Вместе с телеграм-каналом Эко_лоцман обратимся к мобильному приложению (МП) «Инспектор». Вы уже установили?

    /upl/photo_2025-11-26_10-01-49.jpg

    А между тем не установить приложение — значит, осознанно создать правовые риски, да и себя ограничить в правах.

    Вы, конечно, не найдете такого обязательного требования как «установить на телефон МП «Инспектор»». Но вам не составит труда найти другую обязанность — не противодействовать контролеру, для которого МП «Инспектор» стал основным рабочим инструментом.

    Отказ от его использования может квалифицироваться как воспрепятствование законной деятельности и (в зависимости от обстоятельств) повлечь:

    1. акт о невозможности проведения проверки;

    2. внеплановую выездную проверку без согласования с прокуратурой;

    3. административную ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ для должностных и юридических лиц.

    Почему надо устанавливать это приложение?

    Приложение «Инспектор» — ключевой инструмент для реализации дистанционных форм контроля, об этом было заявлено на Форуме Контрольных (надзорных) органов, что прошел в Красноярске в октябре т.г., и постоянно подчеркивается в СМИ (вот к примеру http://government.ru/news/56880/ (от 10.11.2025)

    • Для дистанционного контроля МП «Инспектор» — единственный легальный канал. Без него вы физически не сможете обеспечить проведение мероприятия.

    • При очных проверках приложение используется инспектором для фото- и видеофиксации. Весь массив фото- и видеодоказательств доказательств хранится в нем 5 лет. Без приложения вы лишены возможности в реальном времени анализировать и оспаривать материалы, фактически передавая контролеру монополию на доказательную базу.

    Можно ли запретить съемку инспектору, ссылаясь на внутренний регламент?

    Начну ответ цитатой из дела № А60-11913/2022:

    «Ссылка заявителя апелляционной жалобы на письмо временно исполняющего обязанности командира войсковой части о запрете фото-видео съемки на территории войсковой части, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанное письмо адресовано Обществу […] и содержащиеся в письме запреты касаются работников поименованного Общества и подрядных организаций, занимающихся обслуживанием (обеспечением) войсковой части».

    В общем скорее всего нет. Ограничить — возможно. Но, …

    • если вы видите какие-либо ограничения для фото-/видеосъемок,

    • если полагаете, что у вас есть такое право, то необходимо заранее задуматься о его обосновании и не спровоцировать конфликтную ситуацию.

    Расскажу об одном интересном судебном деле.

    При проведении осмотра крупного Предприятия инспектор выразил намерение провести фотофиксацию. Сотрудники предприятия, ссылаясь на необходимость согласования с руководством, фактически не допустили съемку в момент проверки. Интересно также то, что инспектор переложил запрос на съемку на бумагу, при этом составил протокол осмотра, в котором отразил, что сделать видео не удалось.

    Разрешение Предприятием было направлено инспектору уже на следующий день, но, как оказалось, сие действие уже было бесполезным — протокол о воспрепятствовании был все-таки инспектором составлен и направлен в суд.

    Суд отклонил все доводы Предприятия, включая ссылки на режимные требования, и оставил в силе постановление мирового судьи, которым на Предприятие был наложен штраф по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

    Позиция суда была однозначна: если компания заранее извещена о проверке, она обязана обеспечить участие сотрудников с необходимыми полномочиями и допусками для сопровождения всех действий контролеров, включая съемку.

    Еще немного судебной практики по теме «воспрепятствования» (первые два описаны в посте):

    Решение Краснооктябрьского районного суда города Волгограда от 26.07.2022 по делу № 12-336/2022) — не смогли провести видеосъемку.

    Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022 № 17АП-8233/2022-АК по делу № А60-11913/2022 — не смогли провести фото-/видеосъемку.

    Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.05.2024 № 16-2482/2024 (УИД 43MS0060-01-2023-008979-97) — требование о предоставлении документов не исполнено.

    Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25.07.2023 Дело № 16-4225/2025 — не предоставлен доступ к техническим этажам.

    Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29.12.2023 Дело № 16-8055/2023 —- отказано в допуске на территорию.

    Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02.04.2024 Дело № 16-975/2024 — не представлены в срок истребованные документы.

    Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 20.06.2025 № 16-2673/2025 (УИД 21MS0013-01-2024-003632-25) — к месту проведения проверки не явился, явку уполномоченного лица не обеспечил.

    Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 01.09.2025 по делу № 16-4642/2023 (УИД 43RS0034-01-2025-000501-34) — не обеспечено участие законного представителя.

    Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11.07.2025 по делу № 16-2825/2025 (УИД 03MS0150-01-2024-003836-71) — представитель Общества не явился, провести проверку не представилось возможным.

    Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.04.2025 по делу № 16-1645/2025 (УИД 43MS0016-01-2024-005886-23) — не обеспечено присутствие представителя.

    Вот статьи из 248-ФЗ на которые следует обратить внимание:

    • Согласно п.7 ч.1 ст. 17 ФЗ-248 мобильное приложение «Инспектор» — разработанное на базе государственной информационной системы программное обеспечение, применяемое контрольными (надзорными) органами и контролируемыми лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее — мобильное приложение «Инспектор»).

    • Согласно ч. 1 ст. 52 ФЗ-248 профилактический визит проводится в форме профилактической беседы инспектором по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения «Инспектор».

    • Согласно ч. 5 ст. 56 ФЗ-248 инспекционный визит, выездная проверка, рейдовый осмотр могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор».

    • МП «Инспектор» может использоваться (когда нужно фиксировать что-либо) при проведении следующих контрольно-надзорных действий: осмотр (п. 5 ст. 76); досмотр (п. 5 ст. 77); опрос (ч. 3 ст. 78); экспертиза (ч. 11 ст. 84); эксперимент (ч. 2 ст. 85).

    • Если контролирующий орган применял МП «Инспектор», то акт по итогам он направляет контролируемому лицу посредством этого же приложения (п. 4 ст. 21ч. 2 ст. 88).

    26.11.2025, 10:46

    Вместе с телеграм-каналом Эко_лоцман обратимся к мобильному приложению (МП) «Инспектор». Вы уже установили?

    /upl/photo_2025-11-26_10-01-49.jpg

    А между тем не установить приложение — значит, осознанно создать правовые риски, да и себя ограничить в правах.

    Вы, конечно, не найдете такого обязательного требования как «установить на телефон МП «Инспектор»». Но вам не составит труда найти другую обязанность — не противодействовать контролеру, для которого МП «Инспектор» стал основным рабочим инструментом.

    Отказ от его использования может квалифицироваться как воспрепятствование законной деятельности и (в зависимости от обстоятельств) повлечь:

    1. акт о невозможности проведения проверки;

    2. внеплановую выездную проверку без согласования с прокуратурой;

    3. административную ответственность по ст. 19.4.1 КоАП РФ для должностных и юридических лиц.

    Почему надо устанавливать это приложение?

    Приложение «Инспектор» — ключевой инструмент для реализации дистанционных форм контроля, об этом было заявлено на Форуме Контрольных (надзорных) органов, что прошел в Красноярске в октябре т.г., и постоянно подчеркивается в СМИ (вот к примеру http://government.ru/news/56880/ (от 10.11.2025)

    • Для дистанционного контроля МП «Инспектор» — единственный легальный канал. Без него вы физически не сможете обеспечить проведение мероприятия.

    • При очных проверках приложение используется инспектором для фото- и видеофиксации. Весь массив фото- и видеодоказательств доказательств хранится в нем 5 лет. Без приложения вы лишены возможности в реальном времени анализировать и оспаривать материалы, фактически передавая контролеру монополию на доказательную базу.

    Можно ли запретить съемку инспектору, ссылаясь на внутренний регламент?

    Начну ответ цитатой из дела № А60-11913/2022:

    «Ссылка заявителя апелляционной жалобы на письмо временно исполняющего обязанности командира войсковой части о запрете фото-видео съемки на территории войсковой части, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанное письмо адресовано Обществу […] и содержащиеся в письме запреты касаются работников поименованного Общества и подрядных организаций, занимающихся обслуживанием (обеспечением) войсковой части».

    В общем скорее всего нет. Ограничить — возможно. Но, …

    • если вы видите какие-либо ограничения для фото-/видеосъемок,

    • если полагаете, что у вас есть такое право, то необходимо заранее задуматься о его обосновании и не спровоцировать конфликтную ситуацию.

    Расскажу об одном интересном судебном деле.

    При проведении осмотра крупного Предприятия инспектор выразил намерение провести фотофиксацию. Сотрудники предприятия, ссылаясь на необходимость согласования с руководством, фактически не допустили съемку в момент проверки. Интересно также то, что инспектор переложил запрос на съемку на бумагу, при этом составил протокол осмотра, в котором отразил, что сделать видео не удалось.

    Разрешение Предприятием было направлено инспектору уже на следующий день, но, как оказалось, сие действие уже было бесполезным — протокол о воспрепятствовании был все-таки инспектором составлен и направлен в суд.

    Суд отклонил все доводы Предприятия, включая ссылки на режимные требования, и оставил в силе постановление мирового судьи, которым на Предприятие был наложен штраф по ст. 19.4.1 КоАП РФ.

    Позиция суда была однозначна: если компания заранее извещена о проверке, она обязана обеспечить участие сотрудников с необходимыми полномочиями и допусками для сопровождения всех действий контролеров, включая съемку.

    Еще немного судебной практики по теме «воспрепятствования» (первые два описаны в посте):

    Решение Краснооктябрьского районного суда города Волгограда от 26.07.2022 по делу № 12-336/2022) — не смогли провести видеосъемку.

    Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2022 № 17АП-8233/2022-АК по делу № А60-11913/2022 — не смогли провести фото-/видеосъемку.

    Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 24.05.2024 № 16-2482/2024 (УИД 43MS0060-01-2023-008979-97) — требование о предоставлении документов не исполнено.

    Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25.07.2023 Дело № 16-4225/2025 — не предоставлен доступ к техническим этажам.

    Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29.12.2023 Дело № 16-8055/2023 —- отказано в допуске на территорию.

    Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 02.04.2024 Дело № 16-975/2024 — не представлены в срок истребованные документы.

    Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 20.06.2025 № 16-2673/2025 (УИД 21MS0013-01-2024-003632-25) — к месту проведения проверки не явился, явку уполномоченного лица не обеспечил.

    Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 01.09.2025 по делу № 16-4642/2023 (УИД 43RS0034-01-2025-000501-34) — не обеспечено участие законного представителя.

    Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11.07.2025 по делу № 16-2825/2025 (УИД 03MS0150-01-2024-003836-71) — представитель Общества не явился, провести проверку не представилось возможным.

    Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.04.2025 по делу № 16-1645/2025 (УИД 43MS0016-01-2024-005886-23) — не обеспечено присутствие представителя.

    Вот статьи из 248-ФЗ на которые следует обратить внимание:

    • Согласно п.7 ч.1 ст. 17 ФЗ-248 мобильное приложение «Инспектор» — разработанное на базе государственной информационной системы программное обеспечение, применяемое контрольными (надзорными) органами и контролируемыми лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер) в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее — мобильное приложение «Инспектор»).

    • Согласно ч. 1 ст. 52 ФЗ-248 профилактический визит проводится в форме профилактической беседы инспектором по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения «Инспектор».

    • Согласно ч. 5 ст. 56 ФЗ-248 инспекционный визит, выездная проверка, рейдовый осмотр могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор».

    • МП «Инспектор» может использоваться (когда нужно фиксировать что-либо) при проведении следующих контрольно-надзорных действий: осмотр (п. 5 ст. 76); досмотр (п. 5 ст. 77); опрос (ч. 3 ст. 78); экспертиза (ч. 11 ст. 84); эксперимент (ч. 2 ст. 85).

    • Если контролирующий орган применял МП «Инспектор», то акт по итогам он направляет контролируемому лицу посредством этого же приложения (п. 4 ст. 21ч. 2 ст. 88).

    26.11.2025, 10:46
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам