Административная ответственность за выбрасывание мусора: суть нововведений и риски

    Продолжая разговор про свежие нормы об отходах, принятые на прошлой неделе, посмотрим детальнее на нормы об административной ответственности за выбрасывание мусора из транспортных средств. В чем суть нововведений, какие риски для природопользователей они создают?

     

    Федеральным законом от 14.07.2022 № 287-ФЗ наконец закрепили ответственность за выбрасывание мусора из транспортных средств – группу правонарушений, необходимость принятия мер в отношении которой обозначилась уже довольно давно. Рассмотрим, в чем состоят изменения КоАП РФ.

     

    Во-первых, добавили новые составы и даже предусмотрели для некоторых из них особо суровый вид наказания – конфискацию. 

    Часть 3.1 ст. 8.2 КоАП РФ – загрязнение и (или) засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или площадок накопления отходов (граждане – штраф до 15 тыс. руб., юр. лица – до 50 тыс. руб.).

    Часть 3.2 ст. 8.2 КоАП РФ – повторное совершение этого правонарушения (граждане – штраф до 30 тыс. руб., юр. лица – до 100 тысяч с конфискацией (!) транспортного средства). 

    Часть 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ – тот же состав, но с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин (граждане – штраф до 50 тыс. руб., юр. лица – до 120 тыс. руб.). 

    И повторное совершение этого правонарушения по ч. 3.4 ст. 8.2 КоАП РФ наказывается еще строже – для граждан штраф до 70 тыс. руб., для юр. лиц – до 200 тыс. руб. с конфискацией (!) транспортных средств. 

    Год назад я давала комментарий в «Коммерсантъ» по поводу того, можно ли будет после введения этих норм штрафовать за выбрасывание любого мелкого мусора из машины. Тогда я писала, что целью этих норм и было в том числе урегулировать выбрасывание мелкого мусора, т.к. аналогичных составов в КоАП РФ не было, и даже если с натяжкой штрафовать по ст. 8.2 КоАП РФ, то действия квалифицировали бы как малозначительные и лицо освобождали бы от ответственности. Под использованный тогда в законопроекте термин «удаление» эти действия как раз подпадали.   Комментарий в принципе не потерял актуальности, хотя закон приняли в другой редакции и вместо «удаления» написали «сброс или выгрузка».

    Что важно учитывать в этом ключе: к ответственности будут привлекать именно за совершение действия по выбрасыванию/выгрузке, а не за его результат. Другими словами, если мусор правонарушитель потом подобрал, то состав в его действиях все равно есть. Сброс и выгрузка не являются размещением отходов. 

     

    Во-вторых, как и для автотранспортных правонарушений, здесь предусмотрели возможность использовать материалы автоматической фото- и видеофиксации для возбуждения дела об административном правонарушении. 

    Нормы в первую очередь ориентированы на применение автоматических технических средств для фиксации правонарушений, на работу с такими правонарушениями на дорогах уже есть соответствующая инфраструктура.

    При использовании автоматических средств порядок производства по делам об административной ответственности за выбрасывание мусора аналогичен порядку по делам о превышении скорости – камера зафиксировала факт, и сразу же владельцу машины «прилетел» штраф.

    Основные риски, которые создает использование автоматических средств по данным составам – это привлечение к ответственности невиновного владельца (например, когда транспортным средством завладело неустановленное лицо либо правонарушение совершено самовольно должностным лицом природопользователя - владельца средств), а также привлечение к ответственности за действия, которые сами по себе могут не быть противоправными (например, временная или случайная выгрузка отходов в связи с аварией).

    В части использования автоматических средств для фиксации правонарушений и особого порядка привлечения к ответственности в этой ситуации фактически нормы начнут действовать только через полгода (тогда вступят в силу поправки в статью о порядке назначения наказания без составления протокола, о месте производства по делу об административном правонарушении и иные).

    Автоматическими средствами возможности привлечения к ответственности не исчерпываются. Вступление в силу норм через полгода не исключает привлечение к ответственности по этим составам в настоящее время – правонарушения можно фиксировать с помощью других технических средств (телефона, камеры, видеорегистратора и пр.). В таком случае порядок привлечения к ответственности будет общим.

    Полугодовой люфт введения норм в действие позволит адаптировать не только дорожные системы. Со временем предполагается разместить системы фото- и видеофиксации в других популярных местах несанкционированного размещения отходов (территории лесов, водных объектов и так далее). 

     

    В-третьих, для новой категории правонарушений сделали исключение из правила ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ о том, что лицо не обязано доказывать свою невиновность. В отношении вновь введенных составов будет работать презумпция вины.

    Что это значит? Через полгода, когда вступит в силу эта норма и нормы о применении автоматических средств, в производстве по делам о правонарушениях по чч. 3.1-3.4 ст. 8.2 КоАП РФ именно правонарушитель будет самым активным участником спора, и именно он должен будет собирать и предоставлять доказательства своей невиновности (или опровергать свою предустановленную виновность). Для государственного органа достаточным доказательством вины будет материал, снятый автоматическим техническим средством.

    Подчеркну, что эта норма распространяется на случаи, когда правонарушение зафиксировано автоматическими средствами.  Только для этих случаев действует особый порядок привлечения к административной ответственности, где участие природопользователя на стадии самого производства по делу об административном правонарушении очень ограничено (наказание назначается без составления протокола и пр.).

     

    Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»

     

    19.07.2022, 13:04

    Административная ответственность за выбрасывание мусора: суть нововведений и риски

    Продолжая разговор про свежие нормы об отходах, принятые на прошлой неделе, посмотрим детальнее на нормы об административной ответственности за выбрасывание мусора из транспортных средств. В чем суть нововведений, какие риски для природопользователей они создают?

     

    Федеральным законом от 14.07.2022 № 287-ФЗ наконец закрепили ответственность за выбрасывание мусора из транспортных средств – группу правонарушений, необходимость принятия мер в отношении которой обозначилась уже довольно давно. Рассмотрим, в чем состоят изменения КоАП РФ.

     

    Во-первых, добавили новые составы и даже предусмотрели для некоторых из них особо суровый вид наказания – конфискацию. 

    Часть 3.1 ст. 8.2 КоАП РФ – загрязнение и (или) засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или площадок накопления отходов (граждане – штраф до 15 тыс. руб., юр. лица – до 50 тыс. руб.).

    Часть 3.2 ст. 8.2 КоАП РФ – повторное совершение этого правонарушения (граждане – штраф до 30 тыс. руб., юр. лица – до 100 тысяч с конфискацией (!) транспортного средства). 

    Часть 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ – тот же состав, но с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин (граждане – штраф до 50 тыс. руб., юр. лица – до 120 тыс. руб.). 

    И повторное совершение этого правонарушения по ч. 3.4 ст. 8.2 КоАП РФ наказывается еще строже – для граждан штраф до 70 тыс. руб., для юр. лиц – до 200 тыс. руб. с конфискацией (!) транспортных средств. 

    Год назад я давала комментарий в «Коммерсантъ» по поводу того, можно ли будет после введения этих норм штрафовать за выбрасывание любого мелкого мусора из машины. Тогда я писала, что целью этих норм и было в том числе урегулировать выбрасывание мелкого мусора, т.к. аналогичных составов в КоАП РФ не было, и даже если с натяжкой штрафовать по ст. 8.2 КоАП РФ, то действия квалифицировали бы как малозначительные и лицо освобождали бы от ответственности. Под использованный тогда в законопроекте термин «удаление» эти действия как раз подпадали.   Комментарий в принципе не потерял актуальности, хотя закон приняли в другой редакции и вместо «удаления» написали «сброс или выгрузка».

    Что важно учитывать в этом ключе: к ответственности будут привлекать именно за совершение действия по выбрасыванию/выгрузке, а не за его результат. Другими словами, если мусор правонарушитель потом подобрал, то состав в его действиях все равно есть. Сброс и выгрузка не являются размещением отходов. 

     

    Во-вторых, как и для автотранспортных правонарушений, здесь предусмотрели возможность использовать материалы автоматической фото- и видеофиксации для возбуждения дела об административном правонарушении. 

    Нормы в первую очередь ориентированы на применение автоматических технических средств для фиксации правонарушений, на работу с такими правонарушениями на дорогах уже есть соответствующая инфраструктура.

    При использовании автоматических средств порядок производства по делам об административной ответственности за выбрасывание мусора аналогичен порядку по делам о превышении скорости – камера зафиксировала факт, и сразу же владельцу машины «прилетел» штраф.

    Основные риски, которые создает использование автоматических средств по данным составам – это привлечение к ответственности невиновного владельца (например, когда транспортным средством завладело неустановленное лицо либо правонарушение совершено самовольно должностным лицом природопользователя - владельца средств), а также привлечение к ответственности за действия, которые сами по себе могут не быть противоправными (например, временная или случайная выгрузка отходов в связи с аварией).

    В части использования автоматических средств для фиксации правонарушений и особого порядка привлечения к ответственности в этой ситуации фактически нормы начнут действовать только через полгода (тогда вступят в силу поправки в статью о порядке назначения наказания без составления протокола, о месте производства по делу об административном правонарушении и иные).

    Автоматическими средствами возможности привлечения к ответственности не исчерпываются. Вступление в силу норм через полгода не исключает привлечение к ответственности по этим составам в настоящее время – правонарушения можно фиксировать с помощью других технических средств (телефона, камеры, видеорегистратора и пр.). В таком случае порядок привлечения к ответственности будет общим.

    Полугодовой люфт введения норм в действие позволит адаптировать не только дорожные системы. Со временем предполагается разместить системы фото- и видеофиксации в других популярных местах несанкционированного размещения отходов (территории лесов, водных объектов и так далее). 

     

    В-третьих, для новой категории правонарушений сделали исключение из правила ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ о том, что лицо не обязано доказывать свою невиновность. В отношении вновь введенных составов будет работать презумпция вины.

    Что это значит? Через полгода, когда вступит в силу эта норма и нормы о применении автоматических средств, в производстве по делам о правонарушениях по чч. 3.1-3.4 ст. 8.2 КоАП РФ именно правонарушитель будет самым активным участником спора, и именно он должен будет собирать и предоставлять доказательства своей невиновности (или опровергать свою предустановленную виновность). Для государственного органа достаточным доказательством вины будет материал, снятый автоматическим техническим средством.

    Подчеркну, что эта норма распространяется на случаи, когда правонарушение зафиксировано автоматическими средствами.  Только для этих случаев действует особый порядок привлечения к административной ответственности, где участие природопользователя на стадии самого производства по делу об административном правонарушении очень ограничено (наказание назначается без составления протокола и пр.).

     

    Полина Позднякова, эксперт по экологическому праву и комплаенсу, основатель бюро экологического комплаенса FUTUR, автор Telegram-канала «FUTUR ecology»

     

    19.07.2022, 13:04
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам