Тренды ESG-трансформации российских компаний

    Еще летом Центр устойчивого развития Сколково опубликовал результаты исследования корпоративного управления и ESG-трансформации российских компаний. Это развернутый доклад о том, как реализуются ESG-практики в российских компаниях и насколько они готовы воплощать в своей деятельности принципы ESG. В колонке обсудим некоторые выводы, к которым пришли авторы исследования.

     

    Исследование раскрывает для нас картину происходящих на рынке изменений: какое отношение у российского бизнеса к тематике ESG, как мировые тренды преломляются в российских реалиях. Отметим несколько моментов, на которые обратили внимание авторы исследования.

    Прежде всего, в России часто отождествляют концепцию устойчивого развития и ESG. Действительно, и то и другое про поступательное движение, предполагающее учет социальных интересов и экологических последствий и опирающееся на передовые практики корпоративного управления. Однако, все же правильнее их различать. Как отмечают авторы, устойчивое развитие – это образ результата, а ESG – это инструмент его достижения.

    Как отмечается в исследовании, драйверы устойчивого развития в России в целом совпадают с зарубежными. Авторы относят к ним растущие запросы инвесторов и регулятора, возможность сократить издержки и найти новых клиентов. Если говорить о практике экологического комплаенса, то здесь, конечно, на первое место встает возможность сократить издержки. В целом, рыночные механизмы в России довольно сильно мотивируют компании внедрять ESG-инструменты.

    Так, в 2021 году 73% топ-менеджеров и членов совета директоров отмечали, что ключевым факторов внедрения ESG служили инвесторы. Следом за ним шли другие стейкхолдеры, регулятор и только после него – клиенты и потребители. Однако в начале 2022 года драйверы устойчивого развития поменялись: если раньше на первом месте были инвесторы, то теперь его занял регулятор.

    С одной стороны, потребители меньше готовы вкладываться в более устойчивые экологичные продукты, но желание оказать содействие ответственному бизнесу все еще остается.

    Тем не менее, авторы отмечают, что тема устойчивого развития в России скорее находится в зачаточном состоянии. При этом, в целом ESG-культура в российских компаниях находится на среднем уровне. Многие компании уже проводят оценку воздействия по каждому проекту или хотя бы по некоторым.

    Все опрошенные исследователями лица ответили, что в вопросах ESG-трансформации их компании выходят за пределы соблюдения законодательных требований и ответов на запросы заинтересованных лиц.

    Еще один интересный вывод авторов исследования – среди основных препятствий ESG-трансформации выделены отсутствие понимания на корпоративном уровне эффекта от инициатив, недостаток необходимых навыков и компетенций у сотрудников и средств для реализации проектов.

    Действительно, особенность реализации ESG состоит в том, что качественный эффект от воплощения этой политики виден не сразу и требует времени, что естественным образом питает скепсис управленцев относительно необходимости реализации таких дорогостоящих инициатив. Тем не менее, денежная оценка негативных финансовых последствий в случае нереализации таких стратегий в большинстве случаев развеивает сомнения. Что касается темы квалифицированных специалистов – с этим можно только согласиться, в настоящее время образование в области ESG только начинает складываться и, к сожалению, спрос на специалистов в области ESG пока превышает предложение.

    Стоит также выделить и другой вывод исследователей. К решению ESG-вопросов есть горизонтальный и вертикальный подходы, при этом слаженность взаимодействия разных подразделений является областью роста для компаний.

    Авторы отмечают, что регулирование ESG-повестки в компаниях строится по-разному: либо по вертикали, замыкаясь на совете директоров или правлении, либо по горизонтали, с распределением функций между разными подразделениями по модели матрицы, где специальный координатор отсутствует.

    Вопрос взаимодействия подразделений между собой – это один из ключевых вопросов управления в компании. Если говорить об экологических аспектах деятельности компаний, то здесь основную роль играет вопрос выстраивания взаимоотношений экологической и юридической служб. На решение этой задачи и направлен экологический комплаенс, который определяет порядок действия, ответственных лиц, пределы правомерного поведения, оптимальные стратегии взаимодействия с контролирующими органами и др. Отсутствие правильно выстроенного контакта между подразделениями нередко приводит к значительным экологическим штрафам и ущербам, а иногда и к увеличению экологических платежей.

    Исследователи подчеркнули также, что роль директоров по устойчивому развитию также трансформируется в сторону антикризисного управления. Значение этой позиции в управлении компанией только возрастет.

    В общем и целом, исследователи отмечают, что актуальность вопросов ESG в России сохраняется, в том числе и в связи с переориентацией бизнеса на азиатские рынки. Несмотря на имеющиеся проблемы (недостаточно слаженное взаимодействие подразделений в рамках ESG-трансформации, отсутствие финансирования, падение доходов, отсутствие кадров и пр.), ESG-переход продолжается в изменившихся условиях, только основным его драйвером теперь выступает не рынок, а регулятор. Потребность в улучшении корпоративного управления в части ESG, а также в квалифицированных кадрах, имеющих соответствующие компетенции, будет только нарастать.

     

    Полина Позднякова, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, эксперт Российского экологического общества, автор Telegram-канала «FUTUR ecology» https://t.me/futurecology

     

    20.09.2022, 23:29

    Тренды ESG-трансформации российских компаний

    Еще летом Центр устойчивого развития Сколково опубликовал результаты исследования корпоративного управления и ESG-трансформации российских компаний. Это развернутый доклад о том, как реализуются ESG-практики в российских компаниях и насколько они готовы воплощать в своей деятельности принципы ESG. В колонке обсудим некоторые выводы, к которым пришли авторы исследования.

     

    Исследование раскрывает для нас картину происходящих на рынке изменений: какое отношение у российского бизнеса к тематике ESG, как мировые тренды преломляются в российских реалиях. Отметим несколько моментов, на которые обратили внимание авторы исследования.

    Прежде всего, в России часто отождествляют концепцию устойчивого развития и ESG. Действительно, и то и другое про поступательное движение, предполагающее учет социальных интересов и экологических последствий и опирающееся на передовые практики корпоративного управления. Однако, все же правильнее их различать. Как отмечают авторы, устойчивое развитие – это образ результата, а ESG – это инструмент его достижения.

    Как отмечается в исследовании, драйверы устойчивого развития в России в целом совпадают с зарубежными. Авторы относят к ним растущие запросы инвесторов и регулятора, возможность сократить издержки и найти новых клиентов. Если говорить о практике экологического комплаенса, то здесь, конечно, на первое место встает возможность сократить издержки. В целом, рыночные механизмы в России довольно сильно мотивируют компании внедрять ESG-инструменты.

    Так, в 2021 году 73% топ-менеджеров и членов совета директоров отмечали, что ключевым факторов внедрения ESG служили инвесторы. Следом за ним шли другие стейкхолдеры, регулятор и только после него – клиенты и потребители. Однако в начале 2022 года драйверы устойчивого развития поменялись: если раньше на первом месте были инвесторы, то теперь его занял регулятор.

    С одной стороны, потребители меньше готовы вкладываться в более устойчивые экологичные продукты, но желание оказать содействие ответственному бизнесу все еще остается.

    Тем не менее, авторы отмечают, что тема устойчивого развития в России скорее находится в зачаточном состоянии. При этом, в целом ESG-культура в российских компаниях находится на среднем уровне. Многие компании уже проводят оценку воздействия по каждому проекту или хотя бы по некоторым.

    Все опрошенные исследователями лица ответили, что в вопросах ESG-трансформации их компании выходят за пределы соблюдения законодательных требований и ответов на запросы заинтересованных лиц.

    Еще один интересный вывод авторов исследования – среди основных препятствий ESG-трансформации выделены отсутствие понимания на корпоративном уровне эффекта от инициатив, недостаток необходимых навыков и компетенций у сотрудников и средств для реализации проектов.

    Действительно, особенность реализации ESG состоит в том, что качественный эффект от воплощения этой политики виден не сразу и требует времени, что естественным образом питает скепсис управленцев относительно необходимости реализации таких дорогостоящих инициатив. Тем не менее, денежная оценка негативных финансовых последствий в случае нереализации таких стратегий в большинстве случаев развеивает сомнения. Что касается темы квалифицированных специалистов – с этим можно только согласиться, в настоящее время образование в области ESG только начинает складываться и, к сожалению, спрос на специалистов в области ESG пока превышает предложение.

    Стоит также выделить и другой вывод исследователей. К решению ESG-вопросов есть горизонтальный и вертикальный подходы, при этом слаженность взаимодействия разных подразделений является областью роста для компаний.

    Авторы отмечают, что регулирование ESG-повестки в компаниях строится по-разному: либо по вертикали, замыкаясь на совете директоров или правлении, либо по горизонтали, с распределением функций между разными подразделениями по модели матрицы, где специальный координатор отсутствует.

    Вопрос взаимодействия подразделений между собой – это один из ключевых вопросов управления в компании. Если говорить об экологических аспектах деятельности компаний, то здесь основную роль играет вопрос выстраивания взаимоотношений экологической и юридической служб. На решение этой задачи и направлен экологический комплаенс, который определяет порядок действия, ответственных лиц, пределы правомерного поведения, оптимальные стратегии взаимодействия с контролирующими органами и др. Отсутствие правильно выстроенного контакта между подразделениями нередко приводит к значительным экологическим штрафам и ущербам, а иногда и к увеличению экологических платежей.

    Исследователи подчеркнули также, что роль директоров по устойчивому развитию также трансформируется в сторону антикризисного управления. Значение этой позиции в управлении компанией только возрастет.

    В общем и целом, исследователи отмечают, что актуальность вопросов ESG в России сохраняется, в том числе и в связи с переориентацией бизнеса на азиатские рынки. Несмотря на имеющиеся проблемы (недостаточно слаженное взаимодействие подразделений в рамках ESG-трансформации, отсутствие финансирования, падение доходов, отсутствие кадров и пр.), ESG-переход продолжается в изменившихся условиях, только основным его драйвером теперь выступает не рынок, а регулятор. Потребность в улучшении корпоративного управления в части ESG, а также в квалифицированных кадрах, имеющих соответствующие компетенции, будет только нарастать.

     

    Полина Позднякова, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, эксперт Российского экологического общества, автор Telegram-канала «FUTUR ecology» https://t.me/futurecology

     

    20.09.2022, 23:29
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам