-
для ФЛ от 2000 до 3000 руб. (при повторном нарушении в течение года – от 3000 до 5000);
-
для ДЛ от 10 000 до 30 000 руб. (при повторе от 30 000 до 40 000);
-
для ИП от 30 000 до 50 000 руб. (при повторе от 50 000 до 70 000);
-
для ЮЛ от 100 000–250 000 руб. (при повторе от 250 000 до 400 000).
-
дело № 16-559/2025 (постановление 6-го касс. суда общей юрисдикции от 29.01.2025);
-
дело № 72-9/2025 (решение Свердловского обл. суда от 15.01.2025);
-
решение Свердловского обл. суда от 15.01.2025 по делу № 72-13/2025 (УИД 66RS0009-01-2024-003056-87);
-
дело № 72-13/2025 (решение Свердловского обл. суда от 15.01.2025);
-
дело № 2а-1959/2022~М-1865/2022 (решение Усольского гор суда Иркутской обл. от 20.07.2022 о демонтаже).
-
накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ (ч. 1 ст. 13.4 ФЗ № 89);
-
отработанные автомобильные шины и покрышки относятся к отходам производства и потребления;
-
приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов. Для шин автомобильных отработанных есть коды из группы 9 21 110 00 00 0, для покрышек пневматических шин отработанных – 9 21 130 00 00 0. И отнесены они к отнесены к отходам IV класса опасности
-
подлежат сбору, накоплению, хранению, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, условия и способы которых должны обеспечивать безопасность окружающей среды и здоровья человека;
-
подлежат накоплению отдельно от других отходов;
-
их накопление, хранение осуществляются соответственно в местах накопления отходов, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, имеющие ограждение, оснащенные средствами пожаротушения, в которые исключен доступ для посторонних лиц. Допускается хранение отходов шин на открытых площадках при условии их покрытия влагостойкими материалами.
-
изделия технического назначения из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки;
-
чехлы защитные резиновые;
-
кольца резиновые уплотнительные;
-
манжеты и воротники резиновые;
-
амортизаторы формовые резиновые;
-
… и много другое.
Трудно смириться с тем, что отработанные покрышки нельзя теперь использовать

Трудно смириться с тем, что отработанные покрышки нельзя теперь использовать ни на причалах судов (для амортизации), ни в качестве белых лебедей в цветниках... Но приходится. Давайте разберемся в теме вместе с Эко-лоцманом.
Начнем с того, что использование старых резиновых покрышек для украшений и оборудования дворов, улиц и т.д. – это уже давно не благоустройство, и влечет за собой административную ответственность (и потенциально гражданско-правовую: ущерб от перекрытия, захламления, загрязнения).
А в завершении поста поговорим об отходах шин, покрышек, камер автомобильных (9 21 100 00 00 0) – РОП-Конверторе.
1. Про нельзя
Говоря об административной ответственности, имеем в виду ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Штраф составляет:
«Использование автомобильных шин в качестве элементов благоустройства само по себе не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения и статус этих отходов не изменяет, доказательств использования их в качестве временных ограждений, защитных конструкций, временных сооружений по делу не установлено», — такой вывод нередко наблюдается в решениях судов:
… довод про то, что «шины были окрашены краской, под шинами имелось кровельное железо для защиты почвы, что подтверждается протоколом осмотра придомовой территории ... не принят во внимание, поскольку указанные документы не являются достаточными доказательствами, позволяющим прийти к выводу о том, что шины автомобильные отработанные имели какую-либо защиту от атмосферных осадков, как и почва под ними».
См. Решение Ленинского районного суда города Нижнего Тагила от 12.01.2024 по делу № 12-4/2024.
Не всегда штраф, по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ/может быть требование прокурора о демонтаже.
Почему нельзя:
В ГОСТ Р 54095-2023 «Ресурсосбережение. Требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке и утилизации отходов шин, покрышек, камер» применен термин отходы (шин, покрышек, камер): Шины, покрышки, камеры автомобильные, шины и покрышки пневматические для использования в авиации, а также шины, покрышки, флипперы (ободные ленты), камеры иного назначения, утратившие свои потребительские свойства в процессе производства и потребления, выполнения работ, оказания услуг (п. 3.1, п. 4.1).
Пунктами 69, 70, 75 Приказа МПР от 11.06.21 № 399 «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I–IV классов опасности» установлено, что отходы шин
Не допускается осуществлять сброс отходов шин в водные объекты, на водосборные площади, на почву.
Письмо МПР от 26.10.2021 № 25-50/14900-ОГ «О рассмотрении обращения по вопросу использования отработанных автомобильных шин» не спасает от ответственности, потому что сделано оговорка: «использование отработанных автомобильных шин в качестве временных ограждений, защитных конструкций, временных сооружений возможно в части, не противоречащей Закону № 7-ФЗ, Земельному кодексу, Закону № 89-ФЗ, Перечню видов отходов, которые запрещено захоранивать, утв. расп. правит-ва от 25 июля 2017 г. № 1589-р» (ps по шинам – запрет действует с 01.01.2019).
На уровне субъекта могут быть установлены прямые запреты на использование шин для благоустройства. Например, в Казани, согласно правилам благоустройства города, утвержденным Решением Казанской городской думы 18.10.2006 № 4-12, запрещено использовать автомобильные покрышки для благоустройства территории, в том числе для организации клумб (п. 174.16).
Обратите внимание: предупреждением не отделаться
ненадлежащее хранение автомобильных покрышек может привести к негативным последствиям в виде вредного воздействия человека и окружающей среды, что исключает применение положений ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ и назначение наказания в виде предупреждения // дело А26-10935/2023.
Возможна ситуация, что почвы нет (а есть асфальт), но запрет все равно есть. Читайте внимательно Правила благоустройства, действующие на вашей территории.
В правилах действующих на территориях муниципальных округов Московской области (во всяком случае в тех, что пролистала я) есть такой запрет:
Для установки и оборудования сезонных (летних) кафе (для всех конструкций и элементов оборудования (включая навесы)) не допускается использование твердых коммунальных отходов (в том числе картона, бумаги, поддонов, ящиков, иных упаковочных материалов, бутылок, стеклянного боя, отходов, образующихся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства, шин и частей транспортных средств)
(например, Решение Совета депутатов муниципального округа Лотошино МО от 24.04.2025 № 81/11; …. муниципального округа Серебряные Пруды МО от 28.02.2025 № 304/42; … Сергиево-Посадского городского округа МО от 10.11.2020 № 27/01-МЗ; … городского округа Лобня МО от 06.12.2024 № 172/69 и т.д.)
А вот как запрет сформулирован в Решении Совета депутатов г. Лебедяни от 06.12.2022 № 98 «О Правилах благоустройства территории городского поселения город Лебедянь»:
Не допускается использовать отработанные отходы шин, покрышек, камер автомобильных в качестве элементов для оформления клумб, детских и спортивных площадок, в качестве объектов, препятствующих проезду автотранспорта и предохраняющих от наезда автотранспорта на люки колодцев.
Правила благоустройства территории городского округа «город Якутск» (решение Якутской городской Думы от 30.06.2021 № РЯГД-30-1):
Недопустимые материалы постоянных ограждений …из твердых коммунальных отходов (в том числе картона, бумаги, поддонов, ящиков, иных упаковочных материалов, бочек, бутылок, стеклянного боя, отходов, образующихся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства, шин и частей транспортных средств); …. (п. 1 ст. 10)
2. Отходы шины … (9 21 100 00 00 0) – РОП-Конвертер.
Может быть, теперь стоит ожидать увеличение собираемости отработанных шин? Ведь в документах (актах) об их утилизации теперь нуждаются не только производители шин, покрышек.
Дело в том, что есть производители/импортеры товаров, попавшие под РОП (перечень ППР № 2314 от 29.12.2023), до 01.01.2025 в группе 5 «Шины, покрышки, камеры резиновые и изделия из резины прочие», в основном были представлены разные шины, покрышки, а также:
- изделия культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода резиновые формовые (включая спортивные изделия из резины);
- покрытия и маты (коврики) из вулканизированной пористой резины напольные.
По итогам 2024 г. (в срок до 15.04.2025) все производители этих товаров должны были выполнить норматив утилизации или уплатить экосбор с произведенных/ввезенных товаров. Базовая ставка (БСЭС) за 2024 г. была по группе 7109 руб./тн, к слову, за 2025 г. уже будет 10310 руб./тн и далее сумма будет только расти.
С 01.01.2025 список изделий в этой группе (№ 5) значительно увеличился:
И вот каждый из производителей/импортеров такой продукции может сэкономить на экосборе… например, – заключив с Реестровым утилизатором https://reestr.uoit.mnr.gov.ru/public/lists/equipment_analytics
договор на обеспечение утилизации отходов шин, покрышек, камер автомобильных (9 21 100 00 00 0)*.
*Список отходов, за счет утилизации которыми можно обеспечить самостоятельную утилизацию, шинами не ограничен. Но тут же надо еще считаться с тем, а насколько развита переработка других отходов… Согласно ПП РФ 2394 от 29.12.2023 Реестровому утилизатору достаточно произвести из отхода шин такой продукт как «Резиновая крошка, полученная из изношенных шин 38.32.34.100), и акт по итогам такой утилизации уже может использоваться для снижения суммы экосбора.
С учетом того, что норматив утилизации, участвующий в расчете экосбора (по группе 5) вырастет к 2029 г. до 80 %, с 40 % в 2025 г., полагаю, все же можно ожидать рост желающих сэкономить на экосборе.
Если будет расти спрос на акты утилизации, которые по итогам переработки шин выдает Реестровый утилизатор, можно ожидать спрос на отходы шин, покрышек, камер автомобильных, что в свою очередь, будем надеяться, положительным образом скажется на создании бОльшего количества пунктов бесплатного (а может и платного) приема шин от населения по всей России.
-
для ФЛ от 2000 до 3000 руб. (при повторном нарушении в течение года – от 3000 до 5000);
-
для ДЛ от 10 000 до 30 000 руб. (при повторе от 30 000 до 40 000);
-
для ИП от 30 000 до 50 000 руб. (при повторе от 50 000 до 70 000);
-
для ЮЛ от 100 000–250 000 руб. (при повторе от 250 000 до 400 000).
-
дело № 16-559/2025 (постановление 6-го касс. суда общей юрисдикции от 29.01.2025);
-
дело № 72-9/2025 (решение Свердловского обл. суда от 15.01.2025);
-
решение Свердловского обл. суда от 15.01.2025 по делу № 72-13/2025 (УИД 66RS0009-01-2024-003056-87);
-
дело № 72-13/2025 (решение Свердловского обл. суда от 15.01.2025);
-
дело № 2а-1959/2022~М-1865/2022 (решение Усольского гор суда Иркутской обл. от 20.07.2022 о демонтаже).
-
накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ (ч. 1 ст. 13.4 ФЗ № 89);
-
отработанные автомобильные шины и покрышки относятся к отходам производства и потребления;
-
приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов. Для шин автомобильных отработанных есть коды из группы 9 21 110 00 00 0, для покрышек пневматических шин отработанных – 9 21 130 00 00 0. И отнесены они к отнесены к отходам IV класса опасности
-
подлежат сбору, накоплению, хранению, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, условия и способы которых должны обеспечивать безопасность окружающей среды и здоровья человека;
-
подлежат накоплению отдельно от других отходов;
-
их накопление, хранение осуществляются соответственно в местах накопления отходов, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, имеющие ограждение, оснащенные средствами пожаротушения, в которые исключен доступ для посторонних лиц. Допускается хранение отходов шин на открытых площадках при условии их покрытия влагостойкими материалами.
-
изделия технического назначения из вулканизированной резины прочие, не включенные в другие группировки;
-
чехлы защитные резиновые;
-
кольца резиновые уплотнительные;
-
манжеты и воротники резиновые;
-
амортизаторы формовые резиновые;
-
… и много другое.
Трудно смириться с тем, что отработанные покрышки нельзя теперь использовать

Трудно смириться с тем, что отработанные покрышки нельзя теперь использовать ни на причалах судов (для амортизации), ни в качестве белых лебедей в цветниках... Но приходится. Давайте разберемся в теме вместе с Эко-лоцманом.
Начнем с того, что использование старых резиновых покрышек для украшений и оборудования дворов, улиц и т.д. – это уже давно не благоустройство, и влечет за собой административную ответственность (и потенциально гражданско-правовую: ущерб от перекрытия, захламления, загрязнения).
А в завершении поста поговорим об отходах шин, покрышек, камер автомобильных (9 21 100 00 00 0) – РОП-Конверторе.
1. Про нельзя
Говоря об административной ответственности, имеем в виду ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Штраф составляет:
«Использование автомобильных шин в качестве элементов благоустройства само по себе не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения и статус этих отходов не изменяет, доказательств использования их в качестве временных ограждений, защитных конструкций, временных сооружений по делу не установлено», — такой вывод нередко наблюдается в решениях судов:
… довод про то, что «шины были окрашены краской, под шинами имелось кровельное железо для защиты почвы, что подтверждается протоколом осмотра придомовой территории ... не принят во внимание, поскольку указанные документы не являются достаточными доказательствами, позволяющим прийти к выводу о том, что шины автомобильные отработанные имели какую-либо защиту от атмосферных осадков, как и почва под ними».
См. Решение Ленинского районного суда города Нижнего Тагила от 12.01.2024 по делу № 12-4/2024.
Не всегда штраф, по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ/может быть требование прокурора о демонтаже.
Почему нельзя:
В ГОСТ Р 54095-2023 «Ресурсосбережение. Требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке и утилизации отходов шин, покрышек, камер» применен термин отходы (шин, покрышек, камер): Шины, покрышки, камеры автомобильные, шины и покрышки пневматические для использования в авиации, а также шины, покрышки, флипперы (ободные ленты), камеры иного назначения, утратившие свои потребительские свойства в процессе производства и потребления, выполнения работ, оказания услуг (п. 3.1, п. 4.1).
Пунктами 69, 70, 75 Приказа МПР от 11.06.21 № 399 «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I–IV классов опасности» установлено, что отходы шин
Не допускается осуществлять сброс отходов шин в водные объекты, на водосборные площади, на почву.
Письмо МПР от 26.10.2021 № 25-50/14900-ОГ «О рассмотрении обращения по вопросу использования отработанных автомобильных шин» не спасает от ответственности, потому что сделано оговорка: «использование отработанных автомобильных шин в качестве временных ограждений, защитных конструкций, временных сооружений возможно в части, не противоречащей Закону № 7-ФЗ, Земельному кодексу, Закону № 89-ФЗ, Перечню видов отходов, которые запрещено захоранивать, утв. расп. правит-ва от 25 июля 2017 г. № 1589-р» (ps по шинам – запрет действует с 01.01.2019).
На уровне субъекта могут быть установлены прямые запреты на использование шин для благоустройства. Например, в Казани, согласно правилам благоустройства города, утвержденным Решением Казанской городской думы 18.10.2006 № 4-12, запрещено использовать автомобильные покрышки для благоустройства территории, в том числе для организации клумб (п. 174.16).
Обратите внимание: предупреждением не отделаться
ненадлежащее хранение автомобильных покрышек может привести к негативным последствиям в виде вредного воздействия человека и окружающей среды, что исключает применение положений ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ и назначение наказания в виде предупреждения // дело А26-10935/2023.
Возможна ситуация, что почвы нет (а есть асфальт), но запрет все равно есть. Читайте внимательно Правила благоустройства, действующие на вашей территории.
В правилах действующих на территориях муниципальных округов Московской области (во всяком случае в тех, что пролистала я) есть такой запрет:
Для установки и оборудования сезонных (летних) кафе (для всех конструкций и элементов оборудования (включая навесы)) не допускается использование твердых коммунальных отходов (в том числе картона, бумаги, поддонов, ящиков, иных упаковочных материалов, бутылок, стеклянного боя, отходов, образующихся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства, шин и частей транспортных средств)
(например, Решение Совета депутатов муниципального округа Лотошино МО от 24.04.2025 № 81/11; …. муниципального округа Серебряные Пруды МО от 28.02.2025 № 304/42; … Сергиево-Посадского городского округа МО от 10.11.2020 № 27/01-МЗ; … городского округа Лобня МО от 06.12.2024 № 172/69 и т.д.)
А вот как запрет сформулирован в Решении Совета депутатов г. Лебедяни от 06.12.2022 № 98 «О Правилах благоустройства территории городского поселения город Лебедянь»:
Не допускается использовать отработанные отходы шин, покрышек, камер автомобильных в качестве элементов для оформления клумб, детских и спортивных площадок, в качестве объектов, препятствующих проезду автотранспорта и предохраняющих от наезда автотранспорта на люки колодцев.
Правила благоустройства территории городского округа «город Якутск» (решение Якутской городской Думы от 30.06.2021 № РЯГД-30-1):
Недопустимые материалы постоянных ограждений …из твердых коммунальных отходов (в том числе картона, бумаги, поддонов, ящиков, иных упаковочных материалов, бочек, бутылок, стеклянного боя, отходов, образующихся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в том числе капитального) или строительства, шин и частей транспортных средств); …. (п. 1 ст. 10)
2. Отходы шины … (9 21 100 00 00 0) – РОП-Конвертер.
Может быть, теперь стоит ожидать увеличение собираемости отработанных шин? Ведь в документах (актах) об их утилизации теперь нуждаются не только производители шин, покрышек.
Дело в том, что есть производители/импортеры товаров, попавшие под РОП (перечень ППР № 2314 от 29.12.2023), до 01.01.2025 в группе 5 «Шины, покрышки, камеры резиновые и изделия из резины прочие», в основном были представлены разные шины, покрышки, а также:
- изделия культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода резиновые формовые (включая спортивные изделия из резины);
- покрытия и маты (коврики) из вулканизированной пористой резины напольные.
По итогам 2024 г. (в срок до 15.04.2025) все производители этих товаров должны были выполнить норматив утилизации или уплатить экосбор с произведенных/ввезенных товаров. Базовая ставка (БСЭС) за 2024 г. была по группе 7109 руб./тн, к слову, за 2025 г. уже будет 10310 руб./тн и далее сумма будет только расти.
С 01.01.2025 список изделий в этой группе (№ 5) значительно увеличился:
И вот каждый из производителей/импортеров такой продукции может сэкономить на экосборе… например, – заключив с Реестровым утилизатором https://reestr.uoit.mnr.gov.ru/public/lists/equipment_analytics
договор на обеспечение утилизации отходов шин, покрышек, камер автомобильных (9 21 100 00 00 0)*.
*Список отходов, за счет утилизации которыми можно обеспечить самостоятельную утилизацию, шинами не ограничен. Но тут же надо еще считаться с тем, а насколько развита переработка других отходов… Согласно ПП РФ 2394 от 29.12.2023 Реестровому утилизатору достаточно произвести из отхода шин такой продукт как «Резиновая крошка, полученная из изношенных шин 38.32.34.100), и акт по итогам такой утилизации уже может использоваться для снижения суммы экосбора.
С учетом того, что норматив утилизации, участвующий в расчете экосбора (по группе 5) вырастет к 2029 г. до 80 %, с 40 % в 2025 г., полагаю, все же можно ожидать рост желающих сэкономить на экосборе.
Если будет расти спрос на акты утилизации, которые по итогам переработки шин выдает Реестровый утилизатор, можно ожидать спрос на отходы шин, покрышек, камер автомобильных, что в свою очередь, будем надеяться, положительным образом скажется на создании бОльшего количества пунктов бесплатного (а может и платного) приема шин от населения по всей России.