Ликвидация не равно рекультивация

    /upl/20839d0c-d05d-4349-969f-e58b499e656d.jpg

    Вместе с телеграмм-каналом Legal Ecology_экология решили вникнуть, чем отличается ликвидация (последствий загрязнения окружающей среды)  от рекультивации и, главное, чем это грозит.

    «Восстановление нарушенного состояния окружающей среды осуществляется после выполнения мероприятий по ликвидации и не тождественно данной процедуре» - именно так суды мотивируют отказ в зачете понесенных затрат на ликвидацию при расчете вреда окружающей среде.

    Возьмем конкретный пример: дело № А41-8252/2021

    суть дела:

    • в рамках административного расследования осмотра земельного участка [с кадастровым номером], принадлежащего на праве собственности ООО "Ф…", установлен факт размещения на территории данного земельного участка на открытом грунте отходов производства и потребления, представленных грунтами и строительными отходами
    • согласно протоколам (КХА) количественного химического анализа отходы состоят из древесины, кирпича, бетона, стекла, полимерных материалов, металлов, которые относятся к 5 классу опасности
    • ООО "Ф.." признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 КоАП с назначением наказания в виде штрафа в сумме 450 000 руб.
    • ООО "Ф…" выдано предписание: привести в надлежащее состояние, пригодное для дальнейшего использования в соответствии с целевым назначением
    • по истечении срока на добровольное исполнение претензии, предъявлен иск о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде в сумме 3 495 780 руб. 64 коп

    Сначала суд отклонил указанные требование истца.

    Однако истец пошел дальше, и решение Арбитражного суда Московской области от 03.03.2023 по делу № А41-8252/2021 придало дело совсем другой оборот. 

    1. Суд отклонил доводы Ответчика (ООО «Ф...») о недоказанности истцом ухудшения качества земель, как несостоятельные и не имеющие правового значения, поскольку само по себе нахождение мусора на почвенном покрове является достаточным основанием для взыскания вреда.

    2. Что касается понесенных Ответчиком затрат…

    ООО «Ф..» представило суду доказательства того, что организовало сбор и утилизацию отходов строительства и грунтов, отнесенных к 5-му классу опасности:

    • договор об оказании услуг по очистке участков от строительного мусора и сваленного грунта;
    • двусторонний акт приемки-передачи услуг по этому договору.

    В соответствии с актом выполненных работ к договору общая стоимость работ составила 3 780 000 руб. Договор исполнен полностью, стороны претензий не имеют.

    Позиция суда:

    «указанные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения общества от ответственности в виде возмещения вреда».

    • Восстановление нарушенного состояния окружающей среды осуществляется после выполнения мероприятий по ликвидации последствий загрязнения окружающей среды и не тождественно данной процедуре; предполагает работы по реабилитации загрязненной территории и приведению ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, которые проводятся в соответствии с проектами (программами) рекультивации.
    • рекультивация, а соответственно и расходы на ее осуществление, могут быть признаны произведенными только при наличии утвержденных в установленном порядке проектов рекультивации земель, то есть при ее осуществлении в соответствии с требованиями действующего законодательства [аналогичная позиция в делах А41-60324/2022А41-30393/2021А41-69167/2020А41-18635/2017]
    • восстановление нарушенного состояния земель, устранение последствий нарушения природоохранного законодательства и возмещение причиненного вреда в результате этого нарушения являются самостоятельными действиями, которые прямо предусмотрены законодательством. 

    Доказательств разработки проекта рекультивации загрязненного земельного участка, согласованного с соответствующим органом по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды с определением обоснованности, необходимости и разумности данных мероприятий, ООО "Ф.." в материалы дела не представлено [см также Постановление АС Северо-Кавказского округа от 18.11.2021 N Ф08-10081/2021 по делу N А22-1471/2020

    Цитата: «Восстановительный проект не может быть произвольным, разработанным и выполненным причинителем вреда без согласования с соответствующим органом по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды с определением обоснованности, необходимости и разумности данных мероприятий»

    • Работы по очистке земельного участка от строительного мусора и сваленного грунта, на которые ссылается ответчик, не относятся к мероприятиям по рекультивации земель по смыслу Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 №140*. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

    *постановление 140 утратило силу 19.07.2018 в связи с изданием постановление Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель"); (в настоящее время ППР.800 действует ред. от 07.03.2019)

    • Действующее законодательство не предусматривает оснований для зачета понесенных нарушителем затрат по ликвидации последствий в сумму ущерба, поскольку такая сумма в силу закона определяется самостоятельно по факту затрат именно на восстановление нарушенного состояния, а не непосредственно на ликвидацию последствий нанесенного вреда, либо по установленным законом таксам и методикам исчисления размера вреда.

    Согласно ППР-800: ППР.800:

    "рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

    Рекультивация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

    Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий. 

    Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

     

    19.10.2023, 08:07

    Ликвидация не равно рекультивация

    /upl/20839d0c-d05d-4349-969f-e58b499e656d.jpg

    Вместе с телеграмм-каналом Legal Ecology_экология решили вникнуть, чем отличается ликвидация (последствий загрязнения окружающей среды)  от рекультивации и, главное, чем это грозит.

    «Восстановление нарушенного состояния окружающей среды осуществляется после выполнения мероприятий по ликвидации и не тождественно данной процедуре» - именно так суды мотивируют отказ в зачете понесенных затрат на ликвидацию при расчете вреда окружающей среде.

    Возьмем конкретный пример: дело № А41-8252/2021

    суть дела:

    • в рамках административного расследования осмотра земельного участка [с кадастровым номером], принадлежащего на праве собственности ООО "Ф…", установлен факт размещения на территории данного земельного участка на открытом грунте отходов производства и потребления, представленных грунтами и строительными отходами
    • согласно протоколам (КХА) количественного химического анализа отходы состоят из древесины, кирпича, бетона, стекла, полимерных материалов, металлов, которые относятся к 5 классу опасности
    • ООО "Ф.." признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 КоАП с назначением наказания в виде штрафа в сумме 450 000 руб.
    • ООО "Ф…" выдано предписание: привести в надлежащее состояние, пригодное для дальнейшего использования в соответствии с целевым назначением
    • по истечении срока на добровольное исполнение претензии, предъявлен иск о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде в сумме 3 495 780 руб. 64 коп

    Сначала суд отклонил указанные требование истца.

    Однако истец пошел дальше, и решение Арбитражного суда Московской области от 03.03.2023 по делу № А41-8252/2021 придало дело совсем другой оборот. 

    1. Суд отклонил доводы Ответчика (ООО «Ф...») о недоказанности истцом ухудшения качества земель, как несостоятельные и не имеющие правового значения, поскольку само по себе нахождение мусора на почвенном покрове является достаточным основанием для взыскания вреда.

    2. Что касается понесенных Ответчиком затрат…

    ООО «Ф..» представило суду доказательства того, что организовало сбор и утилизацию отходов строительства и грунтов, отнесенных к 5-му классу опасности:

    • договор об оказании услуг по очистке участков от строительного мусора и сваленного грунта;
    • двусторонний акт приемки-передачи услуг по этому договору.

    В соответствии с актом выполненных работ к договору общая стоимость работ составила 3 780 000 руб. Договор исполнен полностью, стороны претензий не имеют.

    Позиция суда:

    «указанные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения общества от ответственности в виде возмещения вреда».

    • Восстановление нарушенного состояния окружающей среды осуществляется после выполнения мероприятий по ликвидации последствий загрязнения окружающей среды и не тождественно данной процедуре; предполагает работы по реабилитации загрязненной территории и приведению ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, которые проводятся в соответствии с проектами (программами) рекультивации.
    • рекультивация, а соответственно и расходы на ее осуществление, могут быть признаны произведенными только при наличии утвержденных в установленном порядке проектов рекультивации земель, то есть при ее осуществлении в соответствии с требованиями действующего законодательства [аналогичная позиция в делах А41-60324/2022А41-30393/2021А41-69167/2020А41-18635/2017]
    • восстановление нарушенного состояния земель, устранение последствий нарушения природоохранного законодательства и возмещение причиненного вреда в результате этого нарушения являются самостоятельными действиями, которые прямо предусмотрены законодательством. 

    Доказательств разработки проекта рекультивации загрязненного земельного участка, согласованного с соответствующим органом по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды с определением обоснованности, необходимости и разумности данных мероприятий, ООО "Ф.." в материалы дела не представлено [см также Постановление АС Северо-Кавказского округа от 18.11.2021 N Ф08-10081/2021 по делу N А22-1471/2020

    Цитата: «Восстановительный проект не может быть произвольным, разработанным и выполненным причинителем вреда без согласования с соответствующим органом по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды с определением обоснованности, необходимости и разумности данных мероприятий»

    • Работы по очистке земельного участка от строительного мусора и сваленного грунта, на которые ссылается ответчик, не относятся к мероприятиям по рекультивации земель по смыслу Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 №140*. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

    *постановление 140 утратило силу 19.07.2018 в связи с изданием постановление Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель"); (в настоящее время ППР.800 действует ред. от 07.03.2019)

    • Действующее законодательство не предусматривает оснований для зачета понесенных нарушителем затрат по ликвидации последствий в сумму ущерба, поскольку такая сумма в силу закона определяется самостоятельно по факту затрат именно на восстановление нарушенного состояния, а не непосредственно на ликвидацию последствий нанесенного вреда, либо по установленным законом таксам и методикам исчисления размера вреда.

    Согласно ППР-800: ППР.800:

    "рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

    Рекультивация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

    Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий. 

    Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

     

    19.10.2023, 08:07
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам