Административные дела и контроль: когда можно привлечь к административной ответственности вне контрольно-надзорных мероприятий?
Продолжаем разговор об административной ответственности. В условиях моратория на проверки способы контролирующих органов выявить правонарушение и привлечь лицо к ответственности сузились, при этом остался ряд возможностей выявить нарушение. Одна из них – возбудить производство по делу об административном правонарушении. Поговорим подробнее, когда мораторий на проверки не поможет избежать привлечения к ответственности.
В июле текущего года в КоАП РФ была введена норма, усиливающая связь контрольно-надзорных мероприятий и производства по делам об административных правонарушениях. Если административное правонарушение состоит в нарушении обязательных требований, оценка соблюдения которых происходит в рамках государственного контроля (надзора), то дело может быть возбуждено только после проведения контрольно-надзорного мероприятия. При этом такое мероприятие должно предполагать взаимодействие с контролируемым лицом (ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ).
Однако сделали также одно исключение – дело об административном правонарушении может быть возбуждено до оформления результатов контрольно-надзорного мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 3.2 ст. 28.1 КоАП РФ).
Случаи, когда работает это исключение, все же не так многочисленны. В качестве таких мер могут быть изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ), арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ), временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ), при этом довольно ограниченное количество составов позволяет такие меры применить.
В частности, временный запрет может быть назначен по делам, где в качестве наказания может быть предусмотрено приостановление деятельности (ч. 1 ст. 26.17 КоАП РФ). Это, в частности, состав несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления (ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ), при размещении отходов производства и потребления (ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ), нарушения режима использования земельных участков в водоохранных зонах (ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ).
Почему законодатель обозначил связь мероприятий по контролю с производством по делам об административных правонарушениях? Прежде всего это необходимо для того, чтобы производством по административным делам не подменялись мероприятия в рамках Закона о государственном контроле (Закон № 248-ФЗ).
КоАП РФ содержит широкий инструментарий, позволяющий выяснять обстоятельства правонарушения, например: провести экспертизу (ст. 26.4 КоАП РФ), взять пробы и образцы (ст. 26.5 КоАП РФ). Этот инструментарий сопоставим с возможностями Закона о государственном контроле. При этом, если проверочная деятельность по своей интенсивности законодательно нормируется (в частности, от категории риска зависит частота контрольно-надзорных мероприятий, определены основания их проведения), то производство по делам об административных правонарушениях и, в частности, административные расследования, нет. А это создает риск злоупотреблений и возложения на бизнес чрезмерной административной нагрузки.
Поводы к возбуждению дела обозначены очень широко, в частности, ими могут быть (ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ):
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
Учитывая все это, какова вероятность быть привлеченным ответственности вне контрольно-надзорных мероприятий?
Как мы обозначили выше, административное правонарушение в связи с нарушением обязательных требований, оценка соблюдения которых происходит в рамках государственного контроля (надзора), может быть возбуждено только после проведения контрольно-надзорного мероприятия.
В действительности большинство экологических правонарушений и составляют нарушение обязательных требований. Перечень обязательных требований в сфере природопользования и охраны окружающей среды нормативно закреплен. Он содержится в приказе Росприроднадзора от 30.12.2020 № 1839 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования». Соответственно, мораторий на проверки не поможет компании только в том случае, если ситуация подпадает под перечень дозволенных контрольно-надзорных мероприятий в этом году и в случае, когда правонарушение не относится к обязательным требованиям.
Подчеркнем, что в данном случае речь не ведется о прокурорских проверках, которые не регулируются Законом о государственном контроле.
Подробнее об изменениях в административной ответственности, случившихся в этом году, читайте в октябре в журнале Справочник эколога.
Полина Позднякова, эксперт Российского экологического общества, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology» https://t.me/futurecology
Административные дела и контроль: когда можно привлечь к административной ответственности вне контрольно-надзорных мероприятий?
Продолжаем разговор об административной ответственности. В условиях моратория на проверки способы контролирующих органов выявить правонарушение и привлечь лицо к ответственности сузились, при этом остался ряд возможностей выявить нарушение. Одна из них – возбудить производство по делу об административном правонарушении. Поговорим подробнее, когда мораторий на проверки не поможет избежать привлечения к ответственности.
В июле текущего года в КоАП РФ была введена норма, усиливающая связь контрольно-надзорных мероприятий и производства по делам об административных правонарушениях. Если административное правонарушение состоит в нарушении обязательных требований, оценка соблюдения которых происходит в рамках государственного контроля (надзора), то дело может быть возбуждено только после проведения контрольно-надзорного мероприятия. При этом такое мероприятие должно предполагать взаимодействие с контролируемым лицом (ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ).
Однако сделали также одно исключение – дело об административном правонарушении может быть возбуждено до оформления результатов контрольно-надзорного мероприятия, проверки, контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 3.2 ст. 28.1 КоАП РФ).
Случаи, когда работает это исключение, все же не так многочисленны. В качестве таких мер могут быть изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ), арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ), временный запрет деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ), при этом довольно ограниченное количество составов позволяет такие меры применить.
В частности, временный запрет может быть назначен по делам, где в качестве наказания может быть предусмотрено приостановление деятельности (ч. 1 ст. 26.17 КоАП РФ). Это, в частности, состав несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления (ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ), при размещении отходов производства и потребления (ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ), нарушения режима использования земельных участков в водоохранных зонах (ч. 2 ст. 8.12 КоАП РФ).
Почему законодатель обозначил связь мероприятий по контролю с производством по делам об административных правонарушениях? Прежде всего это необходимо для того, чтобы производством по административным делам не подменялись мероприятия в рамках Закона о государственном контроле (Закон № 248-ФЗ).
КоАП РФ содержит широкий инструментарий, позволяющий выяснять обстоятельства правонарушения, например: провести экспертизу (ст. 26.4 КоАП РФ), взять пробы и образцы (ст. 26.5 КоАП РФ). Этот инструментарий сопоставим с возможностями Закона о государственном контроле. При этом, если проверочная деятельность по своей интенсивности законодательно нормируется (в частности, от категории риска зависит частота контрольно-надзорных мероприятий, определены основания их проведения), то производство по делам об административных правонарушениях и, в частности, административные расследования, нет. А это создает риск злоупотреблений и возложения на бизнес чрезмерной административной нагрузки.
Поводы к возбуждению дела обозначены очень широко, в частности, ими могут быть (ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ):
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
Учитывая все это, какова вероятность быть привлеченным ответственности вне контрольно-надзорных мероприятий?
Как мы обозначили выше, административное правонарушение в связи с нарушением обязательных требований, оценка соблюдения которых происходит в рамках государственного контроля (надзора), может быть возбуждено только после проведения контрольно-надзорного мероприятия.
В действительности большинство экологических правонарушений и составляют нарушение обязательных требований. Перечень обязательных требований в сфере природопользования и охраны окружающей среды нормативно закреплен. Он содержится в приказе Росприроднадзора от 30.12.2020 № 1839 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования». Соответственно, мораторий на проверки не поможет компании только в том случае, если ситуация подпадает под перечень дозволенных контрольно-надзорных мероприятий в этом году и в случае, когда правонарушение не относится к обязательным требованиям.
Подчеркнем, что в данном случае речь не ведется о прокурорских проверках, которые не регулируются Законом о государственном контроле.
Подробнее об изменениях в административной ответственности, случившихся в этом году, читайте в октябре в журнале Справочник эколога.
Полина Позднякова, эксперт Российского экологического общества, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology» https://t.me/futurecology