Как разрешить спор: инструменты экологического юриста

    Говоря об экологических спорах, мы традиционно представляем себе судебное разбирательство.  Однако суд, как правило, является уже крайней стадией конфликта. Это далеко не единственный инструмент снятия возникших разногласий. В колонке обсудим, как еще можно решать экологические споры.

     

    Многообразие участников экологических споров (от физических лиц и компаний до общественных объединений и государственных органов) порождает многообразие инструментов по их разрешению. Какие это инструменты?

    1. Консультирование

    Неожиданно, но на этапе консультирования можно разрешить экологический спор с государственным органом. Оно отнесено к одному из видов профилактических мероприятий.

    Если есть личный контакт, возможность диалога, то некоторые вопросы можно решать здесь (например, уточнить, нужно ли сдавать нулевую отчетность, какая дата является последней для сдачи отчетности – включается ли последний указанный в законе день в срок или необходимо сдать отчетность до наступления этой даты и так далее).

    В ходе консультирования соблюдается конфиденциальность информации, а сообщенная информация не может быть использована для оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.

    Конечно, нужно быть осторожным, имея в виду, что любой такой запрет можно обойти. Поэтому важно очень взвешенно оценивать, какие документы и информацию можно предоставлять государственному органу в рамках консультирования, – это фактор возникновения правовых рисков.

    2. Претензионный порядок

    К претензионному порядку юрист прибегает не по собственному желанию, а под угрозой оставить компанию без защиты своих прав. В силу прямого указания закона он является обязательным при оспаривании ряда актов и решений.

    Претензию необходимо направить, если частное лицо не согласно с:

    1) решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия,

    2) актом контрольного (надзорного) мероприятия,

    3) предписанием об устранении выявленных нарушений,

    4) действиями (бездействием) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий).

    Для предписаний установлен срок в 10 рабочих дней, для остального – 30 рабочих дней. Если предварительно лицо не направило претензию и не предприняло попытку разрешить конфликт без суда, то иск с тем же предметом и основанием не будет рассмотрен судом.

    Точно такой же исход и в случае пропуска срока для направления претензии по неуважительной причине (то есть не связанной с объективной невозможностью).

    3. Медиация

    Я не раз говорила о тенденции к бесконфликтности в экологической сфере – об этом свидетельствует, например, возросшее число мировых соглашений, заключаемых по экологическим спорам в судах.

    Для мирного урегулирования можно прибегнуть к медиации – это когда спор разрешается вне суда с привлечением третьего лица-посредника (медиатора). Им может быть как профессиональное лицо, так и лицо, не имеющее специальной квалификации в медиации.

     

    Медиация применима как к спорам частных лиц, включая и споры с общественными объединениями (например, о взыскании платы за негативное воздействие на работу ЦСВ, о возмещении экологического вреда, о плате за негативное воздействие), так и к публичным спорам (об изменении категории земель и иных).

    Плюс медиации не только в бесконфликтности, но и в ее скорости и гибкости. Регламент медиации устанавливают стороны, можно также проводить исследования и экспертизы. При этом, также есть установленные законом гарантии –  стороны обязаны соблюдать конфиденциальность и не могут использовать информацию, разглашенную в ходе медиации, для привлечения к ответственности.

    По результатам медиации заключается медиативное соглашение. Оно может быть утверждено судом как мировое, а если суда нет – то такое соглашение, утвержденное нотариусом, имеет силу исполнительного документа, в случае его неисполнения стороной можно обратиться в суд и понудить ее к исполнению.

    4. Суд

    Суд – это самый конфликтный способ разрешения экологического спора. Он предполагает вовлечение значительных человеческих (физических, эмоциональных), финансовых ресурсов. В судебной процедуре спор может разрешаться несколько лет.  Один судебный спор, как правило, перерастает в серию других споров.

    Учитывая это, важно до обращения в суд исчерпать все вышеперечисленные способы снятия конфликта. А для того, чтобы этот инструментарий работал как часы – необходимо пользоваться помощью квалифицированных специалистов как можно раньше и организовывать в компании системную работу – проводить аудит и внедрять экологический комплаенс.

     

    Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology» https://t.me/futurecology

     

    16.08.2022, 21:51

    Как разрешить спор: инструменты экологического юриста

    Говоря об экологических спорах, мы традиционно представляем себе судебное разбирательство.  Однако суд, как правило, является уже крайней стадией конфликта. Это далеко не единственный инструмент снятия возникших разногласий. В колонке обсудим, как еще можно решать экологические споры.

     

    Многообразие участников экологических споров (от физических лиц и компаний до общественных объединений и государственных органов) порождает многообразие инструментов по их разрешению. Какие это инструменты?

    1. Консультирование

    Неожиданно, но на этапе консультирования можно разрешить экологический спор с государственным органом. Оно отнесено к одному из видов профилактических мероприятий.

    Если есть личный контакт, возможность диалога, то некоторые вопросы можно решать здесь (например, уточнить, нужно ли сдавать нулевую отчетность, какая дата является последней для сдачи отчетности – включается ли последний указанный в законе день в срок или необходимо сдать отчетность до наступления этой даты и так далее).

    В ходе консультирования соблюдается конфиденциальность информации, а сообщенная информация не может быть использована для оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.

    Конечно, нужно быть осторожным, имея в виду, что любой такой запрет можно обойти. Поэтому важно очень взвешенно оценивать, какие документы и информацию можно предоставлять государственному органу в рамках консультирования, – это фактор возникновения правовых рисков.

    2. Претензионный порядок

    К претензионному порядку юрист прибегает не по собственному желанию, а под угрозой оставить компанию без защиты своих прав. В силу прямого указания закона он является обязательным при оспаривании ряда актов и решений.

    Претензию необходимо направить, если частное лицо не согласно с:

    1) решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия,

    2) актом контрольного (надзорного) мероприятия,

    3) предписанием об устранении выявленных нарушений,

    4) действиями (бездействием) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий).

    Для предписаний установлен срок в 10 рабочих дней, для остального – 30 рабочих дней. Если предварительно лицо не направило претензию и не предприняло попытку разрешить конфликт без суда, то иск с тем же предметом и основанием не будет рассмотрен судом.

    Точно такой же исход и в случае пропуска срока для направления претензии по неуважительной причине (то есть не связанной с объективной невозможностью).

    3. Медиация

    Я не раз говорила о тенденции к бесконфликтности в экологической сфере – об этом свидетельствует, например, возросшее число мировых соглашений, заключаемых по экологическим спорам в судах.

    Для мирного урегулирования можно прибегнуть к медиации – это когда спор разрешается вне суда с привлечением третьего лица-посредника (медиатора). Им может быть как профессиональное лицо, так и лицо, не имеющее специальной квалификации в медиации.

     

    Медиация применима как к спорам частных лиц, включая и споры с общественными объединениями (например, о взыскании платы за негативное воздействие на работу ЦСВ, о возмещении экологического вреда, о плате за негативное воздействие), так и к публичным спорам (об изменении категории земель и иных).

    Плюс медиации не только в бесконфликтности, но и в ее скорости и гибкости. Регламент медиации устанавливают стороны, можно также проводить исследования и экспертизы. При этом, также есть установленные законом гарантии –  стороны обязаны соблюдать конфиденциальность и не могут использовать информацию, разглашенную в ходе медиации, для привлечения к ответственности.

    По результатам медиации заключается медиативное соглашение. Оно может быть утверждено судом как мировое, а если суда нет – то такое соглашение, утвержденное нотариусом, имеет силу исполнительного документа, в случае его неисполнения стороной можно обратиться в суд и понудить ее к исполнению.

    4. Суд

    Суд – это самый конфликтный способ разрешения экологического спора. Он предполагает вовлечение значительных человеческих (физических, эмоциональных), финансовых ресурсов. В судебной процедуре спор может разрешаться несколько лет.  Один судебный спор, как правило, перерастает в серию других споров.

    Учитывая это, важно до обращения в суд исчерпать все вышеперечисленные способы снятия конфликта. А для того, чтобы этот инструментарий работал как часы – необходимо пользоваться помощью квалифицированных специалистов как можно раньше и организовывать в компании системную работу – проводить аудит и внедрять экологический комплаенс.

     

    Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology» https://t.me/futurecology

     

    16.08.2022, 21:51
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам