Обращение с отходами I и II классов опасности: проблемы и перспективы

Ключевые вопросы

Отходы I и II классов опасности

Методы обращения с отходами

Разработка федеральной схемы обращения с отходами

Ошибки ФГУП «ФЭО»

Актуальные тарифы на услугу ФЭО

Отходы I и II классов опасности

Пять классов опасности отходов установлены ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ[1], причем I и II класс опасности являются чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами соответственно. Высокоопасные отходы характеризуются тем, что при неконтролируемом попадании их в окружающую природную среду экологическая система нарушается настолько, что период восстановления занимает не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия. Чрезвычайно опасные отходы могут привести к необратимому нарушению экологической системы, период восстановления здесь отсутствует.

Постановлением Правительства РФ от 27.10.2008 № 791 (в ред. от 17.10.2014) была принята Федеральная целевая программа «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009–2014 годы)», в тексте которой говорилось:

На территории Российской Федерации накоплено около 2 млрд тонн токсичных отходов. Особую опасность загрязнения окружающей среды представляют отходы гальванических производств, а также отходы, содержащие ртуть и хлорорганику. Больше всего отходов накоплено в Приволжском федеральном округе (в среднем более 400 тонн на кв. километр). Высок уровень загрязнения токсичными отходами в Южном (267 тонн на кв. километр) и Центральном (211 тонн на кв. километр) федеральных округах. В Уральском федеральном округе он составляет 190 тонн на кв. километр, в Сибирском — 139 тонн на кв. километр, Северо-Западном — 70 тонн на кв. километр, Дальневосточном — 16 тонн на кв. километр.

Несложно сосчитать общее количество и ранжировать округа по накопленному объему отходов:

Округ

Площадь, км2

Накопление на км2, т

Объем накопления, т

СФО

5 114 800

139

710 957 200

ПФО

1 038 000

400

415 200 000

УрФО

1 788 900

190

339 891 000

ЦФО

652 800

211

137 740 800

СЗФО

1 677 900

70

117 453 000

ЮФО + СКФО

416 840 + 172 360

267

157 316 400

ДФО

6 215 900

16

99 454 400

ИТОГО   

1 978 012 800

 

Федеральный классификационный каталог отходов содержит сведения о 72 отходах I класса опасности и 372 отходах II класса опасности. Данные статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы) за 2020 г. свидетельствуют о следующем:

Класс опасности

Объем образования, т

Объем утилизации, т

Объем обезвреживания, т

I класс опасности

12 232

6664

6496

II класс опасности

182 036

212 166

63 964

ИТОГО   

194 268

218 830

70 460

 

Анализируя данные двух официальных документов, следует сделать вывод, что при объемах образования порядка 200 тыс. т/год отходов I и II классов опасности для накопления 2 млрд т токсичных отходов потребовалось бы 10 тыс. лет, а с учетом того, что ежегодные объемы утилизации и обезвреживания превышают объемы образования, то такая ситуации невозможна в принципе.

Однако она есть. Вывод один — официальные данные статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы) не отражают объективную реальность вследствие того, что отходообразователи искажают данные об образовании отходов высоких классов опасности для минимизации ответственности и затрат, связанных с обращением с такими отходами. Для урегулирования ситуации совершенно оправданно было принято решение об ужесточении государственного контроля.

Методы обращения с отходами 

В 2018 г. в рамках национального проекта «Экология» был разработан и утвержден федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности» со сроками исполнения до 31 декабря 2024 г., который предполагает, что будет:

• разработано нормативно-правовое и методическое обеспечение регулирования в области обращения с отходами I и II классов опасности, направленное на создание единой государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности и современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности;

• определен федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности;

• разработана, утверждена и введена в действие федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности;

• разработана, утверждена и введена в эксплуатацию единая государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;

• осуществлена передача имущественного комплекса объектов по уничтожению химического оружия, необходимого для создания межрегиональных производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, из оперативного управления Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия «ФУ БХУХО» («Камбарка», Удмуртская Республика; «Марадыковский», Кировская обл.; «Щучье», Курганская обл.) и Федерального казенного предприятия «Горный» (пос. Горный, Саратовская обл.) федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности;

• перепрофилированы объекты по уничтожению химического оружия в межрегиональные производственно-технические комплексы по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности;

• реализованы инфраструктурные проекты по созданию объектов обращения с отходами I и II классов опасности;

• организован общественный мониторинг и экспертное сопровождение реализации федерального проекта;

• утверждена в установленном порядке методология расчета показателей федерального проекта.

С целью обеспечения реализации этих программных мероприятий в июле 2019 г. в Закон № 89-ФЗ были внесены изменения, которые установили полномочия федерального экологического оператора (далее — ФЭО), требования к федеральной схеме обращения с отходами I и II классов опасности, к государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, а также определили особенности обращения с отходами I и II классов опасности.

По единодушному мнению профессионального сообщества, данные меры должны были позволить выявить все источники образования отходов, определить их объем, установить существующие производственные мощности объектов инфраструктуры обращения с отходами, вычислить дефицит мощностей и наметить планы по его восполнению, проложить маршруты движения отходов от мест образования до объектов переработки. При этом оплата услуг операторов по обращению с отходами I и II классов опасности и ФЭО должна была осуществляться по установленным тарифам, учитывающим производственные и инвестиционные программы, себестоимость выполнения работ и нормальную коммерческую прибыль. Иными словами, отрасль переработки отходов I и II классов опасности должна была получить новый импульс развития, сохраняя и преумножая достигнутые показатели. ФЭО совершенно обоснованно была определена Госкорпорация «Росатом» в лице созданного ей ФГУП «ФЭО».

Реальность 

За три года реализации федерального проекта, бесспорно, были достигнуты практически все целевые показатели, за исключением ключевого — так и не была разработана федеральная схема обращения с отходами. Вернее, формально она разработана и даже утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3729-р. Вот только распоряжение это и сама схема являются информацией ограниченного доступа.

В этой связи много вопросов возникает к возможности реализации п. 4 ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ, который гласит:

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с ТКО обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

Каким образом исполнять то, что является тайной и не известно исполнителю? Далее возникает вопрос: а существует ли вообще федеральная схема в том виде, в котором она должна быть утверждена в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 10.10.2019 № 1305 «Об утверждении Правил разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности» (в ред. от 09.03.2022)? Если нет, то все вытекающие из федеральной схемы правовые взаимоотношения не могут быть реализованы.


[1] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 02.07.2021).

П.Л. Соколов, ООО «Утилизация»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 2, 2022.

Обращение с отходами I и II классов опасности: проблемы и перспективы

Ключевые вопросы

Отходы I и II классов опасности

Методы обращения с отходами

Разработка федеральной схемы обращения с отходами

Ошибки ФГУП «ФЭО»

Актуальные тарифы на услугу ФЭО

Отходы I и II классов опасности

Пять классов опасности отходов установлены ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ[1], причем I и II класс опасности являются чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами соответственно. Высокоопасные отходы характеризуются тем, что при неконтролируемом попадании их в окружающую природную среду экологическая система нарушается настолько, что период восстановления занимает не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействия. Чрезвычайно опасные отходы могут привести к необратимому нарушению экологической системы, период восстановления здесь отсутствует.

Постановлением Правительства РФ от 27.10.2008 № 791 (в ред. от 17.10.2014) была принята Федеральная целевая программа «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009–2014 годы)», в тексте которой говорилось:

На территории Российской Федерации накоплено около 2 млрд тонн токсичных отходов. Особую опасность загрязнения окружающей среды представляют отходы гальванических производств, а также отходы, содержащие ртуть и хлорорганику. Больше всего отходов накоплено в Приволжском федеральном округе (в среднем более 400 тонн на кв. километр). Высок уровень загрязнения токсичными отходами в Южном (267 тонн на кв. километр) и Центральном (211 тонн на кв. километр) федеральных округах. В Уральском федеральном округе он составляет 190 тонн на кв. километр, в Сибирском — 139 тонн на кв. километр, Северо-Западном — 70 тонн на кв. километр, Дальневосточном — 16 тонн на кв. километр.

Несложно сосчитать общее количество и ранжировать округа по накопленному объему отходов:

Округ

Площадь, км2

Накопление на км2, т

Объем накопления, т

СФО

5 114 800

139

710 957 200

ПФО

1 038 000

400

415 200 000

УрФО

1 788 900

190

339 891 000

ЦФО

652 800

211

137 740 800

СЗФО

1 677 900

70

117 453 000

ЮФО + СКФО

416 840 + 172 360

267

157 316 400

ДФО

6 215 900

16

99 454 400

ИТОГО   

1 978 012 800

 

Федеральный классификационный каталог отходов содержит сведения о 72 отходах I класса опасности и 372 отходах II класса опасности. Данные статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы) за 2020 г. свидетельствуют о следующем:

Класс опасности

Объем образования, т

Объем утилизации, т

Объем обезвреживания, т

I класс опасности

12 232

6664

6496

II класс опасности

182 036

212 166

63 964

ИТОГО   

194 268

218 830

70 460

 

Анализируя данные двух официальных документов, следует сделать вывод, что при объемах образования порядка 200 тыс. т/год отходов I и II классов опасности для накопления 2 млрд т токсичных отходов потребовалось бы 10 тыс. лет, а с учетом того, что ежегодные объемы утилизации и обезвреживания превышают объемы образования, то такая ситуации невозможна в принципе.

Однако она есть. Вывод один — официальные данные статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы) не отражают объективную реальность вследствие того, что отходообразователи искажают данные об образовании отходов высоких классов опасности для минимизации ответственности и затрат, связанных с обращением с такими отходами. Для урегулирования ситуации совершенно оправданно было принято решение об ужесточении государственного контроля.

Методы обращения с отходами 

В 2018 г. в рамках национального проекта «Экология» был разработан и утвержден федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов опасности» со сроками исполнения до 31 декабря 2024 г., который предполагает, что будет:

• разработано нормативно-правовое и методическое обеспечение регулирования в области обращения с отходами I и II классов опасности, направленное на создание единой государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности и современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности;

• определен федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности;

• разработана, утверждена и введена в действие федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности;

• разработана, утверждена и введена в эксплуатацию единая государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;

• осуществлена передача имущественного комплекса объектов по уничтожению химического оружия, необходимого для создания межрегиональных производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности, из оперативного управления Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия «ФУ БХУХО» («Камбарка», Удмуртская Республика; «Марадыковский», Кировская обл.; «Щучье», Курганская обл.) и Федерального казенного предприятия «Горный» (пос. Горный, Саратовская обл.) федеральному оператору по обращению с отходами I и II классов опасности;

• перепрофилированы объекты по уничтожению химического оружия в межрегиональные производственно-технические комплексы по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности;

• реализованы инфраструктурные проекты по созданию объектов обращения с отходами I и II классов опасности;

• организован общественный мониторинг и экспертное сопровождение реализации федерального проекта;

• утверждена в установленном порядке методология расчета показателей федерального проекта.

С целью обеспечения реализации этих программных мероприятий в июле 2019 г. в Закон № 89-ФЗ были внесены изменения, которые установили полномочия федерального экологического оператора (далее — ФЭО), требования к федеральной схеме обращения с отходами I и II классов опасности, к государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, а также определили особенности обращения с отходами I и II классов опасности.

По единодушному мнению профессионального сообщества, данные меры должны были позволить выявить все источники образования отходов, определить их объем, установить существующие производственные мощности объектов инфраструктуры обращения с отходами, вычислить дефицит мощностей и наметить планы по его восполнению, проложить маршруты движения отходов от мест образования до объектов переработки. При этом оплата услуг операторов по обращению с отходами I и II классов опасности и ФЭО должна была осуществляться по установленным тарифам, учитывающим производственные и инвестиционные программы, себестоимость выполнения работ и нормальную коммерческую прибыль. Иными словами, отрасль переработки отходов I и II классов опасности должна была получить новый импульс развития, сохраняя и преумножая достигнутые показатели. ФЭО совершенно обоснованно была определена Госкорпорация «Росатом» в лице созданного ей ФГУП «ФЭО».

Реальность 

За три года реализации федерального проекта, бесспорно, были достигнуты практически все целевые показатели, за исключением ключевого — так и не была разработана федеральная схема обращения с отходами. Вернее, формально она разработана и даже утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3729-р. Вот только распоряжение это и сама схема являются информацией ограниченного доступа.

В этой связи много вопросов возникает к возможности реализации п. 4 ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ, который гласит:

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с ТКО обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

Каким образом исполнять то, что является тайной и не известно исполнителю? Далее возникает вопрос: а существует ли вообще федеральная схема в том виде, в котором она должна быть утверждена в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 10.10.2019 № 1305 «Об утверждении Правил разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности» (в ред. от 09.03.2022)? Если нет, то все вытекающие из федеральной схемы правовые взаимоотношения не могут быть реализованы.


[1] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 02.07.2021).

П.Л. Соколов, ООО «Утилизация»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 2, 2022.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам