Дайджест изменений в административной ответственности за экологические правонарушения

    С 25 июля начали действовать новые правила привлечения к административной ответственности. Часть из новых правил вступит в силу только через полгода. Изменения коснулись как составов экологических правонарушений, так и общего порядка и условий привлечения к административной ответственности, которые напрямую влияют на экологическую сферу. Рассмотрим их подробнее в колонке.

    1. Ввели новые составы, предусматривающие ответственность за выгрузку и сброс мусора из транспортных средств, в ст. 8.2 КоАП РФ (ч. 3.1-3.4).

    Нормы действуют уже сейчас. Особенности этих составов мы рассмотрели в прошлой колонке. Следует отметить, что нормы предусматривают в качестве наказания не только административный штраф, но и конфискацию транспортных средств, в случае повторного совершения правонарушения.

    Еще один важный момент – ответственность на ступает за сам факт выгрузки или сброса мусора. Это значит, что последующее удаление отходов с территории/водного объекта не исключает привлечения к ответственности.

    2.Предусмотрели для этих составов порядок привлечения к ответственности, аналогичный автомобильным правонарушениям (с использованием автоматических средств).

    Норма начнет действовать через полгода.  Мы также обсудили, что порядок привлечения к ответственности за эти правонарушения будет в некоторых случаях аналогичен автомобильным правонарушениям – автоматические средства фиксируют факт сброса/выгрузки, формируется протокол и постановление выносится без участия правонарушителя. При этом не исключается возможность привлечения к ответственности и без таких средств, но тогда порядок будет общий.

    3. Ввели особые условия назначения административного штрафа – если вредные последствия предотвращены или вред добровольно устранен, то штраф назначается в минимальном размере.

    Это положение действует с 25 июля. Важно отметить, что это правило работает только для правонарушений, которые выявлены в рамках контроля/надзора.

    4. Должностное лицо, выявившее признаки правонарушения в ходе контроля/надзора, не вправе рассматривать дело об административном правонарушении (за исключением правонарушений, выявленных автоматическими средствами).

    Положение действует с 25 июля. Как и ранее, необходимо уделять внимание вопросу о том, кто привлекает к ответственности – компетентно ли должностное лицо. Теперь к вопросу о компетенции прибавляется также вопрос о том, выявило ли лицо факт правонарушения в ходе контроля/надзора. Фактически норма создает условия для большей объективности при рассмотрении дела об административном правонарушении.

    5. Предусмотрели возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъекте РФ.

    Норма начала действовать с 25 июля. В некоторых случаях уполномоченные по защите прав предпринимателей могут оказать природопользователям дополнительные поддержку и содействие в защите прав. Однако вопрос об обращении к ним необходимо также взвешивать на предмет наличия долгоиграющих правовых рисков.

    6. Теперь к административной ответственности можно привлекать и до окончания контрольно-надзорных мероприятий, если требуется назначить обеспечительные меры в виде изъятия вещей/орудий или временного запрета деятельности.

    Норма действует с 25 июля. Это важное уточнение. Результаты контрольно-надзорных мероприятий лежат в основе производства по делу об административном правонарушении, но последнее не детерминировано проведением контрольно-надзорных мероприятий – обстоятельства совершения административного правонарушения могут быть выяснены и без них.

    Теперь законодатель продолжил эту линию – временно запретить осуществлять деятельность можно и до окончания контроля/надзора, то есть как можно скорее, равно как и конфисковать средства.

    7. Выплату административного штрафа можно отсрочить на полгода.

    Положение действует с 25 июля. Ранее КоАП РФ допускал отсрочку только на месяц.

    8. Можно уменьшить размер штрафа на 50%, если оплатить его в течение 20 дней со дня вынесения постановления.

    С 25 июля законодатель ввел особые условия для тех, кто согласен с привлечением к ответственности. Уплата штрафа в половинном размере будет считаться надлежащим исполнением наказания, если произвести ее в течение 20 дней со дня вынесения постановления. При этом срок может быть восстановлен судом, если направленное природопользователю заказным письмом постановление пришло по истечении 20 дней со дня вынесения постановления.

    Помимо этого, необходимо учесть, что если назначена рассрочка или отсрочка уплаты, то «скидка» не действует. В каждом отдельном случае важно взвешивать риски – иногда судебное оспаривание может создать больше правовых рисков, включая преюдициально установленные факты, чем уплата штрафа.

     

    Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»

     

    02.08.2022, 15:16

    Дайджест изменений в административной ответственности за экологические правонарушения

    С 25 июля начали действовать новые правила привлечения к административной ответственности. Часть из новых правил вступит в силу только через полгода. Изменения коснулись как составов экологических правонарушений, так и общего порядка и условий привлечения к административной ответственности, которые напрямую влияют на экологическую сферу. Рассмотрим их подробнее в колонке.

    1. Ввели новые составы, предусматривающие ответственность за выгрузку и сброс мусора из транспортных средств, в ст. 8.2 КоАП РФ (ч. 3.1-3.4).

    Нормы действуют уже сейчас. Особенности этих составов мы рассмотрели в прошлой колонке. Следует отметить, что нормы предусматривают в качестве наказания не только административный штраф, но и конфискацию транспортных средств, в случае повторного совершения правонарушения.

    Еще один важный момент – ответственность на ступает за сам факт выгрузки или сброса мусора. Это значит, что последующее удаление отходов с территории/водного объекта не исключает привлечения к ответственности.

    2.Предусмотрели для этих составов порядок привлечения к ответственности, аналогичный автомобильным правонарушениям (с использованием автоматических средств).

    Норма начнет действовать через полгода.  Мы также обсудили, что порядок привлечения к ответственности за эти правонарушения будет в некоторых случаях аналогичен автомобильным правонарушениям – автоматические средства фиксируют факт сброса/выгрузки, формируется протокол и постановление выносится без участия правонарушителя. При этом не исключается возможность привлечения к ответственности и без таких средств, но тогда порядок будет общий.

    3. Ввели особые условия назначения административного штрафа – если вредные последствия предотвращены или вред добровольно устранен, то штраф назначается в минимальном размере.

    Это положение действует с 25 июля. Важно отметить, что это правило работает только для правонарушений, которые выявлены в рамках контроля/надзора.

    4. Должностное лицо, выявившее признаки правонарушения в ходе контроля/надзора, не вправе рассматривать дело об административном правонарушении (за исключением правонарушений, выявленных автоматическими средствами).

    Положение действует с 25 июля. Как и ранее, необходимо уделять внимание вопросу о том, кто привлекает к ответственности – компетентно ли должностное лицо. Теперь к вопросу о компетенции прибавляется также вопрос о том, выявило ли лицо факт правонарушения в ходе контроля/надзора. Фактически норма создает условия для большей объективности при рассмотрении дела об административном правонарушении.

    5. Предусмотрели возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъекте РФ.

    Норма начала действовать с 25 июля. В некоторых случаях уполномоченные по защите прав предпринимателей могут оказать природопользователям дополнительные поддержку и содействие в защите прав. Однако вопрос об обращении к ним необходимо также взвешивать на предмет наличия долгоиграющих правовых рисков.

    6. Теперь к административной ответственности можно привлекать и до окончания контрольно-надзорных мероприятий, если требуется назначить обеспечительные меры в виде изъятия вещей/орудий или временного запрета деятельности.

    Норма действует с 25 июля. Это важное уточнение. Результаты контрольно-надзорных мероприятий лежат в основе производства по делу об административном правонарушении, но последнее не детерминировано проведением контрольно-надзорных мероприятий – обстоятельства совершения административного правонарушения могут быть выяснены и без них.

    Теперь законодатель продолжил эту линию – временно запретить осуществлять деятельность можно и до окончания контроля/надзора, то есть как можно скорее, равно как и конфисковать средства.

    7. Выплату административного штрафа можно отсрочить на полгода.

    Положение действует с 25 июля. Ранее КоАП РФ допускал отсрочку только на месяц.

    8. Можно уменьшить размер штрафа на 50%, если оплатить его в течение 20 дней со дня вынесения постановления.

    С 25 июля законодатель ввел особые условия для тех, кто согласен с привлечением к ответственности. Уплата штрафа в половинном размере будет считаться надлежащим исполнением наказания, если произвести ее в течение 20 дней со дня вынесения постановления. При этом срок может быть восстановлен судом, если направленное природопользователю заказным письмом постановление пришло по истечении 20 дней со дня вынесения постановления.

    Помимо этого, необходимо учесть, что если назначена рассрочка или отсрочка уплаты, то «скидка» не действует. В каждом отдельном случае важно взвешивать риски – иногда судебное оспаривание может создать больше правовых рисков, включая преюдициально установленные факты, чем уплата штрафа.

     

    Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»

     

    02.08.2022, 15:16
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам