Аттестация по области Б.1.14: все сложно

Поводом для написания данной статьи стал неудачный опыт аттестации по области Б.1.14 «Производство водорода методом электролиза воды» нашей подписчицы. Разберемся в статье с причинами возникающих трудностей при подготовке и прохождении аттестации по данной области.

Изменения в законодательстве 

С 15 февраля 2021 г. вступил в силу новый Перечень областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики[1].

 

Данный Перечень изменил шифры многих областей аттестации, в том числе области по разделу «Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности». Бывшая область Б.1.25 из старого Перечня[2] стала областью Б.1.14 в новом Перечне:

Но это далеко не все изменения. В старом Перечне были нормативно закреплены области знаний конкретных НПА для прохождения аттестации:

Новый Перечень имеет иную структуру: в нем нет графы с перечнем нормативных правовых и правовых актов, устанавливающих общие и специальные требования к руководителям и специалистам организаций.

Забегая вперед, скажем, что конкретного перечня НПА в распоряжениях Ростехнадзора об утверждении вопросов для проведения аттестации и раньше не было, и сейчас нет. Единственный источник, на который можно хоть как-то ориентироваться, — это официальный сайт Ростехнадзора[3].

Обратите внимание

В старом Перечне содержался перечень НПА, устанавливающих общие и специальные требования к руководителям и специалистам организаций, а на сайте Ростехнадзора размещен Перечень НПА, нормативных и методических документов, используемых при составлении вопросов тестирования по разделу «Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности».

Таким образом, на сегодняшний день нет нормативно установленных требований к объему знаний специалистов, проходящих аттестацию в Ростехнадзоре. Складывается странная ситуация. И ранее мы уже указывали на то, к каким последствиям приводит это «белое пятно» в регулировании[4].

Согласно информации, которая опубликована на сайте Ростехнадзора, при подготовке тестовых заданий по области Б.1.14 использовались следующие документы:

  • Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»[5];
  • Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов»[6].

Если раньше для подготовки к аттестации нужно было изучить требования одного конкретного документа с узкой сферой регулирования — Правила безопасности при производстве водорода методом электролиза воды (ПБ 03-598-03), то теперь нужно знать два документа с очень широкой сферой регулирования — ФНП № 500 и ФНП № 533.

Изменился не только шифр области аттестации и привязка к НПА, но и количество вопросов: было 100, а стало 247.

С 1 января 2021 г. в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» НПА обновлены практически полностью, многие из них были отменены, но взамен новые документы Ростехнадзор не принял. Пример такой ситуации:

В то же время оставалась необходимость нормативно-технического регулирования вопросов промышленной безопасности при эксплуатации соответствующих ОПО. По этой причине ФНП № 500 были в значительной мере расширены: было 361 пункта, а стало 1352 пункта. Сделано это было за счет включения положений ФНП в области промышленной безопасности, которые утратили силу[7] и в дальнейшем не переиздавались под теми же наименованиями вновь.

Таким образом, Ростехнадзор формально сократил количество НПА в 5 раз, собрав требования отмененных документов в одном большом «документе-франкенштейне».

В частности, это:

  • раздел IV («Требования к технологическим регламентам химически опасных производственных объектов»): некоторые переработанные нормы ФНП № 559, основной базис нормативных положений — нормы отмененных ФНП № 631;
  • подраздел «Химически опасные производственные объекты аммиачных холодильных установок и систем» (пп. 448–726): нормы утративших силу ФНП № 539;
  • подраздел «Химически опасные производственные объекты, связанные с производством растительных масел методом прессования и экстракции» (пп. 727–948): нормы отмененных ФНП № 538[8];
  • подраздел «Химически опасные производственные объекты, связанные с производством и потреблением продуктов разделения воздуха» (пп. 949–1217): нормы отмененных ФНП № 500;
  • подраздел «Химически опасные производственные объекты наземных складов жидкого аммиака» (пп. 1218–1352): нормы утративших силу ПБ 09-579-03.

В основном требования, изложенные в указанных пунктах ФНП № 500, аналогичны требованиям вышеперечисленных отмененных ФНП и ПБ.

Мы видим, что требования ПБ 03-598-03 отдельным разделом в ФНП № 500 не вошли. Возникает вопрос: зачем в Перечень НПА по области аттестации Б.1.14 включен документ, который не имеет никакого отношения к электролизу воды? При этом 80 % вопросов тестирования (198 из 247) привязаны к ФНП № 500, остальные 20 % (49) вопросов — к ФНП № 533.

Таким образом, у специалиста, занятого на производстве водорода методом электролиза воды, проверяют знания документов по вопросам, которые не имеют прямого отношения к его производственной деятельности. Мы считаем, что эта ситуация прямо противоречит законодательству.

РЕЗЮМЕ

  1. Процедура аттестации по промышленной безопасности несовершенна: на сегодняшний день в ней отсутствуют требования к объему знаний аттестуемых лиц.
  2. Формальный подход специалистов Ростехнадзора к реализации механизма регуляторной гильотины привел к размытию части требований. Так, для аттестации по требованиям безопасности при производстве водорода методом электролиза воды необходимо заучивать излишний объем информации. Такая ситуация сложилась только из-за того, что в один нормативный акт объединили требования нескольких ранее действовавших.
  3. Нет гарантии, что при аттестации с вас спросят только то, что входит в ваши должностные обязанности, как это установлено Федеральным законом № 116-ФЗ. Остается только одно — брать вопросы, искать на них ответы в нормативных актах и учить и то, и другое.

[1] Утв. Приказом Ростехнадзора № 334; далее — новый Перечень.

[2] Утв. Приказом Ростехнадзора № 233; далее — старый Перечень.

[3] https://clck.ru/ahEUM (см. файл «Перечень нормативно-правовых актов, нормативных и методических документов, используемых при составлении вопросов тестирования по разделу Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности»).

[4] Ермолина О. Н. Газоопасные, ремонтные и огневые работы на предприятиях металлургии, химической и нефтегазовой отрасли: вопросы нормирования и аттестации // Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы. — 2021. — № 6. — С. 21–26.

[5] Утв. Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 533; далее — ФНП № 533.

[6] Утв. Приказом Ростехнадзора от 7 декабря 2020 г. № 500; далее — ФНП № 500.

[7] Утратили силу с 1 января 2021 г. на основании постановления Правительства РФ от 6 августа 2020 г. № 1192.

[8] ФНП «Правила безопасности в производстве растительных масел методом прессования и экстракции», утв. Приказом Ростехнадзора от 8 ноября 2018 г. № 538.

[9] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 11 июня 2021 г.).

[10] Выделено автором.

[11] ФНП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утв. Приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 г. № 96.

[12] ФНП «Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств», утв. Приказом Ростехнадзора от 29 марта 2016 г. № 125.

[13] Утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 5 мая 2003 г. № 29.

О. Н. Ермолина, методист учебного центра

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 1, 2022.

Аттестация по области Б.1.14: все сложно

Поводом для написания данной статьи стал неудачный опыт аттестации по области Б.1.14 «Производство водорода методом электролиза воды» нашей подписчицы. Разберемся в статье с причинами возникающих трудностей при подготовке и прохождении аттестации по данной области.

Изменения в законодательстве 

С 15 февраля 2021 г. вступил в силу новый Перечень областей аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики[1].

 

Данный Перечень изменил шифры многих областей аттестации, в том числе области по разделу «Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности». Бывшая область Б.1.25 из старого Перечня[2] стала областью Б.1.14 в новом Перечне:

Но это далеко не все изменения. В старом Перечне были нормативно закреплены области знаний конкретных НПА для прохождения аттестации:

Новый Перечень имеет иную структуру: в нем нет графы с перечнем нормативных правовых и правовых актов, устанавливающих общие и специальные требования к руководителям и специалистам организаций.

Забегая вперед, скажем, что конкретного перечня НПА в распоряжениях Ростехнадзора об утверждении вопросов для проведения аттестации и раньше не было, и сейчас нет. Единственный источник, на который можно хоть как-то ориентироваться, — это официальный сайт Ростехнадзора[3].

Обратите внимание

В старом Перечне содержался перечень НПА, устанавливающих общие и специальные требования к руководителям и специалистам организаций, а на сайте Ростехнадзора размещен Перечень НПА, нормативных и методических документов, используемых при составлении вопросов тестирования по разделу «Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности».

Таким образом, на сегодняшний день нет нормативно установленных требований к объему знаний специалистов, проходящих аттестацию в Ростехнадзоре. Складывается странная ситуация. И ранее мы уже указывали на то, к каким последствиям приводит это «белое пятно» в регулировании[4].

Согласно информации, которая опубликована на сайте Ростехнадзора, при подготовке тестовых заданий по области Б.1.14 использовались следующие документы:

  • Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»[5];
  • Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов»[6].

Если раньше для подготовки к аттестации нужно было изучить требования одного конкретного документа с узкой сферой регулирования — Правила безопасности при производстве водорода методом электролиза воды (ПБ 03-598-03), то теперь нужно знать два документа с очень широкой сферой регулирования — ФНП № 500 и ФНП № 533.

Изменился не только шифр области аттестации и привязка к НПА, но и количество вопросов: было 100, а стало 247.

С 1 января 2021 г. в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» НПА обновлены практически полностью, многие из них были отменены, но взамен новые документы Ростехнадзор не принял. Пример такой ситуации:

В то же время оставалась необходимость нормативно-технического регулирования вопросов промышленной безопасности при эксплуатации соответствующих ОПО. По этой причине ФНП № 500 были в значительной мере расширены: было 361 пункта, а стало 1352 пункта. Сделано это было за счет включения положений ФНП в области промышленной безопасности, которые утратили силу[7] и в дальнейшем не переиздавались под теми же наименованиями вновь.

Таким образом, Ростехнадзор формально сократил количество НПА в 5 раз, собрав требования отмененных документов в одном большом «документе-франкенштейне».

В частности, это:

  • раздел IV («Требования к технологическим регламентам химически опасных производственных объектов»): некоторые переработанные нормы ФНП № 559, основной базис нормативных положений — нормы отмененных ФНП № 631;
  • подраздел «Химически опасные производственные объекты аммиачных холодильных установок и систем» (пп. 448–726): нормы утративших силу ФНП № 539;
  • подраздел «Химически опасные производственные объекты, связанные с производством растительных масел методом прессования и экстракции» (пп. 727–948): нормы отмененных ФНП № 538[8];
  • подраздел «Химически опасные производственные объекты, связанные с производством и потреблением продуктов разделения воздуха» (пп. 949–1217): нормы отмененных ФНП № 500;
  • подраздел «Химически опасные производственные объекты наземных складов жидкого аммиака» (пп. 1218–1352): нормы утративших силу ПБ 09-579-03.

В основном требования, изложенные в указанных пунктах ФНП № 500, аналогичны требованиям вышеперечисленных отмененных ФНП и ПБ.

Мы видим, что требования ПБ 03-598-03 отдельным разделом в ФНП № 500 не вошли. Возникает вопрос: зачем в Перечень НПА по области аттестации Б.1.14 включен документ, который не имеет никакого отношения к электролизу воды? При этом 80 % вопросов тестирования (198 из 247) привязаны к ФНП № 500, остальные 20 % (49) вопросов — к ФНП № 533.

Таким образом, у специалиста, занятого на производстве водорода методом электролиза воды, проверяют знания документов по вопросам, которые не имеют прямого отношения к его производственной деятельности. Мы считаем, что эта ситуация прямо противоречит законодательству.

РЕЗЮМЕ

  1. Процедура аттестации по промышленной безопасности несовершенна: на сегодняшний день в ней отсутствуют требования к объему знаний аттестуемых лиц.
  2. Формальный подход специалистов Ростехнадзора к реализации механизма регуляторной гильотины привел к размытию части требований. Так, для аттестации по требованиям безопасности при производстве водорода методом электролиза воды необходимо заучивать излишний объем информации. Такая ситуация сложилась только из-за того, что в один нормативный акт объединили требования нескольких ранее действовавших.
  3. Нет гарантии, что при аттестации с вас спросят только то, что входит в ваши должностные обязанности, как это установлено Федеральным законом № 116-ФЗ. Остается только одно — брать вопросы, искать на них ответы в нормативных актах и учить и то, и другое.

[1] Утв. Приказом Ростехнадзора № 334; далее — новый Перечень.

[2] Утв. Приказом Ростехнадзора № 233; далее — старый Перечень.

[3] https://clck.ru/ahEUM (см. файл «Перечень нормативно-правовых актов, нормативных и методических документов, используемых при составлении вопросов тестирования по разделу Требования промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности»).

[4] Ермолина О. Н. Газоопасные, ремонтные и огневые работы на предприятиях металлургии, химической и нефтегазовой отрасли: вопросы нормирования и аттестации // Промышленная безопасность. Разъяснения. Вопросы и ответы. — 2021. — № 6. — С. 21–26.

[5] Утв. Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 533; далее — ФНП № 533.

[6] Утв. Приказом Ростехнадзора от 7 декабря 2020 г. № 500; далее — ФНП № 500.

[7] Утратили силу с 1 января 2021 г. на основании постановления Правительства РФ от 6 августа 2020 г. № 1192.

[8] ФНП «Правила безопасности в производстве растительных масел методом прессования и экстракции», утв. Приказом Ростехнадзора от 8 ноября 2018 г. № 538.

[9] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 11 июня 2021 г.).

[10] Выделено автором.

[11] ФНП «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утв. Приказом Ростехнадзора от 11 марта 2013 г. № 96.

[12] ФНП «Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств», утв. Приказом Ростехнадзора от 29 марта 2016 г. № 125.

[13] Утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 5 мая 2003 г. № 29.

О. Н. Ермолина, методист учебного центра

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Промышленная безопасность» № 1, 2022.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам