Несоблюдение объемов добычи полезного ископаемого = досрочное прекращение права пользования недрами

    /upl/Group%20899%20(1).png

    Общество в 2017 г. выдана лицензия на право пользования недрами в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на месторождении россыпного золота.

    Департаментом по недропользованию получена информация, что Общество совершило нарушения условий пользования недрами по лицензии в части обеспечения установленного техническим проектом уровня добычи сырья

    Также в отношении Общества Управлением Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой выявлен ряд нарушений, в том числе 

    • отсутствие планов развития горных работ, 

    • не укомплектованность штата работниками, необходимыми для добычи.

    В связи с неустранением выявленных нарушений комиссией Департамента принято решение о досрочном прекращении права пользования Обществом недрами по лицензии.

    Не согласившись с таким решением, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.

     

    Фабула дела

    Общество в 2017 г. выдана лицензия на право пользования недрами в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на месторождении россыпного золота.

    Департаментом по недропользованию в 2023 г. получена информация по результатам оперативно-розыскных мероприятий, согласно которой Общество совершило нарушения условий пользования недрами по лицензии в части обеспечения установленного техническим проектом уровня добычи сырья в 2020-2022 гг., ввода месторождения в разработку и несоблюдения требований по охране окружающей среды.

    Также в отношении Общества Управлением Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой выявлено, что в 2023 г. работы на участке недр не велись, в 2024 г. Общество не приступило к реализации проектных решений по добыче полезного ископаемого; также у Общества отсутствуют планы развития горных работ на 2023-2024 гг., не укомплектован штат работников, необходимых для добычи. Данная информация передана в департамент.

    По результат проведения заседаний комиссии по досрочному прекращению права на пользование недрами, Обществу выдавались уведомления о допущенных нарушениях условий лицензии с требованием об их устранении, а также о возможном досрочном прекращении права пользования недрами.

    В конечном итоге в связи с неустранением выявленных нарушений комиссией департамента принято решение о досрочном прекращении права пользования Обществом недрами по лицензии.

    Не согласившись с таким решением, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным. В качестве доводов указало следующее:

    • Обществу установлен срок для устранения нарушений, невозможный к выполнению, так как в такой срок оно могло совершить только одно действие – разработать новую проектную документацию и перенести объемы добычи на будущее, скорректировав календарный план; 

    • недропользователем представлены доказательства объективных препятствий ведению работ с 2022 г. по 2024 г.; 

    • право пользования недрами не должно быть прекращено с учетом тяжести допущенного нарушения, его соразмерности такой мере государственного принуждения как досрочное прекращение права по лицензии, а также необходимости и целесообразности принятия такого решения для защиты публичных интересов.

     

    Позиция судов (см. постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.09.2025 по делу № А45-39639/2024)

    Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суды исходили из того, что основанием для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами послужило систематическое невыполнение Обществом существенных условий лицензии в отсутствие объективных причин, а также неустранение нарушений в установленный уведомлением комиссии срок.

    При этом аргументы Общества были отклонены судами.

    Так, утверждение Обществом в 2024 г. нового технического проекта, предусматривающего перенос добычи полезных ископаемых на период 2024 – 2027 гг., не повлекло исполнение требований уведомления комиссии, поскольку недропользователь не обеспечил фактическую его реализацию.

    При констатации систематичного отклонения от проектной документации, суды, согласно позиции Общества, не привели мотивов каким образом пользователь недр должен был устранить указанные в уведомлении нарушения за три года (2020-2022 гг.) в течение 6 месяцев, что, по мнению Общества, исключает реальную возможность устранить эти нарушения иным способом, чем согласование новой проектной документации и выполнение работ по ней в период с 2024 по 2028 гг. Не принимая этот довод, суд отметил, что превышение или отставание от согласованных уровней добычи полезных ископаемых (вне зависимости от периода, в котором они допущены), являются характеристиками одного и того же нарушения – отклонения от согласованного уровня добычи сырья.

    Резюмируя несостоятельность доводов Общества, суд принял во внимание, что, заявляя о возможности в установленный 6-месячный срок только разработать и согласовать новый техпроект, Общество не привело разумных объяснений, почему после утверждения новой проектной документации в январе 2024 г. и вплоть до принятия оспариваемого решения (октябрь 2024 г.) оно не приступило к добыче полезных ископаемых, тогда как корректировка проектных показателей уровней добычи посредством утверждения в 2024 г. дополнения к действующему техпроекту сама по себе не свидетельствует об устранении нарушений, допущенных недропользователем.

    Внесение изменений в технический проект является правом недропользователя, а соблюдение требований технического проекта в части уровня добычи – его обязанность. Общество, воспользовавшись своим правом (внеся изменения в технический проект), уклонилось от исполнения корреспондирующей обязанности (ведения работ в соответствии с ним).

    Следуя логике правоотношений и отклоняя доводы Общества, суды не допустили ситуацию, при которой оно имело бы возможность бесконечно вносить изменения в технический проект, не осуществляя при этом никакой деятельности в соответствии с ним, что вступило бы в противоречие не только с основополагающими принципами недропользования и положениями законодательства о недрах, но и условиями лицензии непосредственно.

    Кроме того, суды не установили наличия объективных препятствий для соблюдения согласованных уровней добычи полезного ископаемого на спорном участке недр в период 2020 – 2024 гг.: в течение длительного времени разработка участка недр осуществлялась с нарушением требований технического проекта либо не велась вовсе. В случае возникновения таких обстоятельств в 2020 г. и последующие годы Общество имело возможность внести соответствующие изменения в действовавший техпроект, но не сделало этого. Недропользователь обратился за внесением изменений в техпроект лишь в 2024 г. (после получения в 2023 г. уведомления о допущенных нарушениях).

    Совершение недостаточных или формальных действий, не приводящих к фактическому устранению допущенных нарушений, а также действия, совершаемые с нарушением требований законодательства, не свидетельствуют о наличии объективных препятствий для выполнения условий недропользования и не могут служить основанием признания незаконным решения о досрочном прекращении права пользования недрами.

     
    18.09.2025, 14:16

    Несоблюдение объемов добычи полезного ископаемого = досрочное прекращение права пользования недрами

    /upl/Group%20899%20(1).png

    Общество в 2017 г. выдана лицензия на право пользования недрами в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на месторождении россыпного золота.

    Департаментом по недропользованию получена информация, что Общество совершило нарушения условий пользования недрами по лицензии в части обеспечения установленного техническим проектом уровня добычи сырья

    Также в отношении Общества Управлением Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой выявлен ряд нарушений, в том числе 

    • отсутствие планов развития горных работ, 

    • не укомплектованность штата работниками, необходимыми для добычи.

    В связи с неустранением выявленных нарушений комиссией Департамента принято решение о досрочном прекращении права пользования Обществом недрами по лицензии.

    Не согласившись с таким решением, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.

     

    Фабула дела

    Общество в 2017 г. выдана лицензия на право пользования недрами в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на месторождении россыпного золота.

    Департаментом по недропользованию в 2023 г. получена информация по результатам оперативно-розыскных мероприятий, согласно которой Общество совершило нарушения условий пользования недрами по лицензии в части обеспечения установленного техническим проектом уровня добычи сырья в 2020-2022 гг., ввода месторождения в разработку и несоблюдения требований по охране окружающей среды.

    Также в отношении Общества Управлением Росприроднадзора проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой выявлено, что в 2023 г. работы на участке недр не велись, в 2024 г. Общество не приступило к реализации проектных решений по добыче полезного ископаемого; также у Общества отсутствуют планы развития горных работ на 2023-2024 гг., не укомплектован штат работников, необходимых для добычи. Данная информация передана в департамент.

    По результат проведения заседаний комиссии по досрочному прекращению права на пользование недрами, Обществу выдавались уведомления о допущенных нарушениях условий лицензии с требованием об их устранении, а также о возможном досрочном прекращении права пользования недрами.

    В конечном итоге в связи с неустранением выявленных нарушений комиссией департамента принято решение о досрочном прекращении права пользования Обществом недрами по лицензии.

    Не согласившись с таким решением, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным. В качестве доводов указало следующее:

    • Обществу установлен срок для устранения нарушений, невозможный к выполнению, так как в такой срок оно могло совершить только одно действие – разработать новую проектную документацию и перенести объемы добычи на будущее, скорректировав календарный план; 

    • недропользователем представлены доказательства объективных препятствий ведению работ с 2022 г. по 2024 г.; 

    • право пользования недрами не должно быть прекращено с учетом тяжести допущенного нарушения, его соразмерности такой мере государственного принуждения как досрочное прекращение права по лицензии, а также необходимости и целесообразности принятия такого решения для защиты публичных интересов.

     

    Позиция судов (см. постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.09.2025 по делу № А45-39639/2024)

    Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суды исходили из того, что основанием для принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами послужило систематическое невыполнение Обществом существенных условий лицензии в отсутствие объективных причин, а также неустранение нарушений в установленный уведомлением комиссии срок.

    При этом аргументы Общества были отклонены судами.

    Так, утверждение Обществом в 2024 г. нового технического проекта, предусматривающего перенос добычи полезных ископаемых на период 2024 – 2027 гг., не повлекло исполнение требований уведомления комиссии, поскольку недропользователь не обеспечил фактическую его реализацию.

    При констатации систематичного отклонения от проектной документации, суды, согласно позиции Общества, не привели мотивов каким образом пользователь недр должен был устранить указанные в уведомлении нарушения за три года (2020-2022 гг.) в течение 6 месяцев, что, по мнению Общества, исключает реальную возможность устранить эти нарушения иным способом, чем согласование новой проектной документации и выполнение работ по ней в период с 2024 по 2028 гг. Не принимая этот довод, суд отметил, что превышение или отставание от согласованных уровней добычи полезных ископаемых (вне зависимости от периода, в котором они допущены), являются характеристиками одного и того же нарушения – отклонения от согласованного уровня добычи сырья.

    Резюмируя несостоятельность доводов Общества, суд принял во внимание, что, заявляя о возможности в установленный 6-месячный срок только разработать и согласовать новый техпроект, Общество не привело разумных объяснений, почему после утверждения новой проектной документации в январе 2024 г. и вплоть до принятия оспариваемого решения (октябрь 2024 г.) оно не приступило к добыче полезных ископаемых, тогда как корректировка проектных показателей уровней добычи посредством утверждения в 2024 г. дополнения к действующему техпроекту сама по себе не свидетельствует об устранении нарушений, допущенных недропользователем.

    Внесение изменений в технический проект является правом недропользователя, а соблюдение требований технического проекта в части уровня добычи – его обязанность. Общество, воспользовавшись своим правом (внеся изменения в технический проект), уклонилось от исполнения корреспондирующей обязанности (ведения работ в соответствии с ним).

    Следуя логике правоотношений и отклоняя доводы Общества, суды не допустили ситуацию, при которой оно имело бы возможность бесконечно вносить изменения в технический проект, не осуществляя при этом никакой деятельности в соответствии с ним, что вступило бы в противоречие не только с основополагающими принципами недропользования и положениями законодательства о недрах, но и условиями лицензии непосредственно.

    Кроме того, суды не установили наличия объективных препятствий для соблюдения согласованных уровней добычи полезного ископаемого на спорном участке недр в период 2020 – 2024 гг.: в течение длительного времени разработка участка недр осуществлялась с нарушением требований технического проекта либо не велась вовсе. В случае возникновения таких обстоятельств в 2020 г. и последующие годы Общество имело возможность внести соответствующие изменения в действовавший техпроект, но не сделало этого. Недропользователь обратился за внесением изменений в техпроект лишь в 2024 г. (после получения в 2023 г. уведомления о допущенных нарушениях).

    Совершение недостаточных или формальных действий, не приводящих к фактическому устранению допущенных нарушений, а также действия, совершаемые с нарушением требований законодательства, не свидетельствуют о наличии объективных препятствий для выполнения условий недропользования и не могут служить основанием признания незаконным решения о досрочном прекращении права пользования недрами.

     
    18.09.2025, 14:16
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам