-
сверхчеткая фиксация: безупречное оформление и сохранение всех заявок в ФЭО, актов невывоза (с детализацией), переписки (письма с требованием исполнить обязательства, напоминания о критичности срока), претензий.
-
раннее предупреждение:
-
в Росприроднадзор (РПН): остается основным адресатом жалоб. И хотя на практике РПН редко штрафует ФЭО, но жалоба создает давление, а само обращение в РПН создает доказательную базу на будущее.
-
в Природоохранную прокуратуру: обращения продолжаются, но отмечается (по отраслевым обсуждениям), что прокуратура чаще перенаправляет жалобы в РПН как в профильный контролирующий орган, либо инициирует проверки совместно с РПН. Эффективность высока, но РПН выходит на первый план как основной регулятор в этом вопросе.
-
в ФАС России: жалобы на злоупотребление доминирующим положением (ст. 10 Закона о защите конкуренции) продолжают поступать. ФАС проводит расследования и выдает предписания ФЭО, что служит дополнительным рычагом давления. Примеры ниже.
-
Иски о понуждении к исполнению обязательств (вывозу):
-
Иски о взыскании убытков (особенно платы за НВОС):
-
наличие решения РПН о начислении платы за НВОС за конкретный период сверх 11 месяцев;
-
подтверждение оплаты этой платы отходообразователем;
-
**неопровержимые доказательства вины ФЭО** в просрочке вывоза (заявки, акты невывоза, претензии, жалобы в РПН *до* истечения 11 месяцев);
-
не лишним будет **доказательство обращения в РПН с жалобой на бездействие ФЭО ДО истечения 11 месяцев и получения ответа РПН, констатирующего вину ФЭО;**
-
отсутствие вины отходообразователя в создании сверхлимита (например, превышение объемов образования).
-
Иски о взыскании неустойки: стандартные при наличии условия в договоре.
-
отчеты отраслевых ассоциаций (например, РСПП, "Деловая Россия") в Минприроды и Правительство РФ о системных сбоях в работе ФЭО и их экономических последствиях для промышленности;
-
обсуждение необходимости корректировки законодательства (в части ответственности ФЭО, механизма возмещения убытков, уточнения статуса накопления) на площадках Минприроды.
Как отходообразователи решают свои проблемы с ФГУП ФЭО

Федеральный экологический оператор (ФЭО), обладая монопольным правом на обращение с отходами I-II класса опасности, случается, не исполняет свои договорные обязательства по вывозу отходов до истечения 11-месячного срок накопления. Это ставит отходообразователя под угрозу двойного удара (ст. 8.2 КоАП РФ, плата за НВОС).
И это при том, что отходообразователи законодательно обязаны передавать отходы только ФЭО (ФЗ-№ 89, ст. 14.1).
Есть ли у отходообразователей (и какие?) правовые механизмы влияния?
Или как решают проблему отходообразователи:
1?. Агрессивная документооборотная работа (основа для любых последующих действий):
Цель: создать неопровержимую доказательственную базу вины ФЭО.
направление официальных уведомлений ФЭО о приближении критического 11-месячного срока за 60-90 дней до его истечения с требованием подтвердить график вывоза.
2?. Обращение в контролирующие органы (остается ключевым, но тактика эволюционирует):
Наблюдается тенденция: РПН стал активнее реагировать на такие жалобы и выдавать ФЭО предписания об устранении нарушений сроков вывоза.
Ключевая задача жалобы: получить от РПН официальный документ (ответ на жалобу, предписание ФЭО, акт проверки), **констатирующий, что причина накопления отходов сверх 11 месяцев – неисполнение ФЭО своих обязательств**. Этот документ критически важен для:
**освобождения от платы за НВОС:** обоснования перед РПН, что оснований для начисления платы за размещение нет (отход не размещался, вина за задержку на ФЭО);
**защиты от ст. 8.2 КоАП РФ:** доказательства отсутствия состава правонарушения со стороны отходообразователя;
**для Суда:** подтверждения факта бездействия ФЭО.
Ps: жалоба в Прокуратуру/ФАС скорее дополнительные рычаги давления. И все же...
3?. Досудебное "давление" (возможно сэкономим силы и средства, необходимые для суда):
**претензия ФЭО** это обоснование не исполнения ФЭО его обязанности + расчет убытков за просрочку (пени по договору + прогнозируемые штрафы от РПН).
Ps: предприятие в Ленинградской области добилось вывоза отходов после претензии со ссылкой на ст. 328 ГК РФ (неисполнение обязательств).
4?. Судебные иски (стали более распространенными и "техничными").
стандартная практика. Суды практически автоматически удовлетворяют такие иски при наличии доказанной просрочки ФЭО (договор, заявки, акты невывоза). **Фокус 2023-2024: ** важно сформулировать требование — установить конкретный, максимально сжатый срок исполнения решения суда (не 30 дней, а 5-10 дней).
Ps: это **наиболее актуальное и сложное направление.**
Практика последних лет показывает, что суды **все чаще встают на сторону отходообразователей** при взыскании с ФЭО **уплаченной платы за НВОС**, но только при соблюдении строгих условий:
Ps: анализ судебной практики показывает рост числа успешных для отходообразователей решений по взысканию убытков, связанных с платой НВОС.
5?. Лоббирование и системные решения:
6?. Координация усилий с другими отходообразователями:
коллективные иски или письма в Минприроды (пример: ассоциация предприятий Томска в 2022 г. добилась ускорения вывоза партии гальванических шламов).
Итоговые рекомендации:
1. **Не переводите отход из «накопления» в статус хранения**, вылетев за 11 месяцев [накопления] по вине ФЭО.
2. **Фиксируйте бездействие ФЭО**: акты, претензии, жалобы — все это доказательства для суда.
3. **Подавайте иск без промедления** при приближении срока (8–9 месяцев), требуя реального исполнения + неустойки.
4. **Не игнорируйте право на подачу жалобы в надзорные/контролирующие органы**.
Стратегию Защиты нарушенных прав необходимо формировать с учетом конкретной ситуации.
Судебная и антимонопольная практика
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.07.2024 N Ф05-9358/2024 по делу N А40-216217/2023
Требование: об обязании ФГУП ФЭО исполнить обязательство по авансированным заявкам по договору оказания услуг по обращению с опасными отходами в натуре, взыскании неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Заказчик ссылается на то, что заявки были предварительно оплачены, однако в установленные сроки услуги исполнителем не были оказаны.
Решение: требование удовлетворено в части, поскольку исполнитель не представил доказательств своевременного освоения аванса по всем выставленным заказчиком заявкам на оказание услуг.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2023 N 09АП-68468/2023-ГК по делу N А40-62205/2023
Требования заказчика: об обязании ФГУП ФЭО исполнить контракт.
Обстоятельства: факт получения ответчиком заявки последним не оспаривается, возражений по спорной заявке от ответчика не поступало, какие-либо изменения в договор не вносились.
Решение: удовлетворено.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023 N 09АП-63021/2023-ГК по делу N А40-17483/2023
Требования заказчика: 1) о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами; 2) об обязании исполнить договор.
Обстоятельства: установлено, что истцом ответчику направлена заявка с планируемой датой передачи отходов I и II классов опасности, произведена оплата авансового платежа, однако услуги ответчиком не оказаны.
Решение: 1) удовлетворено; 2) удовлетворено.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2023 N 09АП-42456/2023 по делу N А40-41307/2023
Требования заказчика: об обязании ФГУП ФЭО принять отходы, соответствующие условиям заявки и обеспечить обращение с принятыми отходами в соответствии с законодательством РФ в течение 10 дней после вступления в законную силу решения суда, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 486,62 рублей.
Обстоятельства: Ответчиком не представлены доказательства своевременного исполнения обязательств по вывозу отходов в соответствии с условиями договора.
Решение: удовлетворено.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.11.2024 по делу N А40-187243/24-7-2441
Требование: о взыскании с ФГУП ФЭО денежных средств (убытков Истца, возникшими в результате несвоевременного вывоза отходов Ответчиком):
сумму процентов за пользование чужими денежными средствами 3 359 руб. 21 коп. (учитывая фактическую дату оказания услуг) + сумму начисленной Истцу платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 28 085 руб. 10 коп.
Обстоятельства дела: между Истцом и ФГУП "ФЭО" был заключен договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с применением ФГИС ОПВК. Допустимый диапазон дат по приему отходов по заявке в соответствии с условиями договора в системе был установлен с 15.01.2023 по 15.04.2023. Однако в указанный срок услуги не были оказаны Ответчиком.
Решение: требование удовлетворено.
Комиссия Ненецкого УФАС признала ФГУП «ФЭО» виновным в нарушении Закона о защите конкуренции.
Дело было возбуждено по обращению Газпром Нефть Шельф по признакам нарушения ФГУП «ФЭО» Закона о защите конкуренции. Предприятие не исполнило в установленные сроки свои обязательства по вывозу отходов I и II классов опасности с объектов Общества в рамках исполнения договора на оказание услуг по обращению с отходами, что привело к ущемлению интересов потребителя данных услуг.
Иные публикации на тему
Особенности заключения договора с ФГУП «ФЭО», журнал «Экология производства» от 01.12.2023
Вопрос-ответ: передача отходов ФГУП ФЭО. Отвечают эксперты [за 05.06.2023]
-
сверхчеткая фиксация: безупречное оформление и сохранение всех заявок в ФЭО, актов невывоза (с детализацией), переписки (письма с требованием исполнить обязательства, напоминания о критичности срока), претензий.
-
раннее предупреждение:
-
в Росприроднадзор (РПН): остается основным адресатом жалоб. И хотя на практике РПН редко штрафует ФЭО, но жалоба создает давление, а само обращение в РПН создает доказательную базу на будущее.
-
в Природоохранную прокуратуру: обращения продолжаются, но отмечается (по отраслевым обсуждениям), что прокуратура чаще перенаправляет жалобы в РПН как в профильный контролирующий орган, либо инициирует проверки совместно с РПН. Эффективность высока, но РПН выходит на первый план как основной регулятор в этом вопросе.
-
в ФАС России: жалобы на злоупотребление доминирующим положением (ст. 10 Закона о защите конкуренции) продолжают поступать. ФАС проводит расследования и выдает предписания ФЭО, что служит дополнительным рычагом давления. Примеры ниже.
-
Иски о понуждении к исполнению обязательств (вывозу):
-
Иски о взыскании убытков (особенно платы за НВОС):
-
наличие решения РПН о начислении платы за НВОС за конкретный период сверх 11 месяцев;
-
подтверждение оплаты этой платы отходообразователем;
-
**неопровержимые доказательства вины ФЭО** в просрочке вывоза (заявки, акты невывоза, претензии, жалобы в РПН *до* истечения 11 месяцев);
-
не лишним будет **доказательство обращения в РПН с жалобой на бездействие ФЭО ДО истечения 11 месяцев и получения ответа РПН, констатирующего вину ФЭО;**
-
отсутствие вины отходообразователя в создании сверхлимита (например, превышение объемов образования).
-
Иски о взыскании неустойки: стандартные при наличии условия в договоре.
-
отчеты отраслевых ассоциаций (например, РСПП, "Деловая Россия") в Минприроды и Правительство РФ о системных сбоях в работе ФЭО и их экономических последствиях для промышленности;
-
обсуждение необходимости корректировки законодательства (в части ответственности ФЭО, механизма возмещения убытков, уточнения статуса накопления) на площадках Минприроды.
Как отходообразователи решают свои проблемы с ФГУП ФЭО

Федеральный экологический оператор (ФЭО), обладая монопольным правом на обращение с отходами I-II класса опасности, случается, не исполняет свои договорные обязательства по вывозу отходов до истечения 11-месячного срок накопления. Это ставит отходообразователя под угрозу двойного удара (ст. 8.2 КоАП РФ, плата за НВОС).
И это при том, что отходообразователи законодательно обязаны передавать отходы только ФЭО (ФЗ-№ 89, ст. 14.1).
Есть ли у отходообразователей (и какие?) правовые механизмы влияния?
Или как решают проблему отходообразователи:
1?. Агрессивная документооборотная работа (основа для любых последующих действий):
Цель: создать неопровержимую доказательственную базу вины ФЭО.
направление официальных уведомлений ФЭО о приближении критического 11-месячного срока за 60-90 дней до его истечения с требованием подтвердить график вывоза.
2?. Обращение в контролирующие органы (остается ключевым, но тактика эволюционирует):
Наблюдается тенденция: РПН стал активнее реагировать на такие жалобы и выдавать ФЭО предписания об устранении нарушений сроков вывоза.
Ключевая задача жалобы: получить от РПН официальный документ (ответ на жалобу, предписание ФЭО, акт проверки), **констатирующий, что причина накопления отходов сверх 11 месяцев – неисполнение ФЭО своих обязательств**. Этот документ критически важен для:
**освобождения от платы за НВОС:** обоснования перед РПН, что оснований для начисления платы за размещение нет (отход не размещался, вина за задержку на ФЭО);
**защиты от ст. 8.2 КоАП РФ:** доказательства отсутствия состава правонарушения со стороны отходообразователя;
**для Суда:** подтверждения факта бездействия ФЭО.
Ps: жалоба в Прокуратуру/ФАС скорее дополнительные рычаги давления. И все же...
3?. Досудебное "давление" (возможно сэкономим силы и средства, необходимые для суда):
**претензия ФЭО** это обоснование не исполнения ФЭО его обязанности + расчет убытков за просрочку (пени по договору + прогнозируемые штрафы от РПН).
Ps: предприятие в Ленинградской области добилось вывоза отходов после претензии со ссылкой на ст. 328 ГК РФ (неисполнение обязательств).
4?. Судебные иски (стали более распространенными и "техничными").
стандартная практика. Суды практически автоматически удовлетворяют такие иски при наличии доказанной просрочки ФЭО (договор, заявки, акты невывоза). **Фокус 2023-2024: ** важно сформулировать требование — установить конкретный, максимально сжатый срок исполнения решения суда (не 30 дней, а 5-10 дней).
Ps: это **наиболее актуальное и сложное направление.**
Практика последних лет показывает, что суды **все чаще встают на сторону отходообразователей** при взыскании с ФЭО **уплаченной платы за НВОС**, но только при соблюдении строгих условий:
Ps: анализ судебной практики показывает рост числа успешных для отходообразователей решений по взысканию убытков, связанных с платой НВОС.
5?. Лоббирование и системные решения:
6?. Координация усилий с другими отходообразователями:
коллективные иски или письма в Минприроды (пример: ассоциация предприятий Томска в 2022 г. добилась ускорения вывоза партии гальванических шламов).
Итоговые рекомендации:
1. **Не переводите отход из «накопления» в статус хранения**, вылетев за 11 месяцев [накопления] по вине ФЭО.
2. **Фиксируйте бездействие ФЭО**: акты, претензии, жалобы — все это доказательства для суда.
3. **Подавайте иск без промедления** при приближении срока (8–9 месяцев), требуя реального исполнения + неустойки.
4. **Не игнорируйте право на подачу жалобы в надзорные/контролирующие органы**.
Стратегию Защиты нарушенных прав необходимо формировать с учетом конкретной ситуации.
Судебная и антимонопольная практика
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.07.2024 N Ф05-9358/2024 по делу N А40-216217/2023
Требование: об обязании ФГУП ФЭО исполнить обязательство по авансированным заявкам по договору оказания услуг по обращению с опасными отходами в натуре, взыскании неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Заказчик ссылается на то, что заявки были предварительно оплачены, однако в установленные сроки услуги исполнителем не были оказаны.
Решение: требование удовлетворено в части, поскольку исполнитель не представил доказательств своевременного освоения аванса по всем выставленным заказчиком заявкам на оказание услуг.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2023 N 09АП-68468/2023-ГК по делу N А40-62205/2023
Требования заказчика: об обязании ФГУП ФЭО исполнить контракт.
Обстоятельства: факт получения ответчиком заявки последним не оспаривается, возражений по спорной заявке от ответчика не поступало, какие-либо изменения в договор не вносились.
Решение: удовлетворено.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023 N 09АП-63021/2023-ГК по делу N А40-17483/2023
Требования заказчика: 1) о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами; 2) об обязании исполнить договор.
Обстоятельства: установлено, что истцом ответчику направлена заявка с планируемой датой передачи отходов I и II классов опасности, произведена оплата авансового платежа, однако услуги ответчиком не оказаны.
Решение: 1) удовлетворено; 2) удовлетворено.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2023 N 09АП-42456/2023 по делу N А40-41307/2023
Требования заказчика: об обязании ФГУП ФЭО принять отходы, соответствующие условиям заявки и обеспечить обращение с принятыми отходами в соответствии с законодательством РФ в течение 10 дней после вступления в законную силу решения суда, взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 486,62 рублей.
Обстоятельства: Ответчиком не представлены доказательства своевременного исполнения обязательств по вывозу отходов в соответствии с условиями договора.
Решение: удовлетворено.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.11.2024 по делу N А40-187243/24-7-2441
Требование: о взыскании с ФГУП ФЭО денежных средств (убытков Истца, возникшими в результате несвоевременного вывоза отходов Ответчиком):
сумму процентов за пользование чужими денежными средствами 3 359 руб. 21 коп. (учитывая фактическую дату оказания услуг) + сумму начисленной Истцу платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 28 085 руб. 10 коп.
Обстоятельства дела: между Истцом и ФГУП "ФЭО" был заключен договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с применением ФГИС ОПВК. Допустимый диапазон дат по приему отходов по заявке в соответствии с условиями договора в системе был установлен с 15.01.2023 по 15.04.2023. Однако в указанный срок услуги не были оказаны Ответчиком.
Решение: требование удовлетворено.
Комиссия Ненецкого УФАС признала ФГУП «ФЭО» виновным в нарушении Закона о защите конкуренции.
Дело было возбуждено по обращению Газпром Нефть Шельф по признакам нарушения ФГУП «ФЭО» Закона о защите конкуренции. Предприятие не исполнило в установленные сроки свои обязательства по вывозу отходов I и II классов опасности с объектов Общества в рамках исполнения договора на оказание услуг по обращению с отходами, что привело к ущемлению интересов потребителя данных услуг.
Иные публикации на тему
Особенности заключения договора с ФГУП «ФЭО», журнал «Экология производства» от 01.12.2023
Вопрос-ответ: передача отходов ФГУП ФЭО. Отвечают эксперты [за 05.06.2023]