Отдаем журнал бесплатно!

Перспективы развития климатической повестки, связанной с ограничением выбросов парниковых газов в РФ

Ключевые темы: климатическая повестка, Закон № 296-ФЗ,  отчет о выбросах ПГ, варианты уменьшения выбросов ПГ.

Климатическая повестка 

После подписания Парижского соглашения по климату, принятого 12.12.2015 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, в соответствии с Указом Президента РФ от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» и с утвержденной Стратегией[1] РФ заявила о сокращении выбросов ПГ[2] к 2030 г. до 70 % относительно уровня 1990 г. (с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем, но при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ), а также о достижении к 2060 г. углеродной нейтральности.

В результате в России появилось новое направление природоохранной деятельности, тесно связанное практически со всеми сферами жизни как общества, так и любого промышленного предприятия. На международном уровне у истоков формирования климатической повестки проблема поднималась в первую очередь общественностью, постановка вопроса шла от обычных людей и общественных организаций, которые видели последствия изменения климата по всему миру. Международная повестка была сформирована снизу вверх по вертикали государственной власти — начала формироваться у населения, а не наоборот.

В России же тема изменения климата не столь актуальна среди населения, поэтому складывается впечатление, будто вся климатическая повестка политизирована и не имеет отношения к охране окружающей среды, а носит только фискальный неналоговый характер, создающий дополнительную финансовую нагрузку на хозяйствующие субъекты. Но на самом деле это не совсем так. Россия в самом начале пути формирования и реализации мероприятий по сокращению выбросов, нам предстоит большая и сложная работа в этом направлении.

Закон № 296-ФЗ 

Основополагающим рамочным законодательным актом в части мероприятий по сокращению выбросов ПГ для хозяйствующих субъектов является Закон № 296-ФЗ[3], заложивший основы правового регулирования отношений в сфере хозяйственной и иной деятельности, которая сопровождается выбросами ПГ.

Закон № 296-ФЗ дает определения целому ряду новых понятий, ранее не используемых в природоохранном законодательстве.

Словарь
Парниковые газы
(ПГ) — газообразные вещества природного или антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение.
Регулируемые организации — юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами ПГ, масса которых определяется в соответствии со ст. 7 Закона № 296-ФЗ.
Климатический проект — комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов ПГ или увеличение поглощения ПГ.
Углеродная единица — верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе ПГ, эквивалентной 1 тонне углекислого газа.
Реестр углеродных единиц — информационная система, в которой регистрируются климатические проекты и ведется учет углеродных единиц и операций с ними.

 

К регулируемым организациям в соответствии с Законом № 296-ФЗ и на основании Критериев[4] относятся те, чья хозяйственная и иная деятельность одновременно удовлетворяет следующим требованиям:
• сопровождается выбросами ПГ, масса которых эквивалентна 150 и более тыс. т углекислого газа в год за период до 01.01.2024 или 50 и более тыс. т углекислого газа в год за период с 01.01.2024;
• соответствует производственным процессам и (или) видам хозяйственной и иной деятельности по перечню и показателям согласно Приложению к Критериям (содержащему 11 основных производственных процессов и (или) видов хозяйственной и иной деятельности).

Охват Критериев отнесения хозяйствующих субъектов достаточно обширный, но при этом отнесение себя к регулируемым организациям хозяйствующий субъект осуществляет самостоятельно исходя из массы выбросов ПГ, определяемой умножением показателя производственного процесса и (или) вида хозяйственной и иной деятельности за отчетный период на соответствующий удельный коэффициент, предусмотренный Приложением к Критериям.

За отчетный период принимается год с 1 января по 31 декабря.

Отчет о выбросах ПГ 

Срок сдачи. Регулируемые организации обязаны представить отчет о выбросах ПГ[5] (далее — Отчет) в срок до 1 июля года, следующего за отчетным годом.

Содержание. Отчет содержит информацию о массе выбросов ПГ, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности регулируемых организаций, за календарный год, а также исходные сведения, на основании которых определена масса этих выбросов (ч. 3 ст. 7 Закона № 296-ФЗ).

Форма предоставления. Отчет предоставляется в электронном виде посредством заполнения регулируемой организацией формы отчета в реестре выбросов ПГ (оператор реестра — Минэкономразвития России). При этом отчетность по выбросам ПГ интегрирована в ГИС «Энергоэффективность»[6], оператором которой также является Минэкономразвития России. Поэтому ожидаем функционала подачи отчетности по ПГ именно через эту площадку (см. clck.ru/33EM4z).

Комментарий
В 2022 г. в лентах новостей упоминалось, что появится автоматический калькулятор, в котором хозяйствующие субъекты будут указывать объем произведенной продукции или потребления топлива за отчетный период и автоматически получать результат: относится предприятие к регулируемым или нет. Калькулятор планировалось разместить в ГИС «Энергоэффективность», но в данный момент такой функционал отсутствует.

 

Далее рассмотрим, какими методиками руководствоваться при определении объемов выбросов ПГ; какие штрафы и за что предлагается закрепить для регулируемых организаций; сколько существует вариантов уменьшения выбросов ПГ.


[1] Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р.

[2] Парниковые газы.

[3] Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов».

[4] Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.03.2022 № 355.

[5] См. Правила представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, формы отчета о выбросах парниковых газов, Правила создания и ведения реестра выбросов парниковых газов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.04.2022 № 707 (в ред. от 29.10.2022; далее — Правила № 707).

[6] Подпункт «к» п. 5, подп. «ж» п. 7 Правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.06.2010 № 391 (в ред. от 29.10.2022).


 

В.В. Бескороваев, эколог-аудитор, заместитель руководителя проекта Офиса проектного управления ФГБОУ ВО «Алтайский Государственный Университет», эксперт Российского экологического общества

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 1, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Перспективы развития климатической повестки, связанной с ограничением выбросов парниковых газов в РФ

Ключевые темы: климатическая повестка, Закон № 296-ФЗ,  отчет о выбросах ПГ, варианты уменьшения выбросов ПГ.

Климатическая повестка 

После подписания Парижского соглашения по климату, принятого 12.12.2015 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, в соответствии с Указом Президента РФ от 04.11.2020 № 666 «О сокращении выбросов парниковых газов» и с утвержденной Стратегией[1] РФ заявила о сокращении выбросов ПГ[2] к 2030 г. до 70 % относительно уровня 1990 г. (с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем, но при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ), а также о достижении к 2060 г. углеродной нейтральности.

В результате в России появилось новое направление природоохранной деятельности, тесно связанное практически со всеми сферами жизни как общества, так и любого промышленного предприятия. На международном уровне у истоков формирования климатической повестки проблема поднималась в первую очередь общественностью, постановка вопроса шла от обычных людей и общественных организаций, которые видели последствия изменения климата по всему миру. Международная повестка была сформирована снизу вверх по вертикали государственной власти — начала формироваться у населения, а не наоборот.

В России же тема изменения климата не столь актуальна среди населения, поэтому складывается впечатление, будто вся климатическая повестка политизирована и не имеет отношения к охране окружающей среды, а носит только фискальный неналоговый характер, создающий дополнительную финансовую нагрузку на хозяйствующие субъекты. Но на самом деле это не совсем так. Россия в самом начале пути формирования и реализации мероприятий по сокращению выбросов, нам предстоит большая и сложная работа в этом направлении.

Закон № 296-ФЗ 

Основополагающим рамочным законодательным актом в части мероприятий по сокращению выбросов ПГ для хозяйствующих субъектов является Закон № 296-ФЗ[3], заложивший основы правового регулирования отношений в сфере хозяйственной и иной деятельности, которая сопровождается выбросами ПГ.

Закон № 296-ФЗ дает определения целому ряду новых понятий, ранее не используемых в природоохранном законодательстве.

Словарь
Парниковые газы
(ПГ) — газообразные вещества природного или антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение.
Регулируемые организации — юридические лица и индивидуальные предприниматели, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами ПГ, масса которых определяется в соответствии со ст. 7 Закона № 296-ФЗ.
Климатический проект — комплекс мероприятий, обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов ПГ или увеличение поглощения ПГ.
Углеродная единица — верифицированный результат реализации климатического проекта, выраженный в массе ПГ, эквивалентной 1 тонне углекислого газа.
Реестр углеродных единиц — информационная система, в которой регистрируются климатические проекты и ведется учет углеродных единиц и операций с ними.

 

К регулируемым организациям в соответствии с Законом № 296-ФЗ и на основании Критериев[4] относятся те, чья хозяйственная и иная деятельность одновременно удовлетворяет следующим требованиям:
• сопровождается выбросами ПГ, масса которых эквивалентна 150 и более тыс. т углекислого газа в год за период до 01.01.2024 или 50 и более тыс. т углекислого газа в год за период с 01.01.2024;
• соответствует производственным процессам и (или) видам хозяйственной и иной деятельности по перечню и показателям согласно Приложению к Критериям (содержащему 11 основных производственных процессов и (или) видов хозяйственной и иной деятельности).

Охват Критериев отнесения хозяйствующих субъектов достаточно обширный, но при этом отнесение себя к регулируемым организациям хозяйствующий субъект осуществляет самостоятельно исходя из массы выбросов ПГ, определяемой умножением показателя производственного процесса и (или) вида хозяйственной и иной деятельности за отчетный период на соответствующий удельный коэффициент, предусмотренный Приложением к Критериям.

За отчетный период принимается год с 1 января по 31 декабря.

Отчет о выбросах ПГ 

Срок сдачи. Регулируемые организации обязаны представить отчет о выбросах ПГ[5] (далее — Отчет) в срок до 1 июля года, следующего за отчетным годом.

Содержание. Отчет содержит информацию о массе выбросов ПГ, образовавшихся в результате хозяйственной и иной деятельности регулируемых организаций, за календарный год, а также исходные сведения, на основании которых определена масса этих выбросов (ч. 3 ст. 7 Закона № 296-ФЗ).

Форма предоставления. Отчет предоставляется в электронном виде посредством заполнения регулируемой организацией формы отчета в реестре выбросов ПГ (оператор реестра — Минэкономразвития России). При этом отчетность по выбросам ПГ интегрирована в ГИС «Энергоэффективность»[6], оператором которой также является Минэкономразвития России. Поэтому ожидаем функционала подачи отчетности по ПГ именно через эту площадку (см. clck.ru/33EM4z).

Комментарий
В 2022 г. в лентах новостей упоминалось, что появится автоматический калькулятор, в котором хозяйствующие субъекты будут указывать объем произведенной продукции или потребления топлива за отчетный период и автоматически получать результат: относится предприятие к регулируемым или нет. Калькулятор планировалось разместить в ГИС «Энергоэффективность», но в данный момент такой функционал отсутствует.

 

Далее рассмотрим, какими методиками руководствоваться при определении объемов выбросов ПГ; какие штрафы и за что предлагается закрепить для регулируемых организаций; сколько существует вариантов уменьшения выбросов ПГ.


[1] Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р.

[2] Парниковые газы.

[3] Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов».

[4] Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.03.2022 № 355.

[5] См. Правила представления и проверки отчетов о выбросах парниковых газов, формы отчета о выбросах парниковых газов, Правила создания и ведения реестра выбросов парниковых газов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20.04.2022 № 707 (в ред. от 29.10.2022; далее — Правила № 707).

[6] Подпункт «к» п. 5, подп. «ж» п. 7 Правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.06.2010 № 391 (в ред. от 29.10.2022).


 

В.В. Бескороваев, эколог-аудитор, заместитель руководителя проекта Офиса проектного управления ФГБОУ ВО «Алтайский Государственный Университет», эксперт Российского экологического общества

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «ЭкоСпоры» № 1, 2023.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам