Как заполнять форму «Сведения об обращении с медицинскими отходами», утв. Приказом Росстата от 30.12.2022 № 993?
Прокомментируйте новую форму по медицинским отходам, утв. Приказом Росстата от 30.12.2022 № 993 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека федерального статистического наблюдения за обращением с медицинскими отходами».
Неясно, каким образом достоверно заполнить эту форму, т.к. в очередной раз «смешали в кучу» медотходы класса «А» и ТКО (отсылка на Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 № 505). А в свете последних разъяснений Роспотребнадзора «смешали в кучу» еще и класс «Г» и ртутные лампы 1 класса.
Например, на объекте, оказывающем НВОС, есть медпункт (фельдшерский пункт). В нем образуются медицинские отходы классов «А» и «Г». Они же промотходы - ТКО и ртутные лампы соответственно. Все отходы (и медицинские, и промышленные) вывозятся по одному договору с регоператором и другому договору с ФЭО соответственно.
Получается, что количество медотходов (классов «А» и «Г») и количество промотходов (ТКО и ртутные лампы) должно быть продублировано и в отчете по форме № 2-ТП (отходы), и в № 2-Медотходы, и цифры должны «биться» в двух отчетах?
На вопрос отвечает генеральный директор ООО «Дельфи» Н.С. Беляева:
Первичные статистические данные (далее - данные) по форме федерального статистического наблюдения № 2-Медотходы "Сведения об обращении с медицинскими отходами", утв. Приказом Росстата от 30.12.2022 № 993 в территориальные органы Роспотребнадзора в субъекте Российской Федерации предоставляют юридические лица, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с медицинскими отходами, образующимися в процессе осуществления:
- медицинской деятельности и фармацевтической деятельности,
- деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий,
- деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях,
- а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов
независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности (организации, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральному медико-биологическому агентству, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации, Управлению делами Президента Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации).
Форму не представляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых в отчетном году в образованных медицинских отходах присутствуют только отходы класса А массой менее 100 кг в год.
В соответствии с абз. 2 п. 4 раздела II Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения все показатели, характеризующие массу отходов, отражаются в отчете по массе отхода в тоннах и округляются: с точностью до одного знака после запятой - для отходов классов "А", "Б", "В"; с точностью до трех знаков после запятой (то есть с точностью до килограмма) - для отходов классов "Г" и "Д". При заполнении формы в части количественных характеристик для перевода объемных величин в количественные (масса, тонны) респонденты руководствуются в том числе Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505.
Таким образом, ссылка на Правила коммерческого учета № 505 не связана с идентификацией медицинских отходов класса А в качестве твердых коммунальных отходов, а является лишь нормой, которой можно руководствоваться для перевода объемных величин в количественные (кг, тн). Так, п. 4 Правил коммерческого учета №505 установлено, что в целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов определяется средняя плотность твердых коммунальных отходов, рассчитываемая как отношение объема твердых коммунальных отходов, принятых от собственников твердых коммунальных отходов (без учета твердых коммунальных отходов, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных - как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе (далее - средняя плотность твердых коммунальных отходов).
Классификация медицинских отходов с характеристикой их морфологического состава представлена в разделе II СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", из которого следует, что медицинские отходы класса Г являются токсичными отходами I - IV классов опасности.
Отходы класса Г в соответствии с п. 205 СанПиН 2.1.3684-21 транспортируются, обезвреживаются и захораниваются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
Письмо с разъяснениями, о котором идет речь в вопросе вероятно является ответ Росприроднадзора от 19.12.2022 № ТК-10-01-34/44606 на вопрос о необходимости наличия у организаций, осуществляющих деятельность с медицинскими отходами класса "Г" лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности. В нем также речь не идет об уравнивании медицинских отходов класса Г и отходов I-II классов опасности (ОПВК), наоборот, Росприроднадзор разграничивает зоны ответственности между службой по надзору в сфере природопользования и Роспотребнадзором, как службой по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, указывая, что нормативно-правовое регулирование деятельности по обращению с медицинскими отходами не входит в компетенцию Росприроднадзора, равно как и Роспотребнадзор не вправе вмешиваться в нормативно-правовое регулирование деятельности по обращению с отходами I-V классов опасности.
Несмотря на тот факт, что ФККО содержит, в частности, блок 7, в который входит группа отходов "Отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов" (код по ФККО 7 47 800 00 00 0), которая включает в себя, в том числе отходы IV класса опасности, указанные отходы не являются медицинскими, представляя собой результат работ по обезвреживанию медицинских отходов, и именно поэтому подпадающие под регулирование Закона №89-ФЗ, в то время как медицинские отходы до обезвреживания регулируются Законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", на что прямо указывает пункт 6 ст. 2 Закона № 7-ФЗ, в котором речь идет о том, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Исходя из вышеизложенного, в случае осуществления хозяйствующими субъектами деятельности по обращению с медицинскими отходами, классифицированные согласно Критериям как класс А, Б, В, Г, Д, хозяйствующему субъекту необходимо руководствоваться требованиями Закона № 323-ФЗ, СанПиН 2.1.3684-21.
Вместе с тем, п. 1 ст. 14 Закона № 89-ФЗ определено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов утверждены приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026. Порядок отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027.
Статьями 14.1, 14.4 установлены требования по обращению с отходами I и II классов опасности. Пунктом 2 ст. 14.1 Закона № 89-ФЗ определено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности осуществляется Федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
Поэтому если хозяйствующим субъектом образованные отходы отнесены к отходам производства и потребления, то обращение с такими видами отходов регулируется нормами Закона № 89-ФЗ, а если образованные отходы отнесены хозяйствующим субъектом к медицинским отходам, то деятельность по обращению с ними регулируются законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Следовательно, при заполнении хозяйствующими субъектами, являющимися респондентами, предоставляющими сведения форме федерального статистического наблюдения № 2-Медотходы "Сведения об обращении с медицинскими отходами", утв. Приказом Росстата от 30.12.2022 № 993, задвоения не происходит, поскольку в данной форме речь идет только о тех отходах, которые отнесены к медицинским.
Как заполнять форму «Сведения об обращении с медицинскими отходами», утв. Приказом Росстата от 30.12.2022 № 993?
Прокомментируйте новую форму по медицинским отходам, утв. Приказом Росстата от 30.12.2022 № 993 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека федерального статистического наблюдения за обращением с медицинскими отходами».
Неясно, каким образом достоверно заполнить эту форму, т.к. в очередной раз «смешали в кучу» медотходы класса «А» и ТКО (отсылка на Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 № 505). А в свете последних разъяснений Роспотребнадзора «смешали в кучу» еще и класс «Г» и ртутные лампы 1 класса.
Например, на объекте, оказывающем НВОС, есть медпункт (фельдшерский пункт). В нем образуются медицинские отходы классов «А» и «Г». Они же промотходы - ТКО и ртутные лампы соответственно. Все отходы (и медицинские, и промышленные) вывозятся по одному договору с регоператором и другому договору с ФЭО соответственно.
Получается, что количество медотходов (классов «А» и «Г») и количество промотходов (ТКО и ртутные лампы) должно быть продублировано и в отчете по форме № 2-ТП (отходы), и в № 2-Медотходы, и цифры должны «биться» в двух отчетах?
На вопрос отвечает генеральный директор ООО «Дельфи» Н.С. Беляева:
Первичные статистические данные (далее - данные) по форме федерального статистического наблюдения № 2-Медотходы "Сведения об обращении с медицинскими отходами", утв. Приказом Росстата от 30.12.2022 № 993 в территориальные органы Роспотребнадзора в субъекте Российской Федерации предоставляют юридические лица, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с медицинскими отходами, образующимися в процессе осуществления:
- медицинской деятельности и фармацевтической деятельности,
- деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий,
- деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях,
- а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов
независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности (организации, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральному медико-биологическому агентству, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе исполнения наказаний, Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации, Управлению делами Президента Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, Службе внешней разведки Российской Федерации).
Форму не представляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых в отчетном году в образованных медицинских отходах присутствуют только отходы класса А массой менее 100 кг в год.
В соответствии с абз. 2 п. 4 раздела II Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения все показатели, характеризующие массу отходов, отражаются в отчете по массе отхода в тоннах и округляются: с точностью до одного знака после запятой - для отходов классов "А", "Б", "В"; с точностью до трех знаков после запятой (то есть с точностью до килограмма) - для отходов классов "Г" и "Д". При заполнении формы в части количественных характеристик для перевода объемных величин в количественные (масса, тонны) респонденты руководствуются в том числе Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505.
Таким образом, ссылка на Правила коммерческого учета № 505 не связана с идентификацией медицинских отходов класса А в качестве твердых коммунальных отходов, а является лишь нормой, которой можно руководствоваться для перевода объемных величин в количественные (кг, тн). Так, п. 4 Правил коммерческого учета №505 установлено, что в целях сопоставления объема и массы твердых коммунальных отходов определяется средняя плотность твердых коммунальных отходов, рассчитываемая как отношение объема твердых коммунальных отходов, принятых от собственников твердых коммунальных отходов (без учета твердых коммунальных отходов, коммерческий учет которых осуществляется исходя из их массы), к массе таких отходов, переданных на объекты обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов за последний истекший календарный год, а при отсутствии таких данных - как отношение установленного годового норматива накопления в объемных показателях к годовому нормативу накопления по массе (далее - средняя плотность твердых коммунальных отходов).
Классификация медицинских отходов с характеристикой их морфологического состава представлена в разделе II СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", из которого следует, что медицинские отходы класса Г являются токсичными отходами I - IV классов опасности.
Отходы класса Г в соответствии с п. 205 СанПиН 2.1.3684-21 транспортируются, обезвреживаются и захораниваются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
Письмо с разъяснениями, о котором идет речь в вопросе вероятно является ответ Росприроднадзора от 19.12.2022 № ТК-10-01-34/44606 на вопрос о необходимости наличия у организаций, осуществляющих деятельность с медицинскими отходами класса "Г" лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности. В нем также речь не идет об уравнивании медицинских отходов класса Г и отходов I-II классов опасности (ОПВК), наоборот, Росприроднадзор разграничивает зоны ответственности между службой по надзору в сфере природопользования и Роспотребнадзором, как службой по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека, указывая, что нормативно-правовое регулирование деятельности по обращению с медицинскими отходами не входит в компетенцию Росприроднадзора, равно как и Роспотребнадзор не вправе вмешиваться в нормативно-правовое регулирование деятельности по обращению с отходами I-V классов опасности.
Несмотря на тот факт, что ФККО содержит, в частности, блок 7, в который входит группа отходов "Отходы при обезвреживании биологических и медицинских отходов" (код по ФККО 7 47 800 00 00 0), которая включает в себя, в том числе отходы IV класса опасности, указанные отходы не являются медицинскими, представляя собой результат работ по обезвреживанию медицинских отходов, и именно поэтому подпадающие под регулирование Закона №89-ФЗ, в то время как медицинские отходы до обезвреживания регулируются Законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", на что прямо указывает пункт 6 ст. 2 Закона № 7-ФЗ, в котором речь идет о том, что отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Исходя из вышеизложенного, в случае осуществления хозяйствующими субъектами деятельности по обращению с медицинскими отходами, классифицированные согласно Критериям как класс А, Б, В, Г, Д, хозяйствующему субъекту необходимо руководствоваться требованиями Закона № 323-ФЗ, СанПиН 2.1.3684-21.
Вместе с тем, п. 1 ст. 14 Закона № 89-ФЗ определено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов утверждены приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026. Порядок отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности утвержден приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027.
Статьями 14.1, 14.4 установлены требования по обращению с отходами I и II классов опасности. Пунктом 2 ст. 14.1 Закона № 89-ФЗ определено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности осуществляется Федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.
Поэтому если хозяйствующим субъектом образованные отходы отнесены к отходам производства и потребления, то обращение с такими видами отходов регулируется нормами Закона № 89-ФЗ, а если образованные отходы отнесены хозяйствующим субъектом к медицинским отходам, то деятельность по обращению с ними регулируются законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Следовательно, при заполнении хозяйствующими субъектами, являющимися респондентами, предоставляющими сведения форме федерального статистического наблюдения № 2-Медотходы "Сведения об обращении с медицинскими отходами", утв. Приказом Росстата от 30.12.2022 № 993, задвоения не происходит, поскольку в данной форме речь идет только о тех отходах, которые отнесены к медицинским.