Отдаем журнал бесплатно!

Процессуальные сроки обжалования

Новое — это хорошо забытое старое. В статье обсуждаем нюансы подачи жалобы на постановления по делам об административных нарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования (как гражданами, так и юридическими лицами, их должностными лицами).

Назначение процессуальных сроков заключается в упорядочивании процессуальных действий и обеспечении быстроты судопроизводства. Каждое действие ограничивается определенным сроком. Возможность его восстановления присутствует, однако институт восстановления процессуальных сроков призван гарантировать права лиц, объективно не имевших возможности подать жалобу в установленный законом срок.

Срок, предоставленный чч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ[1] для подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, краток и составляет всего-то десять суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, данный срок может быть восстановлен (но не факт) судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Извлечение из Определения Конституционного Суда РФ от 17.07.2012 № 1339-О

[…]
В силу части 1 статьи 24.4 КоАП Российской Федерации заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению[2] судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение.
[…]

 

Лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока, должно не только указать причины его пропуска, но и представить суду доказательства того, что заявитель не имел возможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный законом срок.

Обратите внимание
В случае истечения срока обжалования в отсутствие ходатайства о его восстановлении поступившая жалоба подлежит возвращению подавшему ее лицу (ст. 94 Кодекса административного судопроизводства РФ, ст. 115 АПК РФ[3], ст. 109 ГПК РФ[4]).

Судебная практика 

Анализ судебной практики показывает, что сроки пропускаются часто, при этом чаще всего причины, по которым это происходит, признаются судами неуважительными.

Ошибки повторяются из года в год, что в свою очередь не только лишает заинтересованное лицо возможности восстановить нарушенные (по его мнению) права, но и создает предпосылки к негативным материальным последствиям, поэтому остановимся на наиболее распространенных из них. Не обойдем стороной и другие не менее важные процессуальные требования, с соблюдением которых возникают сложности.

Рассмотрим пример негативных материальных последствий.

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2022 № 11АП-13509/2022 по делу № А65-33063/2021

Юридическое лицо  образователь и собственник отхода в 2020 г. разметил на полигоне третьего лица отход в объеме 33 765 куб. м, что подтверждается актами выполненных работ. Однако это не было учтено ответчиком при представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г., что послужило основанием для его привлечения к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ (постановление от 07.12.2021). Данное решение административного органа со стороны ответчика обжаловано не было и вступило в законную силу. Далее последовал иск. Юридическому лицу (у которого образовались отходы) был предъявлен иск о взыскании 8 млн руб. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г. и 450 тыс. руб. пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов производства и потребления в доход бюджета в соответствии с бюджетным законодательством[5].

Нарушение правил подсудности 

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ).

Однако необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда[6].

Иными словами, жалобы на постановления по делам об административных нарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования подаются в суд общей юрисдикции, даже когда заявитель — юридическое лицо.

Пример 1
Общество (утилизатор) подало в суд ходатайство о восстановлении срока обжалования на Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 31.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ. Пропуск процессуального срока мотивирован тем, что первоначально жалоба подана юридическим лицом в Арбитражный суд Кемеровской области. Суд отметил, что «несоблюдение порядка обжалования уважительной причиной пропуска срока признано быть не может и не относится к числу обстоятельств, которые влекут восстановление срока обжалования».
Определением суда в удовлетворении ходатайства было отказано, а жалоба на постановление по делу об административном правонарушении — возвращена (см. Определение суда Заводского районного суда города Кемерово от 21.06.2022 № 12-321/2022).

 

Аналогичный спор, когда заинтересованное лицо объясняло причину пропуска процессуального срока в связи с обжалованием постановления, которым было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в арбитражный суд, дошел до Верховного Суда РФ[7]. Срок также не был восстановлен. Верховный Суд РФ подчеркнул, что уважительными причинами являются обстоятельства, не зависящие от воли лица, имеющего право обжалования, которые объективно препятствовали своевременной подаче жалобы или исключали ее.

Территориальная подсудность 

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела, а военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы) — в гарнизонный военный суд (ст. 29.5 КоАП РФ)[8].

При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 (назначение административного наказания без составления протокола) и ст. 29.10 КоАП РФ. В таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.

Справка
В случае установления факта рассмотрения жалобы на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении с нарушением правил подсудности (не тем районным судом) решение отменяется, а дело с жалобой на постановление направляется в соответствующий суд общей юрисдикции (по территориальной подсудности) со стадии принятия жалобы к рассмотрению.
Обусловлено это тем, что решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки ч. 1 ст.  47 и ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия[9].

Обратите внимание: при определении территориальной подсудности рекомендуется сверяться с информацией, представленной на официальном сайте соответствующего суда общей юрисдикции.

Пример 2
Гражданин-2 не согласился с постановлением по делу об административном правонарушении от 03.03.2022, вынесенным заместителем главного инспектора в области охраны окружающей среды. Этим постановлением Гражданин-2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ; он подал жалобу в Железнодорожный районный суд г. Воронежа. Из содержания постановления следует, что вмененное правонарушение совершено по определенному адресу, поэтому рассмотрение настоящего дела не относится к компетенции указанного суда.
Определением судьи жалоба Гражданина-2 на постановление по делу об административном правонарушении направлена для рассмотрения по подведомственности в Новоусманский районный суд Воронежской области, к компетенции которого она относится, в территориальные границы которого входят Новоусманский и Верхнехавский районы Воронежской области (см. Определение судьи Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 16.03.2022 по делу № 12-37/2022).

Последствия уклонения от получения корреспонденции 

Привлекаемые к административной ответственности лица напрасно игнорируют тот факт, что на них лежит обязанность по получению почтовой корреспонденции по месту своей регистрации.

Случается, что должностное лицо юридического лица не получает корреспонденцию лишь потому, что его фактическое место жительства не совпадает с местом регистрации (причин тому множество), и при этом не принимает мер к тому, чтобы адресованная ему корреспонденция перенаправлялась по его фактическому месту жительства.

Далее разобрали, какие причины пропуска процессуальных сроков являются уважительными и неуважительными, а также обсудили тему передачи жалобы на состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты в вышестоящий суд на бумажном носителе.


[1] Кодекс РФ об административных правонарушениях.

[2] Здесь и далее выделено автором (прим. ред.).

[3] Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

[4] Гражданский процессуальный кодекс РФ.

[5] Решение об удовлетворении исковых требований Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования оставлено в силе.

[6] Пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. от 23.12.2021).

[7] См. Постановление Верховного Суда РФ от 07.10.2022 № 39-АД22-6-К1.

[8] См. п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. от 23.12.2021).

[9] Правовая позиция приведена в определениях Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 № 623-О-П и от 15.01.2009 № 144-О-П.


 

Е.А. Горшкова, старший юрист ООО «СИБУР»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 2, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Процессуальные сроки обжалования

Новое — это хорошо забытое старое. В статье обсуждаем нюансы подачи жалобы на постановления по делам об административных нарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования (как гражданами, так и юридическими лицами, их должностными лицами).

Назначение процессуальных сроков заключается в упорядочивании процессуальных действий и обеспечении быстроты судопроизводства. Каждое действие ограничивается определенным сроком. Возможность его восстановления присутствует, однако институт восстановления процессуальных сроков призван гарантировать права лиц, объективно не имевших возможности подать жалобу в установленный законом срок.

Срок, предоставленный чч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ[1] для подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, краток и составляет всего-то десять суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, данный срок может быть восстановлен (но не факт) судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Извлечение из Определения Конституционного Суда РФ от 17.07.2012 № 1339-О

[…]
В силу части 1 статьи 24.4 КоАП Российской Федерации заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению[2] судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение.
[…]

 

Лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока, должно не только указать причины его пропуска, но и представить суду доказательства того, что заявитель не имел возможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный законом срок.

Обратите внимание
В случае истечения срока обжалования в отсутствие ходатайства о его восстановлении поступившая жалоба подлежит возвращению подавшему ее лицу (ст. 94 Кодекса административного судопроизводства РФ, ст. 115 АПК РФ[3], ст. 109 ГПК РФ[4]).

Судебная практика 

Анализ судебной практики показывает, что сроки пропускаются часто, при этом чаще всего причины, по которым это происходит, признаются судами неуважительными.

Ошибки повторяются из года в год, что в свою очередь не только лишает заинтересованное лицо возможности восстановить нарушенные (по его мнению) права, но и создает предпосылки к негативным материальным последствиям, поэтому остановимся на наиболее распространенных из них. Не обойдем стороной и другие не менее важные процессуальные требования, с соблюдением которых возникают сложности.

Рассмотрим пример негативных материальных последствий.

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2022 № 11АП-13509/2022 по делу № А65-33063/2021

Юридическое лицо  образователь и собственник отхода в 2020 г. разметил на полигоне третьего лица отход в объеме 33 765 куб. м, что подтверждается актами выполненных работ. Однако это не было учтено ответчиком при представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г., что послужило основанием для его привлечения к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ (постановление от 07.12.2021). Данное решение административного органа со стороны ответчика обжаловано не было и вступило в законную силу. Далее последовал иск. Юридическому лицу (у которого образовались отходы) был предъявлен иск о взыскании 8 млн руб. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 г. и 450 тыс. руб. пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов производства и потребления в доход бюджета в соответствии с бюджетным законодательством[5].

Нарушение правил подсудности 

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ).

Однако необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда[6].

Иными словами, жалобы на постановления по делам об административных нарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования подаются в суд общей юрисдикции, даже когда заявитель — юридическое лицо.

Пример 1
Общество (утилизатор) подало в суд ходатайство о восстановлении срока обжалования на Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 31.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ. Пропуск процессуального срока мотивирован тем, что первоначально жалоба подана юридическим лицом в Арбитражный суд Кемеровской области. Суд отметил, что «несоблюдение порядка обжалования уважительной причиной пропуска срока признано быть не может и не относится к числу обстоятельств, которые влекут восстановление срока обжалования».
Определением суда в удовлетворении ходатайства было отказано, а жалоба на постановление по делу об административном правонарушении — возвращена (см. Определение суда Заводского районного суда города Кемерово от 21.06.2022 № 12-321/2022).

 

Аналогичный спор, когда заинтересованное лицо объясняло причину пропуска процессуального срока в связи с обжалованием постановления, которым было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в арбитражный суд, дошел до Верховного Суда РФ[7]. Срок также не был восстановлен. Верховный Суд РФ подчеркнул, что уважительными причинами являются обстоятельства, не зависящие от воли лица, имеющего право обжалования, которые объективно препятствовали своевременной подаче жалобы или исключали ее.

Территориальная подсудность 

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела, а военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы) — в гарнизонный военный суд (ст. 29.5 КоАП РФ)[8].

При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 (назначение административного наказания без составления протокола) и ст. 29.10 КоАП РФ. В таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.

Справка
В случае установления факта рассмотрения жалобы на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении с нарушением правил подсудности (не тем районным судом) решение отменяется, а дело с жалобой на постановление направляется в соответствующий суд общей юрисдикции (по территориальной подсудности) со стадии принятия жалобы к рассмотрению.
Обусловлено это тем, что решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки ч. 1 ст.  47 и ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия[9].

Обратите внимание: при определении территориальной подсудности рекомендуется сверяться с информацией, представленной на официальном сайте соответствующего суда общей юрисдикции.

Пример 2
Гражданин-2 не согласился с постановлением по делу об административном правонарушении от 03.03.2022, вынесенным заместителем главного инспектора в области охраны окружающей среды. Этим постановлением Гражданин-2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ; он подал жалобу в Железнодорожный районный суд г. Воронежа. Из содержания постановления следует, что вмененное правонарушение совершено по определенному адресу, поэтому рассмотрение настоящего дела не относится к компетенции указанного суда.
Определением судьи жалоба Гражданина-2 на постановление по делу об административном правонарушении направлена для рассмотрения по подведомственности в Новоусманский районный суд Воронежской области, к компетенции которого она относится, в территориальные границы которого входят Новоусманский и Верхнехавский районы Воронежской области (см. Определение судьи Железнодорожного районного суда г. Воронежа от 16.03.2022 по делу № 12-37/2022).

Последствия уклонения от получения корреспонденции 

Привлекаемые к административной ответственности лица напрасно игнорируют тот факт, что на них лежит обязанность по получению почтовой корреспонденции по месту своей регистрации.

Случается, что должностное лицо юридического лица не получает корреспонденцию лишь потому, что его фактическое место жительства не совпадает с местом регистрации (причин тому множество), и при этом не принимает мер к тому, чтобы адресованная ему корреспонденция перенаправлялась по его фактическому месту жительства.

Далее разобрали, какие причины пропуска процессуальных сроков являются уважительными и неуважительными, а также обсудили тему передачи жалобы на состоявшиеся по делу об административном правонарушении акты в вышестоящий суд на бумажном носителе.


[1] Кодекс РФ об административных правонарушениях.

[2] Здесь и далее выделено автором (прим. ред.).

[3] Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

[4] Гражданский процессуальный кодекс РФ.

[5] Решение об удовлетворении исковых требований Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования оставлено в силе.

[6] Пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. от 23.12.2021).

[7] См. Постановление Верховного Суда РФ от 07.10.2022 № 39-АД22-6-К1.

[8] См. п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. от 23.12.2021).

[9] Правовая позиция приведена в определениях Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 № 623-О-П и от 15.01.2009 № 144-О-П.


 

Е.А. Горшкова, старший юрист ООО «СИБУР»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 2, 2023.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам