Доначисление платы за понижающий коэффициент

    /upl/Group%20899_34.png

    Верховный Суд РФ рассмотрел кассационную жалобу Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее — Управление) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 мая 2024 г.

    Управлению подавало иск к АО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (далее — Общество) о взыскании 46 167 850,25 руб. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2022 годы, а также 12 799 146,71 руб. пеней.

    Основанием для доначисления платы за 2020 год послужило применение Обществом при исчислении платы понижающего коэффициента 0,5 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1430, за 2022 год — применение при исчислении платы коэффициента 0,5 к определенным загрязняющим веществам.

     

    Верховный Суд РФ рассмотрел кассационную жалобу Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее — Управление) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 мая 2024 г., оставленное без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2024 г. и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 февраля 2025 г., которыми Управлению было отказано в удовлетворении исковых требований к АО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (далее — Общество)  о взыскании 46 167 850,25 руб. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2022 годы, а также 12 799 146,71 руб. пеней.

    Фабула дела. Управление обратилось в суд с иском к Обществу о взыскании 46 167 850,25 руб. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2022 годы, а также 12 799 146,71 руб. пени. Судами установлено, что Управление в ходе администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду выявило факт занижения Обществом исчисленной и внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2022 годы в части сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

    Основанием для доначисления платы за 2020 год послужило применение Обществом при исчислении платы понижающего коэффициента 0,5 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1430 "Об утверждении технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов" (далее - Постановление N 1430); за 2022 год - применение при исчислении платы коэффициента 0,5 к загрязняющим веществам "нитрат-анион", "БПК полн.", "аммоний-ион", "нитрит-анион" на основании пункта 6.1 статьи 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).

    Произведя перерасчет подлежащей внесению платы, Управление направило обществу требования об уплате задолженности и пени, а затем обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

    Позиции судов первой, апелляционной и кассационной инстанций. 

    Отказывая в удовлетворении требований Управления, суды руководствовались положениями п. 1 ст. 16.1, п. 4 ст. 16.2, п. 5 и 6.1 ст. 16.3, ст. 16.4, п. 3 ст. 16.5, п. 5 ст. 23 Закона N 7-ФЗ, п. 12, 21, 20, 40, 44-47 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 255 (далее - Правила N 255), и исходили из правомерного применения обществом при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду понижающего коэффициента Кво, равного 0,5, ко всему отчетному периоду, в том числе к периоду, предшествующему вступлению в силу Постановления N 1430.

    Признавая неправомерным применение Управлением при расчете платы коэффициента 1, предусмотренного абз. 2 п. 6.1 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ, суды указали, что в спорном периоде Общество не осуществляло программу повышения экологической эффективности или план мероприятий по охране окружающей среды, кроме того Управлением не приведены достаточные доводы, свидетельствующие об отнесении спорных веществ к технологически нормируемым веществам, указанным в Постановлении N 1430.

    Частью 6.1 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ определено, что при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, дополнительно к иным коэффициентам применяется коэффициент 0,5 (Кво) (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды). 

    Перечень технологически нормируемых веществ установлен Постановлением N 1430 и включает в себя: взвешенные вещества, ХПК, БПК5, азот аммонийный, азот нитратов, азот нитритов, фосфор фосфатов.

    При рассмотрении спора суды установили, что в 2020 и 2022 годах Общество не имело разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, поэтому при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду использовало формулы, указанные в пунктах 21 и 21(1) Правил N 255, которые содержат коэффициент 0,5 (Кво). Кроме того,  в 2020 году Общество осуществляло сброс загрязняющих веществ (марганец, АСПАВ (анионные синтетические поверхностно-активные вещества), нефтепродукты (нефть), железо), не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, суды признали правомерным применение коэффициента 0,5 (Кво) при расчете обществом платы за указанный год и не усмотрели правовых оснований для удовлетворения требований управления.

    Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определением от 12 августа 2025 г. N 307-ЭС25-3043 по делу N А05-15371/2023  отменила решения судов первой, апелляционной и кассационной инстанций и направила дело на новое рассмотрение, указав, что в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год Судебная коллегия не может согласиться с выводами судов и полагает необходимым отметить следующее: 

    1. Общество в декларациях по плате за негативное воздействие на окружающую среду в 2022 году заявило о сбросе таких веществ как "нитрат-анион", "аммоний-ион", "нитрит-анион".

    При расчете платы Общество также применило понижающий коэффициент 0,5 (Кво) за весь период, полагая, что не производило сброс технологически нормируемых веществ.

    Суды трех инстанций согласились с доводами Общества, указав, что спорные вещества отличаются названием, химическим составом, значением предельно допустимых концентраций и не являются идентичными с веществами, приведенными в Постановлении N 1430.

    Между тем суды не учли следующее.

    В соответствии со статьей 28.1Закона N 7-ФЗ применение наилучших доступных технологий направлено на комплексное предотвращение и минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 2674-р очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения включена в перечень областей применения наилучших доступных технологий.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 1458 утверждены Правила определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.

    Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 12 декабря 2019 г. N 2981 утвержден Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям "ИТС 10-2019 Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов ИТС 10-2019 (далее - Справочник ИТС 10-2019).

    В соответствии с пунктом 1.2.1 Справочника ИТС 10-2019 задачей очистки сточных вод является удаление соединений азота.

    Согласно приведенным в обжалуемых судебных актах химическим формулам, спорные вещества, сброшенные обществом в окружающую среду в 2022 году, содержат соединения азота.

    2. Кроме того, согласно пп. «и» п. 6, пп. «е» п. 7, п.8, пп. «а» п. 9, п. 13 Правил отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2019 г. N1379, предусмотрен пересчет концентраций в воде аммоний-иона, нитрат-иона, нитрит-иона соответственно на азот аммонийный, азот нитратов и азот нитритов.

    В подтверждение тождественности веществ "нитрат-анион", "аммоний-ион", "нитрит-анион" соответственно веществам "азот нитратов", "азот аммонийный", "азот нитритов" управление также ссылалось на представленные в материалы дела письмо федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному округу" от 5 марта 2024 г. N 01-13/2024-602; письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 марта 2024 г. N 12757-АГ/04; письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 декабря 2023 г. N 19-47/48076.

    Отклоняя приведенные управлением доводы об отнесении спорных веществ к технологически нормируемым и недопустимости применения коэффициента 0,5 (Кво) не учитывали законодательные цели введения платы за негативное воздействие на окружающую среду в контексте возможности применения понижающего коэффициента. 

    Таким образом, ВС РФ указал, что доводы о тождественности загрязняющих веществ технологически нормированным веществам, указанным в постановлении N 1430, следует принимать во внимание при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду и при оценке правомерности применения понижающего коэффициента в соответствии с частью 6.1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ, учитывая, что он может применяться при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам. Если же установлена тождественность загрязняющих веществ технологически нормированным веществам, то понижающий коэффициент применяться не может. 

    Суд указал на необходимость учитывать законодательные цели введения платы за негативное воздействие на окружающую среду при оценке доводов об отнесении спорных веществ к технологически нормируемым веществам и оценке возможности применения понижающего коэффициента.

     
    28.08.2025, 12:58

    Доначисление платы за понижающий коэффициент

    /upl/Group%20899_34.png

    Верховный Суд РФ рассмотрел кассационную жалобу Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее — Управление) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 мая 2024 г.

    Управлению подавало иск к АО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (далее — Общество) о взыскании 46 167 850,25 руб. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2022 годы, а также 12 799 146,71 руб. пеней.

    Основанием для доначисления платы за 2020 год послужило применение Обществом при исчислении платы понижающего коэффициента 0,5 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. № 1430, за 2022 год — применение при исчислении платы коэффициента 0,5 к определенным загрязняющим веществам.

     

    Верховный Суд РФ рассмотрел кассационную жалобу Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее — Управление) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 мая 2024 г., оставленное без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2024 г. и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 февраля 2025 г., которыми Управлению было отказано в удовлетворении исковых требований к АО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (далее — Общество)  о взыскании 46 167 850,25 руб. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2022 годы, а также 12 799 146,71 руб. пеней.

    Фабула дела. Управление обратилось в суд с иском к Обществу о взыскании 46 167 850,25 руб. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2022 годы, а также 12 799 146,71 руб. пени. Судами установлено, что Управление в ходе администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду выявило факт занижения Обществом исчисленной и внесенной платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 и 2022 годы в части сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

    Основанием для доначисления платы за 2020 год послужило применение Обществом при исчислении платы понижающего коэффициента 0,5 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1430 "Об утверждении технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов" (далее - Постановление N 1430); за 2022 год - применение при исчислении платы коэффициента 0,5 к загрязняющим веществам "нитрат-анион", "БПК полн.", "аммоний-ион", "нитрит-анион" на основании пункта 6.1 статьи 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).

    Произведя перерасчет подлежащей внесению платы, Управление направило обществу требования об уплате задолженности и пени, а затем обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

    Позиции судов первой, апелляционной и кассационной инстанций. 

    Отказывая в удовлетворении требований Управления, суды руководствовались положениями п. 1 ст. 16.1, п. 4 ст. 16.2, п. 5 и 6.1 ст. 16.3, ст. 16.4, п. 3 ст. 16.5, п. 5 ст. 23 Закона N 7-ФЗ, п. 12, 21, 20, 40, 44-47 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 255 (далее - Правила N 255), и исходили из правомерного применения обществом при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду понижающего коэффициента Кво, равного 0,5, ко всему отчетному периоду, в том числе к периоду, предшествующему вступлению в силу Постановления N 1430.

    Признавая неправомерным применение Управлением при расчете платы коэффициента 1, предусмотренного абз. 2 п. 6.1 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ, суды указали, что в спорном периоде Общество не осуществляло программу повышения экологической эффективности или план мероприятий по охране окружающей среды, кроме того Управлением не приведены достаточные доводы, свидетельствующие об отнесении спорных веществ к технологически нормируемым веществам, указанным в Постановлении N 1430.

    Частью 6.1 ст. 16.3 Закона N 7-ФЗ определено, что при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, дополнительно к иным коэффициентам применяется коэффициент 0,5 (Кво) (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды). 

    Перечень технологически нормируемых веществ установлен Постановлением N 1430 и включает в себя: взвешенные вещества, ХПК, БПК5, азот аммонийный, азот нитратов, азот нитритов, фосфор фосфатов.

    При рассмотрении спора суды установили, что в 2020 и 2022 годах Общество не имело разрешений на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимитов на сбросы загрязняющих веществ, поэтому при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду использовало формулы, указанные в пунктах 21 и 21(1) Правил N 255, которые содержат коэффициент 0,5 (Кво). Кроме того,  в 2020 году Общество осуществляло сброс загрязняющих веществ (марганец, АСПАВ (анионные синтетические поверхностно-активные вещества), нефтепродукты (нефть), железо), не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, суды признали правомерным применение коэффициента 0,5 (Кво) при расчете обществом платы за указанный год и не усмотрели правовых оснований для удовлетворения требований управления.

    Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определением от 12 августа 2025 г. N 307-ЭС25-3043 по делу N А05-15371/2023  отменила решения судов первой, апелляционной и кассационной инстанций и направила дело на новое рассмотрение, указав, что в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год Судебная коллегия не может согласиться с выводами судов и полагает необходимым отметить следующее: 

    1. Общество в декларациях по плате за негативное воздействие на окружающую среду в 2022 году заявило о сбросе таких веществ как "нитрат-анион", "аммоний-ион", "нитрит-анион".

    При расчете платы Общество также применило понижающий коэффициент 0,5 (Кво) за весь период, полагая, что не производило сброс технологически нормируемых веществ.

    Суды трех инстанций согласились с доводами Общества, указав, что спорные вещества отличаются названием, химическим составом, значением предельно допустимых концентраций и не являются идентичными с веществами, приведенными в Постановлении N 1430.

    Между тем суды не учли следующее.

    В соответствии со статьей 28.1Закона N 7-ФЗ применение наилучших доступных технологий направлено на комплексное предотвращение и минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 2674-р очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения включена в перечень областей применения наилучших доступных технологий.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. N 1458 утверждены Правила определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям.

    Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 12 декабря 2019 г. N 2981 утвержден Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям "ИТС 10-2019 Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов ИТС 10-2019 (далее - Справочник ИТС 10-2019).

    В соответствии с пунктом 1.2.1 Справочника ИТС 10-2019 задачей очистки сточных вод является удаление соединений азота.

    Согласно приведенным в обжалуемых судебных актах химическим формулам, спорные вещества, сброшенные обществом в окружающую среду в 2022 году, содержат соединения азота.

    2. Кроме того, согласно пп. «и» п. 6, пп. «е» п. 7, п.8, пп. «а» п. 9, п. 13 Правил отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2019 г. N1379, предусмотрен пересчет концентраций в воде аммоний-иона, нитрат-иона, нитрит-иона соответственно на азот аммонийный, азот нитратов и азот нитритов.

    В подтверждение тождественности веществ "нитрат-анион", "аммоний-ион", "нитрит-анион" соответственно веществам "азот нитратов", "азот аммонийный", "азот нитритов" управление также ссылалось на представленные в материалы дела письмо федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному округу" от 5 марта 2024 г. N 01-13/2024-602; письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 марта 2024 г. N 12757-АГ/04; письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 декабря 2023 г. N 19-47/48076.

    Отклоняя приведенные управлением доводы об отнесении спорных веществ к технологически нормируемым и недопустимости применения коэффициента 0,5 (Кво) не учитывали законодательные цели введения платы за негативное воздействие на окружающую среду в контексте возможности применения понижающего коэффициента. 

    Таким образом, ВС РФ указал, что доводы о тождественности загрязняющих веществ технологически нормированным веществам, указанным в постановлении N 1430, следует принимать во внимание при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду и при оценке правомерности применения понижающего коэффициента в соответствии с частью 6.1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ, учитывая, что он может применяться при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к технологически нормируемым веществам. Если же установлена тождественность загрязняющих веществ технологически нормированным веществам, то понижающий коэффициент применяться не может. 

    Суд указал на необходимость учитывать законодательные цели введения платы за негативное воздействие на окружающую среду при оценке доводов об отнесении спорных веществ к технологически нормируемым веществам и оценке возможности применения понижающего коэффициента.

     
    28.08.2025, 12:58
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам