- Что уже сделано в направлении решения «мусорного вопроса»? Активную нормативную работу можно разбить на 4 основных блока:
- По статистике отрасль сбора, обработки, утилизации в прошлом года стала самой быстрорастущей – рост больше чем на 20 %
- Все плановые показатели федерального проекта по итогам прошлого года по обработке и переработке перевыполнены
- Есть региональные сложности в реализации «мусорной реформы»: каждый регион имеет свои особенности, разная удаленность, малочисленность населения делают инвестиционные проекты нерентабельными.
- Отдельная проблема – раздельный сбор отходов: не хватает контейнеров для раздельного сбора, поэтому сейчас субъектам дают субсидии для закупки контейнеров – в период с 2021 по 2023 год регионы получат 2,5 млрд рублей для закупки контейнеров
- Помимо успехов есть и негативные тенденции за время реформы: количество нелегальных свалок выросло на 30%
- Без создания инфраструктуры все остальные элементы реформы обращения с отходами второстепенны.
- В части создания инфраструктуры есть проблемы со стороны регионов – инвестиционная активность в регионах сейчас низкая, отсутствуют необходимые земельные участки, нет региональных мер поддержки, есть постоянный запрос на продление действия существующих полигонов ТКО.
- Еще одна проблема – большая часть отходов сейчас подлежит захоронению, при этом на федеральном уровне нет информации об остаточной вместимости полигонов.
- Для оценки вместимости полигонов в 2022 году провели первый хакатон, победитель которого предложил недорогую и эффективную технологию – воздушное лазерное сканирование.
- Что еще позволяет делать эта технология: выявлять визуальные нарушения при эксплуатации полигонов ТКО.
- Отдельная проблема текущего времени – невозможность определить реальный объем образуемых отходов.
- Будет также продолжаться работа по линии экологического просвещения, особенно в школах.
Парламентские слушания по «мусорной реформе»: тезисы
В прошлую среду прошли парламентские слушания с освещением хода «мусорной реформы». Обсудим подробнее, какие вопросы обсуждались на встрече.
В телеграм-канале FUTUR ecology на прошлой неделе мы начали говорить об основных идеях, обсуждаемых на парламентских слушаниях по «мусорной реформе». О чем говорили ключевые участники реформы? В сегодняшней колонке приведем некоторые тезисы.
1) ТКО,
2) стимулирование строительства инфраструктуры,
3) обращение отходов 1-2 класса опасности,
4) создание экономики замкнутого цикла.
В общей сложности на данный момент разработан 31 акт. При этом указанные «блоки» – это далеко не все вопросы отрасли обращения с отходами, над которыми ведется работа.
Одно из главных достижений – с 1 января 2019 года заработал институт региональных операторов. Охват населения их услугами в настоящий момент составляет 94%, 182 регоператора действует, в 11 регионах поменялись.
Помимо этого, принят закон о вторичных ресурсах, появилась возможность выпускать зеленые облигации, оборудование для инвестиционных проектов было освобождено от ввозной таможенной пошлины. В 2022 году были приняты постановления по мерам поддержки по концессионным соглашениям, принят порядок разрешения споров ФАС по установлению тарифов в сфере ТКО. Был принят ряд актов в сфере обращения отходов I и II класса опасности. Разрабатывается и принимается масса других нормативных актов.
Тем не менее, в настоящее время 21 регион все еще находится в зоне риска – нет полигонов захоронения, нет инфраструктуры по переработке, есть проблемы с регоператорами, в частности, в Хабаровском, Краснодарском крае, Томской области.
Поэтому сейчас запустили меры инфраструктурой поддержки – 5 проектов уже поддержали в этом году, объем господдержки – более 16 млрд рублей. Регионы с низким уровнем бюджетной обеспеченности смогут возместить до 95% затрат.
Одна из граней проблемы по несанкционированным свалкам – полномочия по ликвидации возложены на муниципалитет, при этом бюджетных средств не хватает. Расходы на рекультивацию превышают годовой бюджет (пример – 5 млн годовой бюджет, 15 млн рублей нужно на рекультивацию одной свалки).
Поэтому принимаются меры в этом направлении. С 2019 по 2021 год 187 объектов создано, включая 25 комплексных, в 2022 году планируется ввести еще 39 объектов.
Вопрос продления работы полигонов ТКО будет решаться – идти на эти шаги можно будет только имея инвестиционную программу регионов по созданию объектов инфраструктуры по обращению с ТКО.
ППК РЭО совместно с Минприроды России запущена масштабная программа по идентификации действующих полигонов в стране. На 509 полигонах с финансированием из федерального бюджета запустили программу оценки остаточной вместимости. Она реализуется при участии ЦЛАТИ.
Облеты уже выполнены по 300 объектам, создаются картограммы цифровых масс отходов, оценивается остаточная вместимость объемов накопленных отходов.
Такие данные планируется собирать ежегодно по всем полигонам в стране. Будет внедряться постоянный автоматизированный контроль над состоянием полигонов – в том числе количество заезжающих машин и фракций, которые там образуются.
Сейчас не совпадают данные отчетности региональных операторов, Росприроднадзора (из 2-ТП (отходы)) и данные территориальной схемы обращения с отходами, поэтому точную цифру образуемых отходов в стране определить невозможно.
Сейчас обсуждается вопрос введения обязательного экологического образования.
Полина Позднякова, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, эксперт Российского экологического общества, автор Telegram-канала «FUTUR ecology» https://t.me/futurecology
- Что уже сделано в направлении решения «мусорного вопроса»? Активную нормативную работу можно разбить на 4 основных блока:
- По статистике отрасль сбора, обработки, утилизации в прошлом года стала самой быстрорастущей – рост больше чем на 20 %
- Все плановые показатели федерального проекта по итогам прошлого года по обработке и переработке перевыполнены
- Есть региональные сложности в реализации «мусорной реформы»: каждый регион имеет свои особенности, разная удаленность, малочисленность населения делают инвестиционные проекты нерентабельными.
- Отдельная проблема – раздельный сбор отходов: не хватает контейнеров для раздельного сбора, поэтому сейчас субъектам дают субсидии для закупки контейнеров – в период с 2021 по 2023 год регионы получат 2,5 млрд рублей для закупки контейнеров
- Помимо успехов есть и негативные тенденции за время реформы: количество нелегальных свалок выросло на 30%
- Без создания инфраструктуры все остальные элементы реформы обращения с отходами второстепенны.
- В части создания инфраструктуры есть проблемы со стороны регионов – инвестиционная активность в регионах сейчас низкая, отсутствуют необходимые земельные участки, нет региональных мер поддержки, есть постоянный запрос на продление действия существующих полигонов ТКО.
- Еще одна проблема – большая часть отходов сейчас подлежит захоронению, при этом на федеральном уровне нет информации об остаточной вместимости полигонов.
- Для оценки вместимости полигонов в 2022 году провели первый хакатон, победитель которого предложил недорогую и эффективную технологию – воздушное лазерное сканирование.
- Что еще позволяет делать эта технология: выявлять визуальные нарушения при эксплуатации полигонов ТКО.
- Отдельная проблема текущего времени – невозможность определить реальный объем образуемых отходов.
- Будет также продолжаться работа по линии экологического просвещения, особенно в школах.
Парламентские слушания по «мусорной реформе»: тезисы
В прошлую среду прошли парламентские слушания с освещением хода «мусорной реформы». Обсудим подробнее, какие вопросы обсуждались на встрече.
В телеграм-канале FUTUR ecology на прошлой неделе мы начали говорить об основных идеях, обсуждаемых на парламентских слушаниях по «мусорной реформе». О чем говорили ключевые участники реформы? В сегодняшней колонке приведем некоторые тезисы.
1) ТКО,
2) стимулирование строительства инфраструктуры,
3) обращение отходов 1-2 класса опасности,
4) создание экономики замкнутого цикла.
В общей сложности на данный момент разработан 31 акт. При этом указанные «блоки» – это далеко не все вопросы отрасли обращения с отходами, над которыми ведется работа.
Одно из главных достижений – с 1 января 2019 года заработал институт региональных операторов. Охват населения их услугами в настоящий момент составляет 94%, 182 регоператора действует, в 11 регионах поменялись.
Помимо этого, принят закон о вторичных ресурсах, появилась возможность выпускать зеленые облигации, оборудование для инвестиционных проектов было освобождено от ввозной таможенной пошлины. В 2022 году были приняты постановления по мерам поддержки по концессионным соглашениям, принят порядок разрешения споров ФАС по установлению тарифов в сфере ТКО. Был принят ряд актов в сфере обращения отходов I и II класса опасности. Разрабатывается и принимается масса других нормативных актов.
Тем не менее, в настоящее время 21 регион все еще находится в зоне риска – нет полигонов захоронения, нет инфраструктуры по переработке, есть проблемы с регоператорами, в частности, в Хабаровском, Краснодарском крае, Томской области.
Поэтому сейчас запустили меры инфраструктурой поддержки – 5 проектов уже поддержали в этом году, объем господдержки – более 16 млрд рублей. Регионы с низким уровнем бюджетной обеспеченности смогут возместить до 95% затрат.
Одна из граней проблемы по несанкционированным свалкам – полномочия по ликвидации возложены на муниципалитет, при этом бюджетных средств не хватает. Расходы на рекультивацию превышают годовой бюджет (пример – 5 млн годовой бюджет, 15 млн рублей нужно на рекультивацию одной свалки).
Поэтому принимаются меры в этом направлении. С 2019 по 2021 год 187 объектов создано, включая 25 комплексных, в 2022 году планируется ввести еще 39 объектов.
Вопрос продления работы полигонов ТКО будет решаться – идти на эти шаги можно будет только имея инвестиционную программу регионов по созданию объектов инфраструктуры по обращению с ТКО.
ППК РЭО совместно с Минприроды России запущена масштабная программа по идентификации действующих полигонов в стране. На 509 полигонах с финансированием из федерального бюджета запустили программу оценки остаточной вместимости. Она реализуется при участии ЦЛАТИ.
Облеты уже выполнены по 300 объектам, создаются картограммы цифровых масс отходов, оценивается остаточная вместимость объемов накопленных отходов.
Такие данные планируется собирать ежегодно по всем полигонам в стране. Будет внедряться постоянный автоматизированный контроль над состоянием полигонов – в том числе количество заезжающих машин и фракций, которые там образуются.
Сейчас не совпадают данные отчетности региональных операторов, Росприроднадзора (из 2-ТП (отходы)) и данные территориальной схемы обращения с отходами, поэтому точную цифру образуемых отходов в стране определить невозможно.
Сейчас обсуждается вопрос введения обязательного экологического образования.
Полина Позднякова, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, эксперт Российского экологического общества, автор Telegram-канала «FUTUR ecology» https://t.me/futurecology