Лифты: типовые нарушения, выявляемые при расследовании аварий

Изучим динамику количества аварий и несчастных случаев при эксплуатации лифтов, проанализируем причины аварий за последние три года, выявим типовые нарушения, чтобы вы могли учесть их в своей профилактической работе.

Прошло 9 лет с того времени, как лифты, подъемные платформы для инвалидов и эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах) были исключены из категории ОПО[1]. В первые два года (2013 и 2014 гг.) это негативно сказалось на статистике аварий несчастных случаев со смертельным исходом (см. рис.).

smerti pri avarijah_lifty

Последние 3 года наблюдаются три положительные тенденции — уверенно снижаются:

1) количество смертельно травмированных при авариях лифтов (см. рис.);

2) доля смертельно травмированных (от общего числа пострадавших) (см. табл.);

3) среднее количество пострадавших в расчете на одну аварию (см. табл.).

 

Количество пострадавших и погибших в результате получения травм при аварии лифтов за 2019–2021 гг.

pogibli v avarijah liftov 2019-2021

 

Анализ материалов расследований аварий в 2021 г. показал[1], что основные причины аварий — нарушения обязательных требований, установленных Техрегламентом[2] и Правилами[3], а также грубых нарушений Правил пользования лифтом, сопроводительной документации (паспорт, руководство по эксплуатации и т. д.) на объекты (см. схему).

Prichiny avarij v liftah

Одна из причин смертельного травматизма при авариях на лифтах — попытки пассажиров самостоятельно выбраться из остановившихся между этажами кабин лифтов. Такие попытки чаще всего предпринимаются из-за того, что пассажиры не знают, какие действия запрещены при пользовании лифтом (в том числе в аварийных ситуациях). 

 

[1] Письмо Ростехнадзора от 3 февраля 2022 г. № 200-2621 «Об аварийности и травматизме на опасных объектах в 2021 году».

[2] Технический регламент Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 011/2011 «Безопасность лифтов».

[3] Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 743 (в ред. от 14 августа 2019 г.).


[1] Пункт 14 ст. 1 Федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ.

С. Г. Подберезина,
эксперт и консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 3, 2022.

Лифты: типовые нарушения, выявляемые при расследовании аварий

Изучим динамику количества аварий и несчастных случаев при эксплуатации лифтов, проанализируем причины аварий за последние три года, выявим типовые нарушения, чтобы вы могли учесть их в своей профилактической работе.

Прошло 9 лет с того времени, как лифты, подъемные платформы для инвалидов и эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах) были исключены из категории ОПО[1]. В первые два года (2013 и 2014 гг.) это негативно сказалось на статистике аварий несчастных случаев со смертельным исходом (см. рис.).

smerti pri avarijah_lifty

Последние 3 года наблюдаются три положительные тенденции — уверенно снижаются:

1) количество смертельно травмированных при авариях лифтов (см. рис.);

2) доля смертельно травмированных (от общего числа пострадавших) (см. табл.);

3) среднее количество пострадавших в расчете на одну аварию (см. табл.).

 

Количество пострадавших и погибших в результате получения травм при аварии лифтов за 2019–2021 гг.

pogibli v avarijah liftov 2019-2021

 

Анализ материалов расследований аварий в 2021 г. показал[1], что основные причины аварий — нарушения обязательных требований, установленных Техрегламентом[2] и Правилами[3], а также грубых нарушений Правил пользования лифтом, сопроводительной документации (паспорт, руководство по эксплуатации и т. д.) на объекты (см. схему).

Prichiny avarij v liftah

Одна из причин смертельного травматизма при авариях на лифтах — попытки пассажиров самостоятельно выбраться из остановившихся между этажами кабин лифтов. Такие попытки чаще всего предпринимаются из-за того, что пассажиры не знают, какие действия запрещены при пользовании лифтом (в том числе в аварийных ситуациях). 

 

[1] Письмо Ростехнадзора от 3 февраля 2022 г. № 200-2621 «Об аварийности и травматизме на опасных объектах в 2021 году».

[2] Технический регламент Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 011/2011 «Безопасность лифтов».

[3] Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 743 (в ред. от 14 августа 2019 г.).


[1] Пункт 14 ст. 1 Федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ.

С. Г. Подберезина,
эксперт и консультант по ОТ, главный редактор журнала «Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 3, 2022.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам