Возникает ли конфликт интересов в случае использования собственной аккредитованной лаборатории? Как его устранить?

    До 2017 года предприятие (2 категория НВОС) использовало для проведения измерений на источниках выбросов, границе СЗЗ и жилой зоне и качества сточной воды собственную аттестованную лабораторию. При проверке предприятия в 2017 году РПН выявил нарушение, что производственный экологический контроль проводился с нарушением требований законодательства, а именно: для выполнения измерений использовалась аттестованная лаборатория. В связи с этим предприятие стало выполнять все измерения с привлечением аккредитованной лаборатории. Наше предприятие также рассматривает вопрос по созданию собственной аккредитованной лаборатории. Предварительно проработав вопрос с аккредитованными лабораториями, оказывающими услуги для различных организаций, натолкнулись на неоднозначность ответов: разные лаборатории утверждают, что предприятие может создать и аккредитовать собственную лабораторию и использовать ее для производственного экологического контроля и что не может, так как нарушаются критерии аккредитации – возникает конфликт интересов.

    Правильно ли мы понимаем требования указанных пунктов, что работники лаборатории должны исключить влияние руководителя юрлица, в состав которого входит лаборатория? Если это так, каким образом можно это сделать?

    На вопрос отвечает Н.В. Королева, юрист ООО «Дельфи».

    Конфликт интересов

    Минтрудом России были разработаны и утверждены "Меры по предупреждению коррупции в организациях" (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://rosmintrud.ru/ по состоянию на 19.09.2019), согласно которым одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции в организации является выявление и урегулирование конфликта интересов. Основной задачей деятельности организации по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является ограничение влияния личной заинтересованности работников на реализуемые ими трудовые функции, принимаемые деловые решения. Объектом регулирования в данном случае является ситуация, при которой работник получает возможность использовать предоставленные ему организацией полномочия и ресурсы не для выполнения своих трудовых обязанностей и способствования достижению целей организации (в вашем случае, целей подразделения организации - лаборатории), а для получения непредусмотренной выгоды для себя или для лиц, связанных с ним родственными, имущественными или иными отношениями (в вашем случае, выгоды для предприятия и отдельно взятых его должностных лиц).

    При этом следует понимать, что сам по себе конфликт интересов не является правонарушением и тем более не тождественен коррупции: даже при наличии возможности реализовать свой личный интерес работник может отказаться от возможной выгоды и продолжить исполнять свои обязанности должным образом. Тем не менее, поскольку конфликты интересов легко могут перерасти в коррупционные правонарушения, организациям рекомендуется принимать меры по выявлению и урегулированию таких ситуаций.

    При внедрении в организациях механизмов регулирования конфликта интересов следует учитывать, что в настоящее время в законодательстве закреплены различные определения понятия конфликт интересов и процедуры его урегулирования.

    Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" дано следующее определение понятия "конфликт интересов" - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

    Одновременно частью 2 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрено определение понятию "личная заинтересованность" - возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 рассматриваемой статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 рассматриваемой статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

    При этом, организации, не являющиеся государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями, государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, не обязаны при разработке соответствующих регулятивных мер основываться на определении "конфликта интересов", закрепленном в Федеральном законе "О противодействии коррупции". Вместе с тем рекомендуется, чтобы вводимые организациями определения понятия "конфликт интересов" не противоречили общим подходам, заложенным в соответствующих определениях Федерального закона "О противодействии коррупции". Отдельным категориям организаций следует также руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими сферу, в которой организация осуществляет свою деятельность, и содержащими соответствующие понятия и их определение и (или) описание.

    Что необходимо сделать

    Вне зависимости от выбранного подхода к определению понятия "конфликт интересов" организации рекомендуется разработать перечень типовых ситуаций конфликта интересов с учетом специфики деятельности данной организации. Это необходимо, чтобы сформировать у работников понимание того, как определение "конфликта интересов" соотносится с их повседневной трудовой деятельностью.

    При определении наличия или отсутствия конфликта интересов учитывать одновременное наличие следующих обстоятельств:

    1) наличие личной заинтересованности;

    2) фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности;

    3) наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий. <3>

    <3> При квалификации ситуации в качестве ситуации конфликта интересов организации могут руководствоваться Методическими рекомендации по вопросам привлечения к юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов размещены на официальном сайте Минтруда России и доступны для ознакомления и скачивания по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/15. Вместе с тем следует учитывать, что при подготовке указанных материалов принимались во внимание институционально-правовой статус отдельных категорий лиц.

    Ключевые элементы

    При выстраивании системы регулирования конфликта интересов следует помнить, что этот процесс требует участия как работодателя, так и работников. Ключевыми элементами такой системы являются предупреждение, выявление и урегулирование конфликта интересов.

    1) Предупреждение конфликта интересов предусматривает:

    - проработанную систему антикоррупционных мер, затрудняющих попадание работника в ситуацию конфликта интересов (например, установление особенностей получения указаний от лиц, заинтересованных в расположении работника в связи с его трудовыми обязанностями);

    - внедрение проверочных процедур при принятии кадровых решений и при распределении обязанностей на предмет возможности возникновения конфликта интересов;

    2) Выявление конфликта интересов может включать:

    - декларирование работником наличия у него определенных (личных) интересов; такое декларирование может осуществляться при приеме на работу и в дальнейшем на регулярной основе (например, ежегодно) и (или) ситуативно (непосредственно в случае возникновения определенных ситуаций);

    - самостоятельное выявление ситуаций конфликта интересов подразделением (работниками), ответственным за предупреждение коррупции в организации, путем сопоставления информации, предоставляемой работником, со сведениями, содержащимися в различных государственных и коммерческих базах данных.

    Обязательное самостоятельное декларирование интересов работниками имеет фундаментальное значение с точки зрения выявления конфликта интересов. Рекомендуется уделить пристальное внимание разработке формы деклараций и порядка их рассмотрения. <4>

    <4> Типовые формы для регулярного и ситуативного декларирования размещены на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015.

    При этом следует учитывать, что декларирование интересов является достаточно обременительной процедурой как для работников, так и для работодателя. В этой связи при принятии решения о том, кому из работников целесообразно декларировать интересы и насколько детальной будет форма декларации, рекомендуется оценить реальные возможности организации и ответственных за антикоррупционную деятельность сотрудников по сбору и обработке деклараций. Так, целесообразным может быть распространение декларирования не на всех работников организации, а только на определенный круг лиц, в перечень которых, прежде всего, должны быть включены работники, чьи должности связаны с повышенными коррупционными рисками. Возможным также является использование разных форм деклараций для разных категорий работников, отличающихся по объему и степени детализированности предоставляемой информации. Еще одним вариантом может стать распространение на работников организации ситуативного декларирования, а на работников, чьи должности связаны с повышенными коррупционными рисками, - еще и регулярного декларирования.

    3) Урегулирование конфликта интересов может осуществляться различными способами, например, посредством:

    - усиления контроля за исполнением работником трудовых обязанностей, при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов;

    - отстранения работника от совершения действий (принятия решений) в отношении юридического или физического лица, с которым связан его личный интерес;

    - ограничения доступа работника к информации, владение которой может привести к конфликту интересов;

    - перевода работника на другую работу как внутри структурного подразделения, так и в другое подразделение организации;

    - предложения работнику отказаться от полученной или предполагаемой к получению выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

    При этом необходимо учитывать, что эффективное урегулирование конфликта интересов требует детального анализа каждой конкретной ситуации с тем, чтобы определить наиболее релевантные меры по недопущению совершения работником коррупционного правонарушения. В отдельных случаях, особенно в крупных предприятиях, целесообразно предусмотреть возможность обсуждения ситуаций конфликта интересов с участием специализированного коллегиального совещательного органа (например, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов).

    Одним из возможных способов предотвращения конфликта интересов среди работников микропредприятий, малых и средних предприятий является коллегиальное принятие решений. Такой подход обусловлен, в первую очередь, структурными особенностями таких организаций. Так, в указанных ситуациях целесообразно предусмотреть, что в случае возникновения ситуации конфликта интересов, работнику организации необходимо обратиться к уполномоченному должностному лицу (например, заместителю руководителя организации), которое наделено правом принимать окончательное решение по такому вопросу.

    Положение о регулировании конфликта интересов

    При выстраивании в организации системы мер по предотвращению, выявлению и урегулированию конфликта интересов рекомендуется разработать отдельное положение о регулировании конфликта интересов и утвердить его либо в качестве приложения к антикоррупционной политике организации, либо в качестве отдельного локального нормативного акта.

    В такое положение могут включаться:

    1) цели и задачи принятия положения;

    2) круг лиц, попадающих под его действие;

    3) основные используемые понятия и определения (в том числе понятия "личная заинтересованность", "конфликт интересов", "связанные лица" и иные);

    4) принципы раскрытия и урегулирования конфликта интересов в организации;

    5) действия работников в связи с предупреждением, раскрытием и урегулированием конфликта интересов и порядок их осуществления;

    6) порядок раскрытия конфликта интересов (декларирования);

    7) порядок рассмотрения деклараций и урегулирования конфликта интересов;

    8) меры ответственности.

    Все процедуры, предусматриваемые положением о регулировании конфликта интересов, должны быть тщательно проработаны с учетом особенностей управленческих процессов в конкретной организации.

    Вопросы, связанные с объемом и содержанием представляемых сведений, также должны быть четко прописаны в соответствующем локальном нормативном акте организации (с которым также необходимо ознакомить соответствующих работников).

    Действия работников в связи с предупреждением, раскрытием и урегулированием конфликта интересов и порядок их осуществления

    В положении о конфликте интересов рекомендуется закрепить, например, следующие действия работников в связи с предупреждением, раскрытием и урегулированием конфликта интересов и порядок их осуществления:

    - при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами организации - без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;

    - избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;

    - раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов;

    - содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.

    14.02.2023, 17:08

    Возникает ли конфликт интересов в случае использования собственной аккредитованной лаборатории? Как его устранить?

    До 2017 года предприятие (2 категория НВОС) использовало для проведения измерений на источниках выбросов, границе СЗЗ и жилой зоне и качества сточной воды собственную аттестованную лабораторию. При проверке предприятия в 2017 году РПН выявил нарушение, что производственный экологический контроль проводился с нарушением требований законодательства, а именно: для выполнения измерений использовалась аттестованная лаборатория. В связи с этим предприятие стало выполнять все измерения с привлечением аккредитованной лаборатории. Наше предприятие также рассматривает вопрос по созданию собственной аккредитованной лаборатории. Предварительно проработав вопрос с аккредитованными лабораториями, оказывающими услуги для различных организаций, натолкнулись на неоднозначность ответов: разные лаборатории утверждают, что предприятие может создать и аккредитовать собственную лабораторию и использовать ее для производственного экологического контроля и что не может, так как нарушаются критерии аккредитации – возникает конфликт интересов.

    Правильно ли мы понимаем требования указанных пунктов, что работники лаборатории должны исключить влияние руководителя юрлица, в состав которого входит лаборатория? Если это так, каким образом можно это сделать?

    На вопрос отвечает Н.В. Королева, юрист ООО «Дельфи».

    Конфликт интересов

    Минтрудом России были разработаны и утверждены "Меры по предупреждению коррупции в организациях" (текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте https://rosmintrud.ru/ по состоянию на 19.09.2019), согласно которым одним из важнейших инструментов предупреждения коррупции в организации является выявление и урегулирование конфликта интересов. Основной задачей деятельности организации по предотвращению и урегулированию конфликта интересов является ограничение влияния личной заинтересованности работников на реализуемые ими трудовые функции, принимаемые деловые решения. Объектом регулирования в данном случае является ситуация, при которой работник получает возможность использовать предоставленные ему организацией полномочия и ресурсы не для выполнения своих трудовых обязанностей и способствования достижению целей организации (в вашем случае, целей подразделения организации - лаборатории), а для получения непредусмотренной выгоды для себя или для лиц, связанных с ним родственными, имущественными или иными отношениями (в вашем случае, выгоды для предприятия и отдельно взятых его должностных лиц).

    При этом следует понимать, что сам по себе конфликт интересов не является правонарушением и тем более не тождественен коррупции: даже при наличии возможности реализовать свой личный интерес работник может отказаться от возможной выгоды и продолжить исполнять свои обязанности должным образом. Тем не менее, поскольку конфликты интересов легко могут перерасти в коррупционные правонарушения, организациям рекомендуется принимать меры по выявлению и урегулированию таких ситуаций.

    При внедрении в организациях механизмов регулирования конфликта интересов следует учитывать, что в настоящее время в законодательстве закреплены различные определения понятия конфликт интересов и процедуры его урегулирования.

    Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" дано следующее определение понятия "конфликт интересов" - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

    Одновременно частью 2 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" предусмотрено определение понятию "личная заинтересованность" - возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 рассматриваемой статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 рассматриваемой статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

    При этом, организации, не являющиеся государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями, государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, не обязаны при разработке соответствующих регулятивных мер основываться на определении "конфликта интересов", закрепленном в Федеральном законе "О противодействии коррупции". Вместе с тем рекомендуется, чтобы вводимые организациями определения понятия "конфликт интересов" не противоречили общим подходам, заложенным в соответствующих определениях Федерального закона "О противодействии коррупции". Отдельным категориям организаций следует также руководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими сферу, в которой организация осуществляет свою деятельность, и содержащими соответствующие понятия и их определение и (или) описание.

    Что необходимо сделать

    Вне зависимости от выбранного подхода к определению понятия "конфликт интересов" организации рекомендуется разработать перечень типовых ситуаций конфликта интересов с учетом специфики деятельности данной организации. Это необходимо, чтобы сформировать у работников понимание того, как определение "конфликта интересов" соотносится с их повседневной трудовой деятельностью.

    При определении наличия или отсутствия конфликта интересов учитывать одновременное наличие следующих обстоятельств:

    1) наличие личной заинтересованности;

    2) фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности;

    3) наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий. <3>

    <3> При квалификации ситуации в качестве ситуации конфликта интересов организации могут руководствоваться Методическими рекомендации по вопросам привлечения к юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов размещены на официальном сайте Минтруда России и доступны для ознакомления и скачивания по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/15. Вместе с тем следует учитывать, что при подготовке указанных материалов принимались во внимание институционально-правовой статус отдельных категорий лиц.

    Ключевые элементы

    При выстраивании системы регулирования конфликта интересов следует помнить, что этот процесс требует участия как работодателя, так и работников. Ключевыми элементами такой системы являются предупреждение, выявление и урегулирование конфликта интересов.

    1) Предупреждение конфликта интересов предусматривает:

    - проработанную систему антикоррупционных мер, затрудняющих попадание работника в ситуацию конфликта интересов (например, установление особенностей получения указаний от лиц, заинтересованных в расположении работника в связи с его трудовыми обязанностями);

    - внедрение проверочных процедур при принятии кадровых решений и при распределении обязанностей на предмет возможности возникновения конфликта интересов;

    2) Выявление конфликта интересов может включать:

    - декларирование работником наличия у него определенных (личных) интересов; такое декларирование может осуществляться при приеме на работу и в дальнейшем на регулярной основе (например, ежегодно) и (или) ситуативно (непосредственно в случае возникновения определенных ситуаций);

    - самостоятельное выявление ситуаций конфликта интересов подразделением (работниками), ответственным за предупреждение коррупции в организации, путем сопоставления информации, предоставляемой работником, со сведениями, содержащимися в различных государственных и коммерческих базах данных.

    Обязательное самостоятельное декларирование интересов работниками имеет фундаментальное значение с точки зрения выявления конфликта интересов. Рекомендуется уделить пристальное внимание разработке формы деклараций и порядка их рассмотрения. <4>

    <4> Типовые формы для регулярного и ситуативного декларирования размещены на официальном сайте Минтруда России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015.

    При этом следует учитывать, что декларирование интересов является достаточно обременительной процедурой как для работников, так и для работодателя. В этой связи при принятии решения о том, кому из работников целесообразно декларировать интересы и насколько детальной будет форма декларации, рекомендуется оценить реальные возможности организации и ответственных за антикоррупционную деятельность сотрудников по сбору и обработке деклараций. Так, целесообразным может быть распространение декларирования не на всех работников организации, а только на определенный круг лиц, в перечень которых, прежде всего, должны быть включены работники, чьи должности связаны с повышенными коррупционными рисками. Возможным также является использование разных форм деклараций для разных категорий работников, отличающихся по объему и степени детализированности предоставляемой информации. Еще одним вариантом может стать распространение на работников организации ситуативного декларирования, а на работников, чьи должности связаны с повышенными коррупционными рисками, - еще и регулярного декларирования.

    3) Урегулирование конфликта интересов может осуществляться различными способами, например, посредством:

    - усиления контроля за исполнением работником трудовых обязанностей, при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов;

    - отстранения работника от совершения действий (принятия решений) в отношении юридического или физического лица, с которым связан его личный интерес;

    - ограничения доступа работника к информации, владение которой может привести к конфликту интересов;

    - перевода работника на другую работу как внутри структурного подразделения, так и в другое подразделение организации;

    - предложения работнику отказаться от полученной или предполагаемой к получению выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

    При этом необходимо учитывать, что эффективное урегулирование конфликта интересов требует детального анализа каждой конкретной ситуации с тем, чтобы определить наиболее релевантные меры по недопущению совершения работником коррупционного правонарушения. В отдельных случаях, особенно в крупных предприятиях, целесообразно предусмотреть возможность обсуждения ситуаций конфликта интересов с участием специализированного коллегиального совещательного органа (например, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов).

    Одним из возможных способов предотвращения конфликта интересов среди работников микропредприятий, малых и средних предприятий является коллегиальное принятие решений. Такой подход обусловлен, в первую очередь, структурными особенностями таких организаций. Так, в указанных ситуациях целесообразно предусмотреть, что в случае возникновения ситуации конфликта интересов, работнику организации необходимо обратиться к уполномоченному должностному лицу (например, заместителю руководителя организации), которое наделено правом принимать окончательное решение по такому вопросу.

    Положение о регулировании конфликта интересов

    При выстраивании в организации системы мер по предотвращению, выявлению и урегулированию конфликта интересов рекомендуется разработать отдельное положение о регулировании конфликта интересов и утвердить его либо в качестве приложения к антикоррупционной политике организации, либо в качестве отдельного локального нормативного акта.

    В такое положение могут включаться:

    1) цели и задачи принятия положения;

    2) круг лиц, попадающих под его действие;

    3) основные используемые понятия и определения (в том числе понятия "личная заинтересованность", "конфликт интересов", "связанные лица" и иные);

    4) принципы раскрытия и урегулирования конфликта интересов в организации;

    5) действия работников в связи с предупреждением, раскрытием и урегулированием конфликта интересов и порядок их осуществления;

    6) порядок раскрытия конфликта интересов (декларирования);

    7) порядок рассмотрения деклараций и урегулирования конфликта интересов;

    8) меры ответственности.

    Все процедуры, предусматриваемые положением о регулировании конфликта интересов, должны быть тщательно проработаны с учетом особенностей управленческих процессов в конкретной организации.

    Вопросы, связанные с объемом и содержанием представляемых сведений, также должны быть четко прописаны в соответствующем локальном нормативном акте организации (с которым также необходимо ознакомить соответствующих работников).

    Действия работников в связи с предупреждением, раскрытием и урегулированием конфликта интересов и порядок их осуществления

    В положении о конфликте интересов рекомендуется закрепить, например, следующие действия работников в связи с предупреждением, раскрытием и урегулированием конфликта интересов и порядок их осуществления:

    - при принятии решений по деловым вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами организации - без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей;

    - избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;

    - раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов;

    - содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.

    14.02.2023, 17:08
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам