Решит ли Россия многоотходное уравнение с тремя неизвестными?

    Эксперты национальной цифровой платформы Smart Eco Systems проанализировали различные инициативы в сфере обращения с отходами за недавний период. Каждая из них сама по себе вызвала бурное обсуждение в отраслевом сообществе. Учитывая же одновременный запуск этих новаций, практики задались вопросом «не противоречат ли все эти инициативы друг другу, выступая препятствующими, а не стимулирующими факторами в их дальнейшей реализации»?

    Очевидно, что появились все эти инициативы не просто так. После вскрытия ряда узких мест, государство решило усилить контроль за переработкой отходов и отчетностью. Первым шагом на этом пути традиционно выступили предложения по изменению нормативной документации. Однако в условиях сжатых сроков, документы формируются удивительными и неоднозначными по последствиям для участников отрасли. Законодателям, регуляторам, переработчикам отходов и ППК «РЭО» предстоит в ближайшее время решить уравнение с тремя неизвестными: как повысить прозрачность отрасли, не закошмарив при этом российские предприятия до предела, а также обеспечить целевые показатели федеральных экологических проектов по циклической экономике в условиях сокращения объёма инвестиций.

    Итого, на текущий момент дано:

    Вице-премьер Виктория Абрамченко анонсировала подвижки в законопроекте по расширенной ответственности производителей, предусматривающий введение 100% норматива утилизации упаковки товаров с 2025 года. Параллельно Минприроды планирует ужесточить требования обращения с отходами всех классов опасности, обоснованность и эффективность которого неочевидна, и в целом не укладывается в согласованные дорожные карты реализации экологических федеральных проектов, а Правительство тем временем намеревается более чем вдвое сократить расходы на реализацию мероприятий мусорной реформы.

    Если последнее можно назвать предсказуемым в текущих условиях, то новая инициатива по вероятному усилению регулирования сферы обращения с различными видами отходов, описанная в недавно опубликованном проекте приказа МПР РФ вызывает искреннее недоумение. Текст документа содержит многочисленное дублирование норм, уже содержащихся в других НПА, но при этом непонятно как это всё соотносится с содержанием законопроекта «О РОП», за утверждение и принятие которого отвечает вице-премьер Абрамченко. Отсутствует связь предлагаемых в проекте приказа видов учёта движения отходов с ЕФГИС УОИТ, оператором которого является ППК «РЭО». Также немаловажно, что в случае принятия документа в нынешнем виде к тысячам предприятий, отрасли обращения с отходами, будут применены обременительные дополнительные требования, которые в текущей непростой экономической ситуации могут стать для них просто фатальными.

    Что интересно, решить не самую простую задачу по внедрению лучших практик в сфере обращения с отходами даже в условиях сокращения инвестиций вполне реально. В России уже сегодня существуют эффективные инструменты. Необходимо их только увидеть и внимательно изучить. 

    «У утилизаторов не будет необходимости за свой счет приобретать оборудование, осуществлять несколько предлагаемых в проекте приказа видов фиксации движения отходов, если они будут оказывать услуги в рамках РОП на платформе Smart Eco Systems. Эта площадка уже работает и располагает всеми необходимыми алгоритмами и процедурами проверки. Если интегрировать данное решение в единую государственную систему мониторинга пути отходов от момента их образования до утилизации, можно будет решить актуальные задачи без дополнительных затрат переработчиков и «изобретения велосипеда заново» регуляторами и регоператорами», - говорит генеральный директор НСК «Экосфера», к.ю.н. Александр Корнев.

    Ведь и переработчики, и инспекторы Росприроднадзора знают, что сами по себе факты видео, - фотофиксации, взвешивания и прочие описанные в проекте документа процедуры, не гарантируют в итоге желанную прозрачность и прослеживаемость процесса утилизации отходов. Зато добавляют ощутимый объём дополнительной работы и затрат огромному количеству компаний, занимающихся сегодня сбором, перевозкой, обработкой и утилизацией вторресурсов. Подводят и без того непростую экономику этих предприятий к грани рентабельности.

    Очевидно, что нужно принимать более эффективные, и при этом приемлемые комплексные меры регулирования участников отрасли. Например, использовать возможности и функционал уже существующих решений и платформ. Тем более, когда проблемы, с которыми призвана справиться «мусорная реформа», решать необходимо оперативно и без дополнительных затрат.

    30.09.2022, 09:00

    Решит ли Россия многоотходное уравнение с тремя неизвестными?

    Эксперты национальной цифровой платформы Smart Eco Systems проанализировали различные инициативы в сфере обращения с отходами за недавний период. Каждая из них сама по себе вызвала бурное обсуждение в отраслевом сообществе. Учитывая же одновременный запуск этих новаций, практики задались вопросом «не противоречат ли все эти инициативы друг другу, выступая препятствующими, а не стимулирующими факторами в их дальнейшей реализации»?

    Очевидно, что появились все эти инициативы не просто так. После вскрытия ряда узких мест, государство решило усилить контроль за переработкой отходов и отчетностью. Первым шагом на этом пути традиционно выступили предложения по изменению нормативной документации. Однако в условиях сжатых сроков, документы формируются удивительными и неоднозначными по последствиям для участников отрасли. Законодателям, регуляторам, переработчикам отходов и ППК «РЭО» предстоит в ближайшее время решить уравнение с тремя неизвестными: как повысить прозрачность отрасли, не закошмарив при этом российские предприятия до предела, а также обеспечить целевые показатели федеральных экологических проектов по циклической экономике в условиях сокращения объёма инвестиций.

    Итого, на текущий момент дано:

    Вице-премьер Виктория Абрамченко анонсировала подвижки в законопроекте по расширенной ответственности производителей, предусматривающий введение 100% норматива утилизации упаковки товаров с 2025 года. Параллельно Минприроды планирует ужесточить требования обращения с отходами всех классов опасности, обоснованность и эффективность которого неочевидна, и в целом не укладывается в согласованные дорожные карты реализации экологических федеральных проектов, а Правительство тем временем намеревается более чем вдвое сократить расходы на реализацию мероприятий мусорной реформы.

    Если последнее можно назвать предсказуемым в текущих условиях, то новая инициатива по вероятному усилению регулирования сферы обращения с различными видами отходов, описанная в недавно опубликованном проекте приказа МПР РФ вызывает искреннее недоумение. Текст документа содержит многочисленное дублирование норм, уже содержащихся в других НПА, но при этом непонятно как это всё соотносится с содержанием законопроекта «О РОП», за утверждение и принятие которого отвечает вице-премьер Абрамченко. Отсутствует связь предлагаемых в проекте приказа видов учёта движения отходов с ЕФГИС УОИТ, оператором которого является ППК «РЭО». Также немаловажно, что в случае принятия документа в нынешнем виде к тысячам предприятий, отрасли обращения с отходами, будут применены обременительные дополнительные требования, которые в текущей непростой экономической ситуации могут стать для них просто фатальными.

    Что интересно, решить не самую простую задачу по внедрению лучших практик в сфере обращения с отходами даже в условиях сокращения инвестиций вполне реально. В России уже сегодня существуют эффективные инструменты. Необходимо их только увидеть и внимательно изучить. 

    «У утилизаторов не будет необходимости за свой счет приобретать оборудование, осуществлять несколько предлагаемых в проекте приказа видов фиксации движения отходов, если они будут оказывать услуги в рамках РОП на платформе Smart Eco Systems. Эта площадка уже работает и располагает всеми необходимыми алгоритмами и процедурами проверки. Если интегрировать данное решение в единую государственную систему мониторинга пути отходов от момента их образования до утилизации, можно будет решить актуальные задачи без дополнительных затрат переработчиков и «изобретения велосипеда заново» регуляторами и регоператорами», - говорит генеральный директор НСК «Экосфера», к.ю.н. Александр Корнев.

    Ведь и переработчики, и инспекторы Росприроднадзора знают, что сами по себе факты видео, - фотофиксации, взвешивания и прочие описанные в проекте документа процедуры, не гарантируют в итоге желанную прозрачность и прослеживаемость процесса утилизации отходов. Зато добавляют ощутимый объём дополнительной работы и затрат огромному количеству компаний, занимающихся сегодня сбором, перевозкой, обработкой и утилизацией вторресурсов. Подводят и без того непростую экономику этих предприятий к грани рентабельности.

    Очевидно, что нужно принимать более эффективные, и при этом приемлемые комплексные меры регулирования участников отрасли. Например, использовать возможности и функционал уже существующих решений и платформ. Тем более, когда проблемы, с которыми призвана справиться «мусорная реформа», решать необходимо оперативно и без дополнительных затрат.

    30.09.2022, 09:00
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам