Изменения[1], касающиеся статуса отходов, вступают в силу 01.03.2023. Причем одни и те же виды отходов могут быть как отходами (например, вторичными ресурсами), так и не отходами (например, вторичным сырьем или побочным продуктом).
В последнее время наблюдается большая активность законотворческих инициатив, приводящая к принятию различных видов обязательных требований в области охраны окружающей среды. А с появлением новых требований возникает еще больше путаницы, приводящей в ступор реальных исполнителей этих требований.
О том, что содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, т.е. требования должны быть ясными, логичными, понятными как правоприменителю, так и иным лицам и не должны приводить к противоречиям при их применении, прописано в Законе № 247-ФЗ[2] .
Но так ли это? Попробуем разобраться на примере отнесения веществ или предметов к отходам и не отходам.
Вторичные ресурсы
Вторичные ресурсы — отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.
ЮЛ[3] и ИП[4], в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались вторичные ресурсы, обеспечивают их утилизацию самостоятельно либо передают их другим лицам в целях утилизации.
В местах сбора вторичных ресурсов может осуществляться складирование вторичных ресурсов как по их видам, так и по группам однородных отходов в соответствии с требованиями при обращении с такими группами (Требования № 399[5]).
Что относится
Исходя из понятия, приведенного в законе, к вторичным ресурсам могут быть отнесены: бумага, картон, пластик, стекло, металлолом, отработанные аккумуляторы, отработанные ртутные лампы и подобные отходы, которые планируется передавать другим организациям или федеральному оператору с целью утилизации, иными словами, предполагается их удаление с территории предприятия.
Обращение
Вторичные ресурсы отнесены к отходам, поэтому при обращении с ними должны соблюдаться обязательные требования:
1) учет отходов;
2) составление паспортов на отходы I–IV классов опасности;
3) представление отчетности;
4) получение специального разрешения (в случае осуществления лицензируемых видов деятельности) и т.д.
Захоронение
Согласно Закону № 268-ФЗ такие отходы (вторичные ресурсы) с 01.01.2030 запрещается направлять на захоронение.
Исходя из норм действующего законодательства[6] захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается с 01.01.2017.
Правовое регулирование
Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается (начиная с 01.01.2018), установлен Распоряжением Правительства № 1589-р.
Какие требования исполнять природопользователю
Законом № 247 определено, что в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных актами различной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы.
Узнать больше:
Таким образом, добросовестный природопользователь, исполняя требования одного из законодательных актов, имеющих равную юридическую силу, с 01.03.2023 до 01.01.2030 может:
[1] См. Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 268-ФЗ).
[2] Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (в ред. от 24.09.2022).
[3] Юридические лица.
[4] Индивидуальные предприниматели.
[5] Требования при обращении с группами однородных отходов I–V классов опасности, утвержденные Приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399.
[6] См. п. 8 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 19.12.2022).