Условия экологического контроля в 2023 году
Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2022 года № 1743 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ «Об особых условиях контроля» (от 10 марта 2022 года), продлевающие мораторий плановых контрольно-надзорных мероприятий на 2023 год. Обсудим предусмотренные постановлением особенности контрольной деятельности в 2023 году, а также новый правовой облик профилактического визита подробнее в колонке.
В силу п. 11(3), на 2023 год были оставлены только плановые контрольные (надзорные) мероприятия (КНМ), регулируемые Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о государственном контроле) и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Проводятся (и, соответственно, вносятся в планы проведения плановых КНМ и планы проведения плановых проверок) плановые КНМ и плановые проверки в отношении объектов контроля:
1) отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска,
2) опасных производственных объектов II класса опасности,
3) гидротехнических сооружений II класса.
Однако для этих ограничений предусмотрели исключения – положения абз. 1 п. 11(3) не распространяются на виды государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если в отношении таких видов государственного контроля (надзора) не применяется риск-ориентированный подход.
К таким видам контроля/надзора относятся, например, лицензионный контроль за деятельностью по обращению с отходами I-IV класса опасности, федеральный государственный ветеринарный надзор и пр.
В постановлении предусмотрели не только возможность контролирующего органа провести профилактический визит, но и право контролируемого лица, в отношении которого сохраняются плановые проверки, обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении такого визита (абз. 3 п. 11(3)).
Если такое обращение поступило не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового КНМ, контрольный (надзорный) орган обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год.
Профилактический визит проводится не позднее чем за один месяц до даты проведения планового КНМ, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.
С учетом установленных сроков проведения визита (не позднее, чем за один месяц до планового мероприятия), фактически введение этих положений дает «второй шанс» субъектам, в отношении которых плановые КНМ проводятся, – достаточный временной промежуток до планового мероприятия позволяет устранить некоторые нарушения.
Профилактический визит отнесен к одному из видов профилактических мероприятий, осуществляемых при проведении государственного экологического контроля (надзора) (п. 16 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)».
Профилактический визит – это профилактическая беседа инспектора очно (по месту осуществления деятельности контролируемого лица) либо с использованием видео-конференц-связи. От проведения профилактического визита контролируемое лицо вправе отказаться (ч. 6 ст. 52 Закона о государственном контроле).
Так как это мера предупреждения рисков, то в рамках такого визита лицо может только быть проинформировано либо проконсультировано по вопросам ведения деятельности.
Это включает в себя информирование:
1) об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля,
2) их соответствии критериям риска,
3) основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска,
4) о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Именно поэтому по итогам такого визита, по общему правилу, предписание выдано быть не может (ч. 8 ст. 52 Закона о государственном контроле). Если инспектор в ходе визита выявил явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контролирующего органа для принятия решения о проведении КНМ (ч. 9 ст. 52 Закона о государственном контроле).
Однако для государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска обсуждаемым постановлением была предусмотрена возможность выявления нарушений обязательных требований и выдача предписания в процедуре профилактического визита (абз. 5 п. 11(4)). К счастью, для объектов экологического контроля (надзора) такое исключение предусмотрено не было.
Введение такого условия фактически нивелирует «профилактический характер» визита и сближает его с инспекционным визитом или внеплановой проверкой.
Резюмируя, отметим важное: мораторий на плановые проверки в 2023 году действительно дает существенные послабления в части административной нагрузки, однако необходимо помнить, что у контролирующих органов остается возможность провести внеплановые мероприятия и прокурорские проверки. Соответственно, посредством этих форм контролирующие органы могут выявлять нарушения в деятельности природопользователей как и ранее.
Полина Позднякова, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, преподаватель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Петербурге, эксперт Российского экологического общества, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»
Условия экологического контроля в 2023 году
Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2022 года № 1743 были внесены изменения в Постановление Правительства РФ «Об особых условиях контроля» (от 10 марта 2022 года), продлевающие мораторий плановых контрольно-надзорных мероприятий на 2023 год. Обсудим предусмотренные постановлением особенности контрольной деятельности в 2023 году, а также новый правовой облик профилактического визита подробнее в колонке.
В силу п. 11(3), на 2023 год были оставлены только плановые контрольные (надзорные) мероприятия (КНМ), регулируемые Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон о государственном контроле) и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Проводятся (и, соответственно, вносятся в планы проведения плановых КНМ и планы проведения плановых проверок) плановые КНМ и плановые проверки в отношении объектов контроля:
1) отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска,
2) опасных производственных объектов II класса опасности,
3) гидротехнических сооружений II класса.
Однако для этих ограничений предусмотрели исключения – положения абз. 1 п. 11(3) не распространяются на виды государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если в отношении таких видов государственного контроля (надзора) не применяется риск-ориентированный подход.
К таким видам контроля/надзора относятся, например, лицензионный контроль за деятельностью по обращению с отходами I-IV класса опасности, федеральный государственный ветеринарный надзор и пр.
В постановлении предусмотрели не только возможность контролирующего органа провести профилактический визит, но и право контролируемого лица, в отношении которого сохраняются плановые проверки, обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении такого визита (абз. 3 п. 11(3)).
Если такое обращение поступило не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового КНМ, контрольный (надзорный) орган обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год.
Профилактический визит проводится не позднее чем за один месяц до даты проведения планового КНМ, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования.
С учетом установленных сроков проведения визита (не позднее, чем за один месяц до планового мероприятия), фактически введение этих положений дает «второй шанс» субъектам, в отношении которых плановые КНМ проводятся, – достаточный временной промежуток до планового мероприятия позволяет устранить некоторые нарушения.
Профилактический визит отнесен к одному из видов профилактических мероприятий, осуществляемых при проведении государственного экологического контроля (надзора) (п. 16 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)».
Профилактический визит – это профилактическая беседа инспектора очно (по месту осуществления деятельности контролируемого лица) либо с использованием видео-конференц-связи. От проведения профилактического визита контролируемое лицо вправе отказаться (ч. 6 ст. 52 Закона о государственном контроле).
Так как это мера предупреждения рисков, то в рамках такого визита лицо может только быть проинформировано либо проконсультировано по вопросам ведения деятельности.
Это включает в себя информирование:
1) об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля,
2) их соответствии критериям риска,
3) основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска,
4) о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Именно поэтому по итогам такого визита, по общему правилу, предписание выдано быть не может (ч. 8 ст. 52 Закона о государственном контроле). Если инспектор в ходе визита выявил явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контролирующего органа для принятия решения о проведении КНМ (ч. 9 ст. 52 Закона о государственном контроле).
Однако для государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска обсуждаемым постановлением была предусмотрена возможность выявления нарушений обязательных требований и выдача предписания в процедуре профилактического визита (абз. 5 п. 11(4)). К счастью, для объектов экологического контроля (надзора) такое исключение предусмотрено не было.
Введение такого условия фактически нивелирует «профилактический характер» визита и сближает его с инспекционным визитом или внеплановой проверкой.
Резюмируя, отметим важное: мораторий на плановые проверки в 2023 году действительно дает существенные послабления в части административной нагрузки, однако необходимо помнить, что у контролирующих органов остается возможность провести внеплановые мероприятия и прокурорские проверки. Соответственно, посредством этих форм контролирующие органы могут выявлять нарушения в деятельности природопользователей как и ранее.
Полина Позднякова, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, преподаватель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Петербурге, эксперт Российского экологического общества, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»