Отдаем журнал бесплатно!

Реформа техрегулирования: успехи и неудачи

При принятии закона «О техническом регулировании» российские законодатели преследовали благую цель — реформировать отечественный госконтроль продукции, включая товары народного потребления, связанных с ней процессов, а также работ и услуг в интересах не только нашего бизнеса, но также и потребителей. Несмотря на многочисленные недостатки, реформа все же продолжается. Каким темпами?

Хотели как лучше, а получилось как всегда

Начало крупномасштабной реформы действующей системы стандартов качества товаров (работ и услуг), норм, правил и нормативов положил Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 06.12.2011, с изм. и доп. от 23.01.2012; далее — Федеральный закон № 184-ФЗ), который вступил в силу с 1 июля 2003 года. Этот закон установил основные направления и механизмы реформы технического регулирования и направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, связанных с ней процессов, а также работ и услуг в интересах потребителей.

Наряду с этим закон предусматривает постепенный отказ от подзаконного правового регулирования отношений, возникающих при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований, предъявляемых к продукции и процессам ее производства и обращения, а также замену полного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов установлением лишь минимальных требований к уровню безопасности и создание новой системы технического регулирования. Основополагающим элементом этой системы должен стать технический регламент.

Анализ норм Федерального закона № 184-ФЗ позволяет сделать следующий вывод: значение технических регламентов состоит в том, что они выступают в качестве единых и постоянных (стабильных) критериев безопасности объектов технического регулирования, с одной стороны, принуждая производителя выпускать продукцию, отвечающую заданным требованиям безопасности, а с другой — указывая потребителю, какой эта продукция должна быть. Вместе с тем они призваны повысить значимость обязательных требований к продукции и процессам ее производства и обращения, сделать их более стабильными и юридически конкретными и воспрепятствовать их произвольному толкованию и применению. В этом состоит их коренное отличие от действовавшей до недавнего времени системы государственных и отраслевых стандартов.

То есть законодателями при принятии закона преследовалась благая цель, однако на практике все получилось не так, как хотели, а как всегда.

17 первоочередных техрегламентов

Первоначально законодатели планировали, что до 1 января 2010 года будут приняты 17 первоочередных технических регламентов (ст. 9 Федерального закона № 184-ФЗ). Однако в установленный срок было разработано и принято только десять технических регламентов. При этом с 1 июля 2010 года в соответствии с законом все нормативные правовые акты и нормативные документы, содержащие обязательные требования безопасности к продукции и процессам производства, в отношении которых технические регламенты не будут приняты, должны прекратить свое действие. Кроме того, в соответствии с законом также оказались фактически «заморожены» все нормативные и нормативно-правовые документы, устанавливающие требования безопасности и регулирующие промышленный и потребительский рынок, которые подлежат обязательному исполнению, в соответствии со ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ, только в части, соответствующей следующим целям:

  •  защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  •  охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
  • обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Таким образом, прежние требования к качеству продукции подменили требованиями лишь к ее безопасности.

В итоге реализация Федерального закона № 184-ФЗ привела к массовым необоснованным отступлениям в проектах технических регламентов от общепринятых стандартов, норм и правил — отечественных и зарубежных. Последствия этого обстоятельства можно наблюдать на российском рынке.

По прошествии девяти лет

Так, в статье Андрея Евпланова «83 % обманутых», опубликованной в «Российской бизнес-газете» от 14 апреля 2009 г., подготовленной на основе данных опроса потребителей, проведенного Союзом потребителей России, отмечается следующее: «Резко увеличилось количество жалоб от покупателей на некачественные продовольственные товары. Некачественные продукты стали причиной роста заболеваний, связанных с пищевыми отравлениями (их число выросло на 52 %). Ужасает то, что такая тенденция становится повсеместной: некачественные продукты продают в столицах и маленьких провинциальных городах». При этом с прилавков исчезли десятки групп товаров народного потребления и продовольствия. Там давно уже нет сливочного маргарина, бутербродного и крестьянского сливочного масла, фасованных сухих молочных и сливочных консервов...

Но разрабатываются и внедряются стандарты, искажающие основной принцип демократии товарообмена — право выбора потребителем товара по объективным показателям. Для этого спешно пересматриваются терминологические национальные стандарты и нормативные документы, внедрение которых разрушает национальные виды продукции, оставляя при этом для обмана их национальные наименования1. Серьезные опасения вызывает и обилие фальсифицированных препаратов на лекарственном рынке России, отмечается в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации2. По оценкам специалистов, с каждым годом количество фальсифицированных препаратов увеличивается, что представляет серьезную опасность для здоровья граждан. Причиной этого является отсутствие должного контроля за качеством закупаемых аптеками у производителя и продаваемых гражданам лекарственных средств. Тревожную информацию о качестве продукции на отечественном фармацевтическом рынке приводит академик РАМН, профессор Лопатин П. В.3

Прошло почти девять лет, как начал действовать Федеральный закон  № 184-ФЗ. Опыт разработки проектов технических регламентов и применения отдельных положений этого закона на практике выявили необходимость срочной его корректировки. Предложения по поправкам готовились в течение нескольких лет и были реализованы путем принятия нескольких Федеральных законов от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 01.05.2007 № 65-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 18.07.2009 № 189-ФЗ, от 23.11.2009 № 261-ФЗ, от 30.12.2009 № 384-ФЗ и др. Последние изменения вносились в закон в декабре прошлого года (Федеральный закон от 06.12.2011 № 409-ФЗ).

Однако основной недостаток закона в том, что он не дает четкого ответа на главный вопрос: кто в России отвечает за качество товаров? — и указанными поправками не разрешен. Эта проблема, по мнению представителей Торгово-промышленной палаты РФ4, должна разрешаться посредством саморегулирования рынка. То есть потребитель при приобретении товаров должен сам делать выбор, какой товар и какого производителя ему покупать. Практику разделения ответственности Россия переняла у европейских стран, где она формировалась долгими годами конкуренции и развитым потребительским образованием, чего в нашей стране не было и нет. Для обеспечения свободного выхода отечественной продукции на мировой рынок недостаточно привести свою нормативную базу в соответствие с европейскими требованиями. Основным критерием все-таки было и остается качество предлагаемой продукции по ее объективным показателям.

Вместе с тем к настоящему времени в Российской Федерации действует большое количество технических регламентов, которые приняты в целях реализации положений Федерального закона № 184-ФЗ. Эти регламенты введены в действие Федеральными законами и Постановлениями Правительства РФ. Кроме того, действуют технические регламенты Таможенного союза, которые применяются на территории стран этого союза: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Эти регламенты стали плодом начатой реформы технического регулирования и свидетельствуют о том что она не стоит на месте а продолжается.

Для наглядности приведем информацию о технических регламентах в виде таблиц.

Технические регламенты Таможенного союза

 

Технический регламент 

Нормативный акт,
утвердивший
технический
регламент

Примечание

«О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 15.07.2011 № 710

Вступает в силу через 3 года с
даты   официального
опубликования
(02.08.2011)

«О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (ТР ТС 002/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 15.07.2011 № 710

Вступает в силу через 3 года с
даты   официального
опубликования
(02.08.2011)

«О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 15.07.2011 № 710

Вступает в силу через 3 года с
даты   официального
опубликования
(02.08.2011)

«О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 16.08.2011 № 768

Вступает в силу
с 15.02.2013

«О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 16.08.2011 № 769

Вступает в силу
с 01.07.2012

«О безопасности пиротехнических изделий» (ТР ТС 006/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 16.08.2011 № 770

Действует

«О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 23.09.2011 № 797

Вступает в силу
с 01.07.2012

«О безопасности игрушек»  
(ТР ТС 008/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 23.09.2011 № 798

Вступает с силу
с 01.07.2012

«О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 23.09.2011 № 799

Вступает в силу
с 01.07.2012

«О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 18.10.2011 № 823

Вступает в силу
с 15.02.2013

«Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 18.10.2011 № 824

Вступает в силу
с 15.02.2013

«О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (ТР ТС 012/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 18.10.2011 № 825

Вступает в силу
с 15.02.2013

«О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 18.10.2011 № 826

Вступает в силу
с 31.12.2012

«Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 18.10.2011 № 827

Вступает в силу
с 15.02.2015

«О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 09.12.2011 № 874

Вступает в силу
с 01.07.2013

«О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе» (ТР ТС 016/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 09.12.2011 № 875

Вступает в силу
с 15.02.2013

«О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 09.12.2011 № 876

Вступает в силу
с 01.07.2012

«О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 09.12.2011 № 877

Вступает в силу
с 01.01.2015

«О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 09.12.2011 № 878

Вступает в силу
с 01.06.2012

«Электромагнитная совместимость технических средств» (ТР ТС 020/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 09.12.2011 № 879

Вступает в силу
с 15.02.2013

«О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 09.12.2011 № 880

Вступает в силу
с 01.07.2013

«Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 09.12.2011 № 881

Вступает в силу
с 01.07.2013

Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей (ТР ТС 023/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 09.12.2011 № 882

Вступает в силу
с 01.07.2013

Технический регламент на масложировую продукцию (ТР ТС 024/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 09.12.2011 № 883

Вступает в силу
(за исключением
отдельных
положений) с
01.07.2013

Технические регламенты Российской Федерации

 

Технический регламент 

Нормативный акт, утвердивший
технический
регламент

Примечание

Технический регламент на масложировую продукцию  

Федеральный закон от 24.06.2008 № 90-ФЗ

Действует

Технический регламент на молоко и молочную продукцию   

Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ

Действует

Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей 

Федеральный закон от 27.10.2008 № 178-ФЗ

Действует

Технический регламент о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе   

Постановление Правительства РФ от 11.02.2010 № 65

Действует

Технический регламент о безопасности зданий и сооружений   

Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ

Действует

Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств 

Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 720

Действует

Технический регламент о безопасности лифтов      

Постановление Правительства РФ от 02.10.2009 № 782

Действует

Технический регламент о безопасности машин и оборудования   

Постановление Правительства РФ от 15.09.2009 № 753

Действует

Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта   

Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 № 623

Действует

Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта 

Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 № 620

Действует

Технический регламент о безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий   

Постановление Правительства РФ от 24.12.2009 № 1082

Утратил силу

Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления    

Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 870

Действует

Технический регламент о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту

Постановление 
Правительства РФ от
27.02.2008 № 118

Действует

Технический регламент о требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ

Постановление Правительства РФ от 12.10.2005 № 609

Действует

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности   

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ

Действует

Технический регламент на табачную продукцию      

Федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ

Действует
(за исключением
отдельных
положений)

Технический регламент о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии

Постановление Правительства РФ от 26.01.2010 № 29

Действует (за исключением
отдельных
положений)

Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования 

Федеральный закон от 27.12.2009 № 347-ФЗ

Действие  приостановлено
с 31 декабря
2010 года по
1 января 2014 года  

Технический регламент о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах   

Постановление Правительства РФ от 24.02.2010 № 86

Действие  приостановлено
с 1 января
2012 года до
1 января 2014 года  

Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков     

Постановление Правительства РФ от 07.04.2009 № 307

Действие  приостановлено
с 1 января
2012 года до
1 января 2014 года  

Технический регламент о безопасности средств индивидуальной защиты 

Постановление 
Правительства РФ от
24.12.2009 № 1213

Вступает в силу с 1 июля  2012 года

Технический регламент о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта     

Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 № 533

Вступает в силу через 3 года со
дня   официального
опубликования
(опубликовано в
«Собрании
законодатель-
ства РФ» — 26.07.2010)

Технический регламент о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта     

Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 № 525

Вступает в силу через 3 года со
дня   официального
опубликования
(опубликовано в
«Собрании
законодательства РФ» — 26.07.2010)

Технический регламент о безопасности железнодорожного подвижного состава

Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 № 524

Вступает в силу через 3 года со
дня   официального
опубликования
(опубликовано в
«Собрании
законодательства РФ» — 02.08.2010)

 


1 См.: Гераймович О. Очередной удар по экономике России: коммерциализация национальной стандартизации // Промышленные ведомости. 2006. № 11-12.

2 См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь // Российская газета. 2009. 17 апреля № 4892.

3 См.: Лопатин П.В. Социальная ответственность фармрынка // Российские аптеки. 2008. № 7.

4 См.: Концепция развития законодательства Российской Федерации на период 2008 - 2011 гг. (утв. Торгово-промышленной палатой РФ). Гл. 2.4 // Система «Гарант», 2009.



ЗЕМЛЕР И. Р., эксперт

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 3, 2012.

Отдаем журнал бесплатно!

Реформа техрегулирования: успехи и неудачи

При принятии закона «О техническом регулировании» российские законодатели преследовали благую цель — реформировать отечественный госконтроль продукции, включая товары народного потребления, связанных с ней процессов, а также работ и услуг в интересах не только нашего бизнеса, но также и потребителей. Несмотря на многочисленные недостатки, реформа все же продолжается. Каким темпами?

Хотели как лучше, а получилось как всегда

Начало крупномасштабной реформы действующей системы стандартов качества товаров (работ и услуг), норм, правил и нормативов положил Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 06.12.2011, с изм. и доп. от 23.01.2012; далее — Федеральный закон № 184-ФЗ), который вступил в силу с 1 июля 2003 года. Этот закон установил основные направления и механизмы реформы технического регулирования и направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, связанных с ней процессов, а также работ и услуг в интересах потребителей.

Наряду с этим закон предусматривает постепенный отказ от подзаконного правового регулирования отношений, возникающих при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований, предъявляемых к продукции и процессам ее производства и обращения, а также замену полного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов установлением лишь минимальных требований к уровню безопасности и создание новой системы технического регулирования. Основополагающим элементом этой системы должен стать технический регламент.

Анализ норм Федерального закона № 184-ФЗ позволяет сделать следующий вывод: значение технических регламентов состоит в том, что они выступают в качестве единых и постоянных (стабильных) критериев безопасности объектов технического регулирования, с одной стороны, принуждая производителя выпускать продукцию, отвечающую заданным требованиям безопасности, а с другой — указывая потребителю, какой эта продукция должна быть. Вместе с тем они призваны повысить значимость обязательных требований к продукции и процессам ее производства и обращения, сделать их более стабильными и юридически конкретными и воспрепятствовать их произвольному толкованию и применению. В этом состоит их коренное отличие от действовавшей до недавнего времени системы государственных и отраслевых стандартов.

То есть законодателями при принятии закона преследовалась благая цель, однако на практике все получилось не так, как хотели, а как всегда.

17 первоочередных техрегламентов

Первоначально законодатели планировали, что до 1 января 2010 года будут приняты 17 первоочередных технических регламентов (ст. 9 Федерального закона № 184-ФЗ). Однако в установленный срок было разработано и принято только десять технических регламентов. При этом с 1 июля 2010 года в соответствии с законом все нормативные правовые акты и нормативные документы, содержащие обязательные требования безопасности к продукции и процессам производства, в отношении которых технические регламенты не будут приняты, должны прекратить свое действие. Кроме того, в соответствии с законом также оказались фактически «заморожены» все нормативные и нормативно-правовые документы, устанавливающие требования безопасности и регулирующие промышленный и потребительский рынок, которые подлежат обязательному исполнению, в соответствии со ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ, только в части, соответствующей следующим целям:

  •  защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
  •  охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
  • обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Таким образом, прежние требования к качеству продукции подменили требованиями лишь к ее безопасности.

В итоге реализация Федерального закона № 184-ФЗ привела к массовым необоснованным отступлениям в проектах технических регламентов от общепринятых стандартов, норм и правил — отечественных и зарубежных. Последствия этого обстоятельства можно наблюдать на российском рынке.

По прошествии девяти лет

Так, в статье Андрея Евпланова «83 % обманутых», опубликованной в «Российской бизнес-газете» от 14 апреля 2009 г., подготовленной на основе данных опроса потребителей, проведенного Союзом потребителей России, отмечается следующее: «Резко увеличилось количество жалоб от покупателей на некачественные продовольственные товары. Некачественные продукты стали причиной роста заболеваний, связанных с пищевыми отравлениями (их число выросло на 52 %). Ужасает то, что такая тенденция становится повсеместной: некачественные продукты продают в столицах и маленьких провинциальных городах». При этом с прилавков исчезли десятки групп товаров народного потребления и продовольствия. Там давно уже нет сливочного маргарина, бутербродного и крестьянского сливочного масла, фасованных сухих молочных и сливочных консервов...

Но разрабатываются и внедряются стандарты, искажающие основной принцип демократии товарообмена — право выбора потребителем товара по объективным показателям. Для этого спешно пересматриваются терминологические национальные стандарты и нормативные документы, внедрение которых разрушает национальные виды продукции, оставляя при этом для обмана их национальные наименования1. Серьезные опасения вызывает и обилие фальсифицированных препаратов на лекарственном рынке России, отмечается в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации2. По оценкам специалистов, с каждым годом количество фальсифицированных препаратов увеличивается, что представляет серьезную опасность для здоровья граждан. Причиной этого является отсутствие должного контроля за качеством закупаемых аптеками у производителя и продаваемых гражданам лекарственных средств. Тревожную информацию о качестве продукции на отечественном фармацевтическом рынке приводит академик РАМН, профессор Лопатин П. В.3

Прошло почти девять лет, как начал действовать Федеральный закон  № 184-ФЗ. Опыт разработки проектов технических регламентов и применения отдельных положений этого закона на практике выявили необходимость срочной его корректировки. Предложения по поправкам готовились в течение нескольких лет и были реализованы путем принятия нескольких Федеральных законов от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 01.05.2007 № 65-ФЗ, от 01.12.2007 № 309-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 18.07.2009 № 189-ФЗ, от 23.11.2009 № 261-ФЗ, от 30.12.2009 № 384-ФЗ и др. Последние изменения вносились в закон в декабре прошлого года (Федеральный закон от 06.12.2011 № 409-ФЗ).

Однако основной недостаток закона в том, что он не дает четкого ответа на главный вопрос: кто в России отвечает за качество товаров? — и указанными поправками не разрешен. Эта проблема, по мнению представителей Торгово-промышленной палаты РФ4, должна разрешаться посредством саморегулирования рынка. То есть потребитель при приобретении товаров должен сам делать выбор, какой товар и какого производителя ему покупать. Практику разделения ответственности Россия переняла у европейских стран, где она формировалась долгими годами конкуренции и развитым потребительским образованием, чего в нашей стране не было и нет. Для обеспечения свободного выхода отечественной продукции на мировой рынок недостаточно привести свою нормативную базу в соответствие с европейскими требованиями. Основным критерием все-таки было и остается качество предлагаемой продукции по ее объективным показателям.

Вместе с тем к настоящему времени в Российской Федерации действует большое количество технических регламентов, которые приняты в целях реализации положений Федерального закона № 184-ФЗ. Эти регламенты введены в действие Федеральными законами и Постановлениями Правительства РФ. Кроме того, действуют технические регламенты Таможенного союза, которые применяются на территории стран этого союза: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Эти регламенты стали плодом начатой реформы технического регулирования и свидетельствуют о том что она не стоит на месте а продолжается.

Для наглядности приведем информацию о технических регламентах в виде таблиц.

Технические регламенты Таможенного союза

 

Технический регламент 

Нормативный акт,
утвердивший
технический
регламент

Примечание

«О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 15.07.2011 № 710

Вступает в силу через 3 года с
даты   официального
опубликования
(02.08.2011)

«О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (ТР ТС 002/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 15.07.2011 № 710

Вступает в силу через 3 года с
даты   официального
опубликования
(02.08.2011)

«О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 15.07.2011 № 710

Вступает в силу через 3 года с
даты   официального
опубликования
(02.08.2011)

«О безопасности низковольтного оборудования» (ТР ТС 004/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 16.08.2011 № 768

Вступает в силу
с 15.02.2013

«О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 16.08.2011 № 769

Вступает в силу
с 01.07.2012

«О безопасности пиротехнических изделий» (ТР ТС 006/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 16.08.2011 № 770

Действует

«О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 23.09.2011 № 797

Вступает в силу
с 01.07.2012

«О безопасности игрушек»  
(ТР ТС 008/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 23.09.2011 № 798

Вступает с силу
с 01.07.2012

«О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 23.09.2011 № 799

Вступает в силу
с 01.07.2012

«О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 18.10.2011 № 823

Вступает в силу
с 15.02.2013

«Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 18.10.2011 № 824

Вступает в силу
с 15.02.2013

«О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (ТР ТС 012/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 18.10.2011 № 825

Вступает в силу
с 15.02.2013

«О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 18.10.2011 № 826

Вступает в силу
с 31.12.2012

«Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 18.10.2011 № 827

Вступает в силу
с 15.02.2015

«О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 09.12.2011 № 874

Вступает в силу
с 01.07.2013

«О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе» (ТР ТС 016/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 09.12.2011 № 875

Вступает в силу
с 15.02.2013

«О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 09.12.2011 № 876

Вступает в силу
с 01.07.2012

«О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 09.12.2011 № 877

Вступает в силу
с 01.01.2015

«О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 09.12.2011 № 878

Вступает в силу
с 01.06.2012

«Электромагнитная совместимость технических средств» (ТР ТС 020/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 09.12.2011 № 879

Вступает в силу
с 15.02.2013

«О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 09.12.2011 № 880

Вступает в силу
с 01.07.2013

«Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 09.12.2011 № 881

Вступает в силу
с 01.07.2013

Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей (ТР ТС 023/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 09.12.2011 № 882

Вступает в силу
с 01.07.2013

Технический регламент на масложировую продукцию (ТР ТС 024/2011)    

Решение Комиссии
Таможенного союза
от 09.12.2011 № 883

Вступает в силу
(за исключением
отдельных
положений) с
01.07.2013

Технические регламенты Российской Федерации

 

Технический регламент 

Нормативный акт, утвердивший
технический
регламент

Примечание

Технический регламент на масложировую продукцию  

Федеральный закон от 24.06.2008 № 90-ФЗ

Действует

Технический регламент на молоко и молочную продукцию   

Федеральный закон от 12.06.2008 № 88-ФЗ

Действует

Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей 

Федеральный закон от 27.10.2008 № 178-ФЗ

Действует

Технический регламент о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе   

Постановление Правительства РФ от 11.02.2010 № 65

Действует

Технический регламент о безопасности зданий и сооружений   

Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ

Действует

Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств 

Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 720

Действует

Технический регламент о безопасности лифтов      

Постановление Правительства РФ от 02.10.2009 № 782

Действует

Технический регламент о безопасности машин и оборудования   

Постановление Правительства РФ от 15.09.2009 № 753

Действует

Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта   

Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 № 623

Действует

Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта 

Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 № 620

Действует

Технический регламент о безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий   

Постановление Правительства РФ от 24.12.2009 № 1082

Утратил силу

Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления    

Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 870

Действует

Технический регламент о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту

Постановление 
Правительства РФ от
27.02.2008 № 118

Действует

Технический регламент о требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ

Постановление Правительства РФ от 12.10.2005 № 609

Действует

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности   

Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ

Действует

Технический регламент на табачную продукцию      

Федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ

Действует
(за исключением
отдельных
положений)

Технический регламент о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии

Постановление Правительства РФ от 26.01.2010 № 29

Действует (за исключением
отдельных
положений)

Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования 

Федеральный закон от 27.12.2009 № 347-ФЗ

Действие  приостановлено
с 31 декабря
2010 года по
1 января 2014 года  

Технический регламент о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах   

Постановление Правительства РФ от 24.02.2010 № 86

Действие  приостановлено
с 1 января
2012 года до
1 января 2014 года  

Технический регламент о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков     

Постановление Правительства РФ от 07.04.2009 № 307

Действие  приостановлено
с 1 января
2012 года до
1 января 2014 года  

Технический регламент о безопасности средств индивидуальной защиты 

Постановление 
Правительства РФ от
24.12.2009 № 1213

Вступает в силу с 1 июля  2012 года

Технический регламент о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта     

Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 № 533

Вступает в силу через 3 года со
дня   официального
опубликования
(опубликовано в
«Собрании
законодатель-
ства РФ» — 26.07.2010)

Технический регламент о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта     

Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 № 525

Вступает в силу через 3 года со
дня   официального
опубликования
(опубликовано в
«Собрании
законодательства РФ» — 26.07.2010)

Технический регламент о безопасности железнодорожного подвижного состава

Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 № 524

Вступает в силу через 3 года со
дня   официального
опубликования
(опубликовано в
«Собрании
законодательства РФ» — 02.08.2010)

 


1 См.: Гераймович О. Очередной удар по экономике России: коммерциализация национальной стандартизации // Промышленные ведомости. 2006. № 11-12.

2 См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь // Российская газета. 2009. 17 апреля № 4892.

3 См.: Лопатин П.В. Социальная ответственность фармрынка // Российские аптеки. 2008. № 7.

4 См.: Концепция развития законодательства Российской Федерации на период 2008 - 2011 гг. (утв. Торгово-промышленной палатой РФ). Гл. 2.4 // Система «Гарант», 2009.



ЗЕМЛЕР И. Р., эксперт

Статья опубликована в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 3, 2012.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам