Плата за выбросы в атмосферный воздух: коэффициент 25 или 100?

    /upl/photo_2023-05-18_23-54-10.jpg
    (Обзор постановления 6 кас суда общей юрисдикции от 23.03.2023)May 18, 2023
     
    Прежде чем вместе с телеграмм-каналом Legal Ecology_экология приступить к обзору постановления Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2023 по делу  № 16-1686/2023, обрисуем ситуацию, имеющую место  на правовом поле:
     
    Статья 8.41 КоАП: невнесение в установленные сроки платы за НВОС - административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (+ за штрафом последует требование о довнесении в бюджет)

     

     Плата за НВОС (ст. 16.3 закона 7-ФЗ)

    • исчисляется лицом, обязанными носить платы
    • исчисляется самостоятельно 
    • исчисляется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, … с применением коэффициентов, установленных названной статьей, и суммирования полученных величин.

    в общем если что, все претензии «к себе»????

     

    Правила исчисления и взимания платы за НВОС –ППР.225 от 03.03.2017

    исчисление платы (при выбросах объектами 1 категории) по Правилам подчиняется формулам, указанным в пунктах 17 (в пределах (равных или менее) нормативов) и 21 (при превышении нормативов)  (формула в п. 17) 

    • для расчета платы в пределах (равных или менее) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ либо в соответствии с декларацией о ВОС, либо в соответствии с отчетом об организации и о результатах осуществления ПЭК для объектов III категории (формула в п. 21)
    • для расчеты платы при превышении установленных комплексным экологическим разрешением выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ для объектов I категории, при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о ВОС для объектов II категории, при превышении объема или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ над указанными в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК для объектов III категории (формула в п. 21(1))
    • при отсутствии комплексных экологических разрешений (КЭР), выданных в установленном порядке, непредставлении лицами, осуществляющими хоз. деятельность на объектах II категории, декларации о ВОС, при непредставлении лицами, осуществляющими хоз деятельность на объектах III категории, отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК плата за выбросы загрязняющих веществ согласно ч.5 ст. 16.3 закона 7-ФЗ в целях стимулирования хоз субъектов к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы применяются повышающие коэффициенты (есть 25, а есть и 100).

     

    Суть дела

    Общество (поставленное на учет как объект 1 категории)

    • в период с 1 января 2020 года по 26 февраля 2020 года осуществляло деятельность на объекте НВОС без специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
    • в декларации о плате за НВОС за 2020 год (представленной 9 марта 2021 года) юридическим лицом при расчете суммы платы за выбросы от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ для всех источников выбросов принят коэффициент, равный 25.
    • воспользовалось формулой из п.21(1), которая применяется при отсутствии комплексных экологических разрешений

     

    В результате

    Общество было привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП потому, что оно при расчете платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками НЕ применило повышающий коэффициент 100, который согласно абзацу восьмому пункта 5 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды установлен за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу.

     

    Суд обратил внимание на следующее:?

    • Согласно пункту 5 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды плата за НВОС по выбросам в пределах норматива рассчитывается в обычном порядке без повышающих коэффициентов Кпр и Кср (пункт 17 Правил № 255).
    • А плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие (т.е. с коэффициентом 100)
    • Для объектов I и II категорий в случае отсутствия КЭР, непредставления Декларации, согласно пункту 5 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды и примечанию по заполнению Формы применяется коэффициент Кпр, равный 100. 
    • Стимулирующий коэффициент Кпр, равный 100, применяется за факт отсутствия для объектов I категории КЭР безотносительно наличия (отсутствия) вины хозяйствующего субъекта и иных обстоятельств, препятствующих его получению, когда срок действия старой разрешительной документации истек (письмо Минприроды России от 17 марта 2021 года №1950/3222-ОГ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»).
    • Таким образом, при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду коэффициент 100 будет применяться в случае превышения установленных объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в отсутствие действующей разрешительной документации.

    Суды пришли к выводу (и 6-ой кассационный суд согласился с ними) что Общество, применив при расчете суммы платы за выбросы от стационарных применило коэффициент, равный 25, тем самым не в полном объёме внесло плату за НВОС

    Поскольку в период с 1 января по 26 февраля 2020 года общество осуществляло деятельность на ОНВОС без специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (то есть в отсутствие действующей разрешительной документации), при расчете платы за 2020 год применяются коэффициенты Кпр и Кср как при расчете платы за сверхнормативные выбросы без временно разрешенных выбросов.

     

    Суды, не соглашаясь с позицией Общества, которое апеллировало к пункту 21 (1) Правил, утв. ППР.225, указали:

    • пункт 21(1) Правил распространяется на случаи, когда лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, не получили КЭР и не предоставили декларацию о воздействии на окружающую среду.
    • плата за НВОС в отсутствие разрешительной документации вносится как за сверхлимитное воздействие, для объектов I категории применятся Кпр равный 100 (письмо Минприроды России от 17 марта 2021 года).
    31.05.2023, 15:20

    Плата за выбросы в атмосферный воздух: коэффициент 25 или 100?

    /upl/photo_2023-05-18_23-54-10.jpg
    (Обзор постановления 6 кас суда общей юрисдикции от 23.03.2023)May 18, 2023
     
    Прежде чем вместе с телеграмм-каналом Legal Ecology_экология приступить к обзору постановления Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2023 по делу  № 16-1686/2023, обрисуем ситуацию, имеющую место  на правовом поле:
     
    Статья 8.41 КоАП: невнесение в установленные сроки платы за НВОС - административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (+ за штрафом последует требование о довнесении в бюджет)

     

     Плата за НВОС (ст. 16.3 закона 7-ФЗ)

    • исчисляется лицом, обязанными носить платы
    • исчисляется самостоятельно 
    • исчисляется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, … с применением коэффициентов, установленных названной статьей, и суммирования полученных величин.

    в общем если что, все претензии «к себе»????

     

    Правила исчисления и взимания платы за НВОС –ППР.225 от 03.03.2017

    исчисление платы (при выбросах объектами 1 категории) по Правилам подчиняется формулам, указанным в пунктах 17 (в пределах (равных или менее) нормативов) и 21 (при превышении нормативов)  (формула в п. 17) 

    • для расчета платы в пределах (равных или менее) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ либо в соответствии с декларацией о ВОС, либо в соответствии с отчетом об организации и о результатах осуществления ПЭК для объектов III категории (формула в п. 21)
    • для расчеты платы при превышении установленных комплексным экологическим разрешением выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ для объектов I категории, при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о ВОС для объектов II категории, при превышении объема или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ над указанными в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК для объектов III категории (формула в п. 21(1))
    • при отсутствии комплексных экологических разрешений (КЭР), выданных в установленном порядке, непредставлении лицами, осуществляющими хоз. деятельность на объектах II категории, декларации о ВОС, при непредставлении лицами, осуществляющими хоз деятельность на объектах III категории, отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК плата за выбросы загрязняющих веществ согласно ч.5 ст. 16.3 закона 7-ФЗ в целях стимулирования хоз субъектов к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы применяются повышающие коэффициенты (есть 25, а есть и 100).

     

    Суть дела

    Общество (поставленное на учет как объект 1 категории)

    • в период с 1 января 2020 года по 26 февраля 2020 года осуществляло деятельность на объекте НВОС без специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
    • в декларации о плате за НВОС за 2020 год (представленной 9 марта 2021 года) юридическим лицом при расчете суммы платы за выбросы от стационарных источников выбросов загрязняющих веществ для всех источников выбросов принят коэффициент, равный 25.
    • воспользовалось формулой из п.21(1), которая применяется при отсутствии комплексных экологических разрешений

     

    В результате

    Общество было привлечено к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП потому, что оно при расчете платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками НЕ применило повышающий коэффициент 100, который согласно абзацу восьмому пункта 5 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды установлен за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу.

     

    Суд обратил внимание на следующее:?

    • Согласно пункту 5 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды плата за НВОС по выбросам в пределах норматива рассчитывается в обычном порядке без повышающих коэффициентов Кпр и Кср (пункт 17 Правил № 255).
    • А плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется как за сверхлимитное воздействие (т.е. с коэффициентом 100)
    • Для объектов I и II категорий в случае отсутствия КЭР, непредставления Декларации, согласно пункту 5 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды и примечанию по заполнению Формы применяется коэффициент Кпр, равный 100. 
    • Стимулирующий коэффициент Кпр, равный 100, применяется за факт отсутствия для объектов I категории КЭР безотносительно наличия (отсутствия) вины хозяйствующего субъекта и иных обстоятельств, препятствующих его получению, когда срок действия старой разрешительной документации истек (письмо Минприроды России от 17 марта 2021 года №1950/3222-ОГ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»).
    • Таким образом, при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду коэффициент 100 будет применяться в случае превышения установленных объема или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в отсутствие действующей разрешительной документации.

    Суды пришли к выводу (и 6-ой кассационный суд согласился с ними) что Общество, применив при расчете суммы платы за выбросы от стационарных применило коэффициент, равный 25, тем самым не в полном объёме внесло плату за НВОС

    Поскольку в период с 1 января по 26 февраля 2020 года общество осуществляло деятельность на ОНВОС без специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (то есть в отсутствие действующей разрешительной документации), при расчете платы за 2020 год применяются коэффициенты Кпр и Кср как при расчете платы за сверхнормативные выбросы без временно разрешенных выбросов.

     

    Суды, не соглашаясь с позицией Общества, которое апеллировало к пункту 21 (1) Правил, утв. ППР.225, указали:

    • пункт 21(1) Правил распространяется на случаи, когда лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, не получили КЭР и не предоставили декларацию о воздействии на окружающую среду.
    • плата за НВОС в отсутствие разрешительной документации вносится как за сверхлимитное воздействие, для объектов I категории применятся Кпр равный 100 (письмо Минприроды России от 17 марта 2021 года).
    31.05.2023, 15:20
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам