Теплоэнергетика и электроэнергетика. Профилактика нарушений обязательных требований

2022 год — первый год, когда профилактическая работа стала приоритетом во взаимоотношениях с контролерами. В статье мы разъясним, как использовать информацию разработанных Ростехнадзором Программ профилактики в практической деятельности для предприятий тепло- и электроэнергетики.

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ

ЧТО ТАКОЕ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Для начала определимся с терминологией.

Программа (от греч. προ — пред, греч. γράμμα — запись) — термин, в переводе означающий «предписание», то есть заданную последовательность действий.

Программа профилактики нарушений обязательных требований — это порядок проведения надзорным органом комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований.

Охраняемые законом ценности — это жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Каждый надзорный орган разрабатывает программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора по каждому из курируемых им видов надзора. У Ростехнадзора на 2022 г. разработано семь таких программ:

1) в области промышленной безопасности[1] (утв. Приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2021 г. № 469);

2) в сфере электроэнергетики[2] (утв. Приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2022 г. № 112);

3) в сфере теплоснабжения[3] (утв. Приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2022 г. № 112);

4) в области безопасности ГТС[4] (утв. Приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2022 г. № 113);

5) в области строительного надзора[5] (утв. Приказом Ростехнадзора от 21 января 2022 г. № 13);

6) в области использования атомной энергии, деятельности СРО[6] в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, деятельности СРО в области энергетического обследования[7] (утв. Приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2021 г. № 468);

7) в области горного надзора[8] (утв. Приказом Ростехнадзора от 22 февраля 2022 г. № 55).

В первом номере журнала этого года мы давали детальный разбор программы профилактики в области промбезопасности[9]. В этой статье мы разберем сразу две программы профилактики: в сфере тепло- и электроэнергетики.

ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ В СФЕРЕ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Программы профилактики нарушений в сфере тепло- и электроэнергетики разработаны в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в ред. от 1 мая 2022 г.);
  • Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (в ред. от 1 мая 2022 г.);
  • Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от 6 декабря 2021 г.; далее — Федеральный закон № 248-ФЗ);
  • Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (в ред. от 24 марта 2022 г.);
  • Постановления Правительства РФ от 24 марта 2022 г. № 448 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  • Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1085 (далее — Положение о федеральном государственном энергетическом надзоре);
  • Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 990;
  • Порядка организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. № 287.

Обе программы построены по единому принципу и содержат:

1. Анализ текущего состояния поднадзорной среды и развития профилактической деятельности, характеристика имеющихся проблем.

2. Цели и задачи реализации программы.

3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения.

4. Показатели результативности и эффективности программы профилактики.

Самое главное, что даст вам аккумулированная в программах профилактики информация — это меры по снижению уровня аварийности и смертельного травматизма.

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ

ОБЪЕКТЫ

Общее количество поднадзорных Ростехнадзору организаций в сфере теплоэнергетики (по состоянию на 1 января 2022 г.) составляет 348 098. Под надзором находятся:

  • тепловых электростанций — 506 шт.;
  • газотурбинных (газопоршневых) электростанций — 448 шт.;
  • котельных всего — 86 548 шт.,

в том числе:

– производственных — 6 760 шт.;

– отопительно-производственных — 13 500 шт.;

– отопительных — 66 288 шт.;

  • тепловых сетей (в двухтрубном исчислении) — 197 699,41 км.
ДОКУМЕНТЫ, В КОТОРЫХ СОДЕРЖАТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В СФЕРЕ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ

Чаще всего перед любым визитом инспектора специалисты поднадзорного объекта задаются вопросом: что будут проверять? На официальном интернет-портале Ростехнадзор разместил перечень НПА, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального государственного энергетического надзора[10].

В него вошли 60 нормативных актов:

Федеральные законы

1. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

2. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

3. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об электроэнергетике”».

4. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышенной энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 347-ФЗ «Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования».

6. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

7. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

 

[1] https://clck.ru/ahurS.

[2] https://clck.ru/hUbLw.

[3] https://clck.ru/hUbS8.

[4] https://clck.ru/hUbNd.

[5] https://clck.ru/hUbQj.

[6] Саморегулируемая организация.

[7] https://clck.ru/hUbVo.

[8] https://clck.ru/hUbXG.

[9] Подберезина С. Г. Профилактика нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности: как расставить акценты // Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы. — 2022. — № 1. — С. 6–19.

[10] https://clck.ru/hUbzS.

С. Г. Подберезина,
эксперт и консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 3, 2022.

Теплоэнергетика и электроэнергетика. Профилактика нарушений обязательных требований

2022 год — первый год, когда профилактическая работа стала приоритетом во взаимоотношениях с контролерами. В статье мы разъясним, как использовать информацию разработанных Ростехнадзором Программ профилактики в практической деятельности для предприятий тепло- и электроэнергетики.

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ

ЧТО ТАКОЕ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Для начала определимся с терминологией.

Программа (от греч. προ — пред, греч. γράμμα — запись) — термин, в переводе означающий «предписание», то есть заданную последовательность действий.

Программа профилактики нарушений обязательных требований — это порядок проведения надзорным органом комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований.

Охраняемые законом ценности — это жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Каждый надзорный орган разрабатывает программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного надзора по каждому из курируемых им видов надзора. У Ростехнадзора на 2022 г. разработано семь таких программ:

1) в области промышленной безопасности[1] (утв. Приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2021 г. № 469);

2) в сфере электроэнергетики[2] (утв. Приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2022 г. № 112);

3) в сфере теплоснабжения[3] (утв. Приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2022 г. № 112);

4) в области безопасности ГТС[4] (утв. Приказом Ростехнадзора от 8 апреля 2022 г. № 113);

5) в области строительного надзора[5] (утв. Приказом Ростехнадзора от 21 января 2022 г. № 13);

6) в области использования атомной энергии, деятельности СРО[6] в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, деятельности СРО в области энергетического обследования[7] (утв. Приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2021 г. № 468);

7) в области горного надзора[8] (утв. Приказом Ростехнадзора от 22 февраля 2022 г. № 55).

В первом номере журнала этого года мы давали детальный разбор программы профилактики в области промбезопасности[9]. В этой статье мы разберем сразу две программы профилактики: в сфере тепло- и электроэнергетики.

ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ В СФЕРЕ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Программы профилактики нарушений в сфере тепло- и электроэнергетики разработаны в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в ред. от 1 мая 2022 г.);
  • Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (в ред. от 1 мая 2022 г.);
  • Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от 6 декабря 2021 г.; далее — Федеральный закон № 248-ФЗ);
  • Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (в ред. от 24 марта 2022 г.);
  • Постановления Правительства РФ от 24 марта 2022 г. № 448 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  • Положения о федеральном государственном энергетическом надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1085 (далее — Положение о федеральном государственном энергетическом надзоре);
  • Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 990;
  • Порядка организации работы по обобщению правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 30 августа 2021 г. № 287.

Обе программы построены по единому принципу и содержат:

1. Анализ текущего состояния поднадзорной среды и развития профилактической деятельности, характеристика имеющихся проблем.

2. Цели и задачи реализации программы.

3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения.

4. Показатели результативности и эффективности программы профилактики.

Самое главное, что даст вам аккумулированная в программах профилактики информация — это меры по снижению уровня аварийности и смертельного травматизма.

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ

ОБЪЕКТЫ

Общее количество поднадзорных Ростехнадзору организаций в сфере теплоэнергетики (по состоянию на 1 января 2022 г.) составляет 348 098. Под надзором находятся:

  • тепловых электростанций — 506 шт.;
  • газотурбинных (газопоршневых) электростанций — 448 шт.;
  • котельных всего — 86 548 шт.,

в том числе:

– производственных — 6 760 шт.;

– отопительно-производственных — 13 500 шт.;

– отопительных — 66 288 шт.;

  • тепловых сетей (в двухтрубном исчислении) — 197 699,41 км.
ДОКУМЕНТЫ, В КОТОРЫХ СОДЕРЖАТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В СФЕРЕ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ

Чаще всего перед любым визитом инспектора специалисты поднадзорного объекта задаются вопросом: что будут проверять? На официальном интернет-портале Ростехнадзор разместил перечень НПА, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального государственного энергетического надзора[10].

В него вошли 60 нормативных актов:

Федеральные законы

1. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

2. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

3. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об электроэнергетике”».

4. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышенной энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 347-ФЗ «Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования».

6. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

7. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

 

[1] https://clck.ru/ahurS.

[2] https://clck.ru/hUbLw.

[3] https://clck.ru/hUbS8.

[4] https://clck.ru/hUbNd.

[5] https://clck.ru/hUbQj.

[6] Саморегулируемая организация.

[7] https://clck.ru/hUbVo.

[8] https://clck.ru/hUbXG.

[9] Подберезина С. Г. Профилактика нарушений обязательных требований в области промышленной безопасности: как расставить акценты // Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы. — 2022. — № 1. — С. 6–19.

[10] https://clck.ru/hUbzS.

С. Г. Подберезина,
эксперт и консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 3, 2022.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам