт 142.1 Регламента позволяет подавать жалобу через представителя заявителя. Однако в данном случае вместе с жалобой представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя, а именно: оформленные в соответствии с законодательством РФ доверенность — для физических лиц; доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом, — для юридических лиц; копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым оно обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

При этом согласно п. 142.2 Регламента жалоба может быть оставлена без ответа. Роспотребнадзор (его территориальный орган) вправе поступить таким образом в случае наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи либо в случае отсутствия возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

Кроме того, в соответствии с п. 149 Регламента Роспотребнадзор (его территориальный орган) может отказать в рассмотрении жалобы, если:

  1. имеется вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  2. жалоба подана лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством РФ;
  3. имеется решение по жалобе, принятое ранее, в отношении того же заявителя и по тому же предмету.

Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней, а при обжаловании отказа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок, нарушения установленного срока таких исправлений — в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации. Жалоба должна быть зарегистрирована не позднее следующего рабочего дня со даты ее поступления в Роспотребнадзор (его территориальный орган). Указанные сроки установлены в п. 143 Регламента.

Пункт 144 Регламента гарантирует заявителю право обратиться в Роспотребнадзор, его территориальный орган за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Рассмотрев жалобу, Роспотребнадзор (его территориальный орган) удовлетворяет ее или отказывает в удовлетворении. Решение принимается в форме акта. При удовлетворении жалобы ведомство принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в т. ч. по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством РФ. В любом случае по результатам рассмотрения жалобы не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме либо по желанию заявителя в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченных на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) органа, заявителю направляется ответ.

Деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих), в случае если она не является медицинской, лицензируется Роспотребнадзором. Формально необходимость обращения в иные федеральные органы исполнительной власти отсутствует. Однако соискатель лицензии вправе представить в лицензирующий орган документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов. Ждать предоставления лицензии придется не более 45 дней, переоформления, выдачи дубликата и копии лицензии — и того меньше. Грубое нарушение лицензионных требований может привести к приостановлению, прекращению действия и аннулированию лицензии.

 

[1] Утверждено Постановлением Правительства России от 02.04.2012 № 278 (в ред. от 06.03.2015).

[2] Утвержден Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 № 773 (в ред. от 22.01.2015).

[3] Например, СП 2.6.1.1282-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации источников, генерирующих рентгеновское излучение при ускоряющем напряжении от 10 до 100 кВ», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2003 № 48.

[4] В указанных статьях Федерального закона № 210-ФЗ установлены предмет досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, а также общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы.

Дубинский Н. А., канд. техн. наук, доцент

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 4, 2015.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.