Мораторий на экологический контроль в 2022 году – расслабляться ли природопользователям? 

    В прошлую пятницу вышло постановление Правительства РФ № 336, которым были установлены особые условия проведения экологических проверок. Ограничения проверочной деятельности призваны снизить нагрузку на бизнес в и без того сложных экономических условиях

    Подобные меры государственной поддержки мы уже наблюдали в 2020 году, во время пандемии, они были распространены на 2021 год. Но действительно ли они позволяли и позволят теперь бизнесу «выдохнуть» хотя бы в части административного воздействия? Предлагаю посмотреть, какие послабления были введены постановлением на 2022 год, а затем поговорить о данных статистики за 2020 и 2021 годы и сделать свои выводы.

    Условия экологического контроля в 2022 году можно свести к шести ключевым пунктам:

    1. В 2022 году по общему правилу плановые проверки не проводятся. Но есть исключения. для некоторых видов контроля (надзора), сопряженных с экологическим

    Плановые проверки проводятся в рамках

    – санитарно-эпидемиологического надзора в сфере водоподготовки и водоснабжения (пп. а п. 2)

    – федерального государственного надзора в области промышленной безопасности для объектов 2 класса опасности.

    Результаты контрольных мероприятий в рамках этих видов надзора нередко влияют на результаты экологических споров. Например, факты нарушений при эксплуатации опасных объектов могут стать доказательством вины в споре о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

    Это создает определенные риски для природопользователей, соответственно, административное воздействие сохраняется и может быть даже очень чувствительным для предприятий. Но здесь важно отметить, что у контрольного органа (КНО) есть право заменить проверку на профилактический визит, от которого контролируемое лицо не вправе отказаться. Насколько часто КНО будут пользоваться этой возможностью  покажет время.

     

    2. Основания для внеплановых проверок строго ограничены

    Ряд проверок проводится только по согласованию с прокуратурой

    (1) проверки ввиду угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан/ его причинения, угрозы возникновения ЧС природного /техногенного характера, угрозы обороны страны и безопасности государства/ причинения им вреда

    (2) при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении чрезвычайно высокого и высокого рисков на опасных объектах 1 и 2 класса опасности, на гидротехнических сооружениях 1 и 2 класса опасности или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу вышеуказанным в пп. 1 ценностям

    (3) при проверке исполнения предписания об устранении нарушений (после истечения срока), создающих угрозу причинения вреда вышеуказанным ценностям, при этом внеплановая выездная проверка проводится только если исполнение /неисполнение нельзя установить на основании документов и иной информации в распоряжении государственного органа

     

    Часть проверок может проводиться без согласования с прокуратурой. Среди них КНМ, проводимые по таким основаниям:

    (1) по поручению Президента РФ

    (2) по поручению председателя Правительства РФ

    (3) по поручению Зам. Председателя Правительства РФ при согласовании с руководителем Аппарата Правительства РФ

    (4) по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением закона, соблюдением прав и свобод человека и гражданина

    (5) при наступлении события из программы проверок федерального государственного экологического надзора при представлении контролируемым лицом документов или сведений об исполнении предписания 

    Все эти основания оставляют широкое поле для маневра. Фактически внеплановые проверки могут проводиться по целым отраслям/группам предприятий, если это будет соответствовать государственной политике. Поэтому риск того, что предприятие может оказаться под интенсивным административным воздействием, в 2022 году сохраняется  предприятиям необходимо активно отслеживать государственную повестку.

     

    3. КНМ, запланированные на дату после вступления в силу постановления, и не подпадающие под ограничения, подлежат отмене КНО единым решением в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу постановления (п. 5 постановления). Аналогичная ситуация с не завершенными КНМ  они подлежат прекращению в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу постановления.

     

    4. При этом предписание в рамках таких КНМ может быть выдано в одном случае   если в ходе КНМ были обнаружены факты нарушений, которые влекут угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения ЧС природного/техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства.

     

    5. Срок исполнения предписаний, выданных до вступления в силу постановления, продлевается на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения и может быть дополнительно продлен по ходатайству контролируемого лица (п.8 постановления).

     

    6. В рамках таких КНМ лицо может быть привлечено к административной ответственности  если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, которые являются предметом государственного контроля, при этом признаки состава были выявлены в рамках КНМ. Нельзя применить только временный запрет деятельности (п. 9 постановления).  

     

    Что касается мер, принимаемых прямо сейчас (прекращение незавершенных КНМ, отмена запланированных КНМ и продление срока исполнения предписаний)  это, конечно, существенное послабление для бизнеса в настоящий момент. И этой возможностью необходимо пользоваться, в том числе и максимально продлить срок исполнения предписания. В то же время мы видим, что «безнаказанным» предприятие не останется, если выявлены факты нарушений  и предписание будет вынесено, несмотря на ограничения, и к административной ответственности лицо привлекут.

     Но насколько вышеобозначенные ограничения снизят нагрузку на бизнес в течение 2022 года  вопрос. Так, например, по поручению Виктории Абрамченко, несмотря на мораторий, в 2020 году были проверены почти 300 недропользователей. Исследователи из Института проблем правоприменения при Европейском университете отмечают, что в действительности у ограничений довольно много исключений и тех самых «возможностей для маневра», о которых я говорила выше. Мораторий на проверки не носил абсолютного характера ни в 2020, ни в 2021 году: «Ограничения контрольно-надзорных органов по проверке субъектов малого и среднего предпринимательства, включая установленныи? моратории? на проверки, не носят абсолютного характера: более 25% всех планово проверенных организации? и свыше 50% всех внепланово проверенных организации? в 2020 г. были малыми и средними предприятиями». Подробнее см. Кучаков Р. К., Кузнецова Д. А., Скугаревскии? Д.А. Контроль и надзор в 2020 г. Жизнь без проверок в период пандемии: аналитическии? отчет

    И хотя в 2020 г. число проверок значительно снизилось в 3,5 раза по сравнению с 2019 г.  несмотря на то, что мораторий был распространен на 2021 г., в 2021 количество проверок увеличилось в 1,6 раза по сравнению с 2020 г.  (Подробнее см. Кучаков Р.К., Скугаревский Д.АКонтроль и надзор в 2021 г. Возврат к норме или новая парадигма?: аналитический отчет). В 2020 году количество плановых проверок Росприроднадзора по отношению к 2019 году уменьшилось незначительно (всего на 2.7% по сравнению с другими ведомствами  Ростехнадзор на 11,9%, Роспотребнадзор на 52,6% и т.д.). Аналогичная статистика и по внеплановым проверкам: –  на 5,7 %, в то время как Ростехнадзор  на 27,7%, Роструд   на 48,1% и т.д).

    На основе этих данных, я предполагаю, что в 2022 году, даже в условиях кризиса, проверочная деятельность не будет полностью заморожена, хотя поддержка бизнесу уже оказана. Оперативные меры приняты сейчас, на время острого шока, но это состояние будет постепенно развеиваться. На значительное снижение экологического контроля я бы не рассчитывала, учитывая статистические данные по 2020 и 2021 годам. Поэтому именно сейчас важно воспользоваться предоставленным перерывом и навести порядок в экологической деятельности предприятия (перестроить внутренние процессы, провести качественный аудит и т.д.).

     

    Полина Позднякова

    Эксперт по экологическому праву и комплаенсу, автор телеграмм-канала «Эколог из бюро»

    14.03.2022, 18:01

    Мораторий на экологический контроль в 2022 году – расслабляться ли природопользователям? 

    В прошлую пятницу вышло постановление Правительства РФ № 336, которым были установлены особые условия проведения экологических проверок. Ограничения проверочной деятельности призваны снизить нагрузку на бизнес в и без того сложных экономических условиях

    Подобные меры государственной поддержки мы уже наблюдали в 2020 году, во время пандемии, они были распространены на 2021 год. Но действительно ли они позволяли и позволят теперь бизнесу «выдохнуть» хотя бы в части административного воздействия? Предлагаю посмотреть, какие послабления были введены постановлением на 2022 год, а затем поговорить о данных статистики за 2020 и 2021 годы и сделать свои выводы.

    Условия экологического контроля в 2022 году можно свести к шести ключевым пунктам:

    1. В 2022 году по общему правилу плановые проверки не проводятся. Но есть исключения. для некоторых видов контроля (надзора), сопряженных с экологическим

    Плановые проверки проводятся в рамках

    – санитарно-эпидемиологического надзора в сфере водоподготовки и водоснабжения (пп. а п. 2)

    – федерального государственного надзора в области промышленной безопасности для объектов 2 класса опасности.

    Результаты контрольных мероприятий в рамках этих видов надзора нередко влияют на результаты экологических споров. Например, факты нарушений при эксплуатации опасных объектов могут стать доказательством вины в споре о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.

    Это создает определенные риски для природопользователей, соответственно, административное воздействие сохраняется и может быть даже очень чувствительным для предприятий. Но здесь важно отметить, что у контрольного органа (КНО) есть право заменить проверку на профилактический визит, от которого контролируемое лицо не вправе отказаться. Насколько часто КНО будут пользоваться этой возможностью  покажет время.

     

    2. Основания для внеплановых проверок строго ограничены

    Ряд проверок проводится только по согласованию с прокуратурой

    (1) проверки ввиду угрозы причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан/ его причинения, угрозы возникновения ЧС природного /техногенного характера, угрозы обороны страны и безопасности государства/ причинения им вреда

    (2) при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении чрезвычайно высокого и высокого рисков на опасных объектах 1 и 2 класса опасности, на гидротехнических сооружениях 1 и 2 класса опасности или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу вышеуказанным в пп. 1 ценностям

    (3) при проверке исполнения предписания об устранении нарушений (после истечения срока), создающих угрозу причинения вреда вышеуказанным ценностям, при этом внеплановая выездная проверка проводится только если исполнение /неисполнение нельзя установить на основании документов и иной информации в распоряжении государственного органа

     

    Часть проверок может проводиться без согласования с прокуратурой. Среди них КНМ, проводимые по таким основаниям:

    (1) по поручению Президента РФ

    (2) по поручению председателя Правительства РФ

    (3) по поручению Зам. Председателя Правительства РФ при согласовании с руководителем Аппарата Правительства РФ

    (4) по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением закона, соблюдением прав и свобод человека и гражданина

    (5) при наступлении события из программы проверок федерального государственного экологического надзора при представлении контролируемым лицом документов или сведений об исполнении предписания 

    Все эти основания оставляют широкое поле для маневра. Фактически внеплановые проверки могут проводиться по целым отраслям/группам предприятий, если это будет соответствовать государственной политике. Поэтому риск того, что предприятие может оказаться под интенсивным административным воздействием, в 2022 году сохраняется  предприятиям необходимо активно отслеживать государственную повестку.

     

    3. КНМ, запланированные на дату после вступления в силу постановления, и не подпадающие под ограничения, подлежат отмене КНО единым решением в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу постановления (п. 5 постановления). Аналогичная ситуация с не завершенными КНМ  они подлежат прекращению в течение 5 рабочих дней со дня вступления в силу постановления.

     

    4. При этом предписание в рамках таких КНМ может быть выдано в одном случае   если в ходе КНМ были обнаружены факты нарушений, которые влекут угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, возникновения ЧС природного/техногенного характера, ущерба обороне страны и безопасности государства.

     

    5. Срок исполнения предписаний, выданных до вступления в силу постановления, продлевается на 90 календарных дней со дня истечения срока исполнения и может быть дополнительно продлен по ходатайству контролируемого лица (п.8 постановления).

     

    6. В рамках таких КНМ лицо может быть привлечено к административной ответственности  если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, которые являются предметом государственного контроля, при этом признаки состава были выявлены в рамках КНМ. Нельзя применить только временный запрет деятельности (п. 9 постановления).  

     

    Что касается мер, принимаемых прямо сейчас (прекращение незавершенных КНМ, отмена запланированных КНМ и продление срока исполнения предписаний)  это, конечно, существенное послабление для бизнеса в настоящий момент. И этой возможностью необходимо пользоваться, в том числе и максимально продлить срок исполнения предписания. В то же время мы видим, что «безнаказанным» предприятие не останется, если выявлены факты нарушений  и предписание будет вынесено, несмотря на ограничения, и к административной ответственности лицо привлекут.

     Но насколько вышеобозначенные ограничения снизят нагрузку на бизнес в течение 2022 года  вопрос. Так, например, по поручению Виктории Абрамченко, несмотря на мораторий, в 2020 году были проверены почти 300 недропользователей. Исследователи из Института проблем правоприменения при Европейском университете отмечают, что в действительности у ограничений довольно много исключений и тех самых «возможностей для маневра», о которых я говорила выше. Мораторий на проверки не носил абсолютного характера ни в 2020, ни в 2021 году: «Ограничения контрольно-надзорных органов по проверке субъектов малого и среднего предпринимательства, включая установленныи? моратории? на проверки, не носят абсолютного характера: более 25% всех планово проверенных организации? и свыше 50% всех внепланово проверенных организации? в 2020 г. были малыми и средними предприятиями». Подробнее см. Кучаков Р. К., Кузнецова Д. А., Скугаревскии? Д.А. Контроль и надзор в 2020 г. Жизнь без проверок в период пандемии: аналитическии? отчет

    И хотя в 2020 г. число проверок значительно снизилось в 3,5 раза по сравнению с 2019 г.  несмотря на то, что мораторий был распространен на 2021 г., в 2021 количество проверок увеличилось в 1,6 раза по сравнению с 2020 г.  (Подробнее см. Кучаков Р.К., Скугаревский Д.АКонтроль и надзор в 2021 г. Возврат к норме или новая парадигма?: аналитический отчет). В 2020 году количество плановых проверок Росприроднадзора по отношению к 2019 году уменьшилось незначительно (всего на 2.7% по сравнению с другими ведомствами  Ростехнадзор на 11,9%, Роспотребнадзор на 52,6% и т.д.). Аналогичная статистика и по внеплановым проверкам: –  на 5,7 %, в то время как Ростехнадзор  на 27,7%, Роструд   на 48,1% и т.д).

    На основе этих данных, я предполагаю, что в 2022 году, даже в условиях кризиса, проверочная деятельность не будет полностью заморожена, хотя поддержка бизнесу уже оказана. Оперативные меры приняты сейчас, на время острого шока, но это состояние будет постепенно развеиваться. На значительное снижение экологического контроля я бы не рассчитывала, учитывая статистические данные по 2020 и 2021 годам. Поэтому именно сейчас важно воспользоваться предоставленным перерывом и навести порядок в экологической деятельности предприятия (перестроить внутренние процессы, провести качественный аудит и т.д.).

     

    Полина Позднякова

    Эксперт по экологическому праву и комплаенсу, автор телеграмм-канала «Эколог из бюро»

    14.03.2022, 18:01
Статотчетность для эколога: как заполнять формы?
Санитарно-защитные зоны и их неочевидные аспекты
Новый дайджест журнала «Справочник эколога»
Выбросы парниковых газов
Как разработать заявку на получение КЭР для объекта I категории НВОС
Как теперь это делается: новое для природопользователя
Лом, РОП и ФЭО: коротко о главном
Источники экологической информации для проектировщиков
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам