Правила исчисления и взимания платы за НВОС под микроскопом

    /img/plugs/eco/2.png

    Отчетный период стремительно приближается, и природопользователь уже начинает постепенно подбивать свою платежную базу: проверяет данные производственного экологического контроля, вычитывает акты приема-передачи отходов от специализированных организаций, сверяет внесенные квартальные авансовые платежи и т.д. А все для чего? Для того чтобы корректно исчислить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС).

     

    Для достижения этой цели природопользователь в первую очередь обратится, конечно же, к Правилам исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (далее — Правила). На момент написания статьи Правила действуют в редакции от 17.08.2020. Так, для исчисления платы за один отчетный период — 2020 г. — природопользователь успел исследовать новую редакцию Правил, при этом столкнулся с множеством вопросов, которые по сей день частично не раскрыты даже в разъяснительных письмах Минприроды России и Росприроднадзора.

    Однако то, в чем уже удалось разобраться за период прошлой отчетной кампании, автор статьи изложила в таблице «Выбор формулы расчета платы за НВОС» для поиска именно той формулы, которая пригодится в определенной или даже индивидуальной ситуации для расчета суммы платы за НВОС, а данная статья является пояснительной запиской к таблице для легкого ориентирования в ней и удобства использования.

     

    Обратите внимание

    Таблицу «Выбор формулы расчета платы за НВОС» вы найдете в Банке документов в разделе «Плата за НВОС» (код доступа к Банку опубликован в журнале).

     

    Сокращения, используемые в таблице:

    ЗВ — загрязняющие вещества;

    ВРВ — временно разрешенные выбросы;

    ВРС — временно разрешенные сбросы;

    Декларация ОВОС — декларация о воздействии на окружающую среду;

    Документ об утверждении НООЛР — документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

    КЭР — комплексное экологическое разрешение;

    НДВ — нормативы допустимых выбросов;

    НДС — нормативы допустимых сбросов;

    ПЭК — производственный экологический контроль;

    Программа ПЭК — программа производственного экологического контроля;

    Отчет ПЭК — отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

    ТКО — твердые коммунальные отходы;

    неТКО — отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам.

    Также следует обратить внимание на абз. 4 п. 12(1) Правил, который делает акцент на определении понятий в рамках формул, указанных в пп. 17, 19 и 21:

    • НДВ = предельно допустимые выбросы;

    • НДС = предельно допустимые сбросы;

    • ВРВ = лимиты на выбросы;

    • ВРС = лимиты на сбросы.

    Все формулы для исчисления платы за НВОС изложены в пп. 17–21(1) Правил. Каждая из формул предполагается к использованию для определенного вида НВОС, а также для предметных ситуаций, связанных с наличием/отсутствием разрешительных документов и наличием/отсутствием превышений установленных (утвержденных) нормативов, что можно наглядно увидеть в более компактной форме в следующей таблице:

     

    Пункт Правил с формулой

    Вид НВОС

    Без превышений нормативов

    Превышение нормативов

    Отсутствуют разрешительные документы

    17

    Выбросы/сбросы

     

     

    18

    Размещение неТКО

     

     

    18(1)

    Размещение ТКО

     

    18(2)

    Размещение ТКО

     

     

    19

    Выбросы (ВРВ)/сбросы (ВРС)

     

     

    20

    Размещение неТКО

     

    21

    Выбросы (+ВРВ)/сбросы (+ВРС)

     

     

    21(1)

    Выбросы/сбросы

     

     

     

    Расширенная таблица, которая доступна в Банке документов, дает намного больше информации для выбора корректной формулы при расчете платы за НВОС. Помимо фильтров для выбора категории объекта НВОС, вида НВОС и разрешительного документа, в ней также даны подробные подсказки для более легкого подбора той самой ситуации, которая на самом деле сложилась на объекте.

    Как пользоваться таблицей

    Условный пример.

    На объекте III категории имеются стационарные источники, и в отчетный период осуществлялись выбросы ЗВ I, II и III классов опасности. Для всех веществ был проведен ПЭК, результаты которого вошли в Отчет ПЭК. При этом для веществ I и II классов опасности в отчетном периоде НДВ были в наличии, т.е. разработаны (рассчитаны), но санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии таких нормативов санитарным правилам[1] получено не было, т.е. НДВ в отчетном периоде не были утверждены (не были установлены).

    Шаг 1. Выбираем категорию объекта — III

    Шаг 2. Выбираем вид НВОС — выбросы

    Шаг 3. Изучаем графу «Примечание» на предмет наличия подходящей ситуации

    1. Исходя из приведенного примера, ПЭК для ЗВ III класса опасности проведен в полном объеме, а информация о полученных результатах была сообщена в Отчете ПЭК. Который был своевременно представлен в соответствующий орган по установленной форме. Отчет ПЭК выступает разрешительным документом.

     

    Формула, подлежащая использованию в п. №

    Категория объекта ОНВ

    Вид НВОС

    Разрешительный документ

    Платежная база

    Примечание

    17

    III

    Выбросы

    Отчет ПЭК

    Масса/объем выбросов ЗВ, для которых должен проводиться ПЭК в соответствии с утвержденной Программой ПЭК, и которые указаны в Отчете ПЭК (за исключением высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности))

    ПЭК проведен в полном объеме в соответствии с утвержденной Программой ПЭК.

    Отчет ПЭК подан:

    • своевременно;

    • в соответствующий орган;

    • по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261

     

    После того как подходящая ситуация нашлась в графе «Примечание», обращаем внимание на графу «Формула, подлежащая использованию в п. №». В нашем случае для расчета суммы платы за выбросы ЗВ III класса опасности будет использоваться формула, указанная в п. 17 Правил.

    Не менее важной графой является «Платежная база», в которой имеется подсказка о том, что именно брать за основу для расчета суммы платы в индивидуальной ситуации.

     

    2. Учитывая, что объекты III категории обязаны разрабатывать (рассчитывать) и утверждать (устанавливать) НДВ, а в нашем примере таковые отсутствуют, то для расчета суммы платы за выбросы ЗВ I и II классов опасности подходит следующая ситуация:

     

    Формула, подлежащая использованию в п. №

    Категория объекта ОНВ

    Вид НВОС

    Разреш. документ

    Платежная база

    Примечание

    21_1

    III

    Выбросы

    НДВ

    Масса/объем фактически осуществленных выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности)

    НДВ не разработаны (не рассчитаны) и/или не утверждены (не установлены).

    Фактически — период без утвержденных нормативов.

    Утверждение (установление) НДВ возможно только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.

    См. подробнее: письма Минприроды России от 04.08.2021 № 19-50/10802-ОГ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», 27.01.2021 № 12-50/825-ОГ «Об объектах III категории»

     

    Опять же обращаем внимание на графу с формулой уже после того, как корректно и однозначно подобрана ситуация в примечаниях. Так, во втором расчете для объекта III категории за выбросы ЗВ будет использоваться формула, указанная в п. 21(1) Правил, а в качестве платежной базы будет использоваться масса/объем фактически выброшенных ЗВ I и II классов опасности за отчетный период на данном объекте.

    Вопросы без ответов

    Безусловно, Правила не имеют в своем тексте ответов на все возникающие вопросы, например:

    1. По каким формулами рассчитывать сумму платы за НВОС объектам II категории, которые воспользовались правом получить КЭР[2]?

    2. Как осуществлять расчет платы за НВОС объектам III категории, если Отчет ПЭК по такому объекту представлен позже утвержденного срока, т.е. позже 25 марта?

    3. Какие формулы использовать для расчета платы за НВОС объектами IV категории, в случае если природопользователь осуществляет свою деятельность не исключительно на объектах IV категории, из-за чего природопользователь не освобождается от внесения в бюджет такой платы[3]?

    4. Учитывая мнение Минприроды России[4] о том, что объекты, не подлежащие постановке на государственный учет объектов НВОС, т.е. бескатегорийные объекты, также не освобождаются от внесения платы за НВОС, как такие объекты должны осуществлять расчет суммы платы?

    5. Каким образом производить расчет суммы платы по объекту НВОС, который подлежит категорированию, но по нему еще не получено свидетельство о постановке на государственный учет объектов НВОС?

    Также Правила не устанавливают конкретные случаи превышения значений, указанных в Отчете ПЭК, при расчете суммы платы за НВОС по объекту III категории, что также заставляет включать фантазию и ожидать реальные случаи, а то и судебную практику для самостоятельной интерпретации текста Правил из серии «Ах, вот, что имелось ввиду!».

    Но, несмотря на все эти «риторические вопросы», расширенная таблица, размещенная в Банке документов, все равно способна разгрузить природопользователя от излишних мучений по вычитке Правил.

     

    [1] См. Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

    [2] См. п. 12 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

    [3] См. п. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ, письма Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».

    [4] См. письмо Минприроды России от 14.12.2017 № 09-47/34954 «Об исполнении обязанности по внесению платы за НВОС».

     

    24.09.2021, 10:53

    Правила исчисления и взимания платы за НВОС под микроскопом

    /img/plugs/eco/2.png

    Отчетный период стремительно приближается, и природопользователь уже начинает постепенно подбивать свою платежную базу: проверяет данные производственного экологического контроля, вычитывает акты приема-передачи отходов от специализированных организаций, сверяет внесенные квартальные авансовые платежи и т.д. А все для чего? Для того чтобы корректно исчислить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС).

     

    Для достижения этой цели природопользователь в первую очередь обратится, конечно же, к Правилам исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (далее — Правила). На момент написания статьи Правила действуют в редакции от 17.08.2020. Так, для исчисления платы за один отчетный период — 2020 г. — природопользователь успел исследовать новую редакцию Правил, при этом столкнулся с множеством вопросов, которые по сей день частично не раскрыты даже в разъяснительных письмах Минприроды России и Росприроднадзора.

    Однако то, в чем уже удалось разобраться за период прошлой отчетной кампании, автор статьи изложила в таблице «Выбор формулы расчета платы за НВОС» для поиска именно той формулы, которая пригодится в определенной или даже индивидуальной ситуации для расчета суммы платы за НВОС, а данная статья является пояснительной запиской к таблице для легкого ориентирования в ней и удобства использования.

     

    Обратите внимание

    Таблицу «Выбор формулы расчета платы за НВОС» вы найдете в Банке документов в разделе «Плата за НВОС» (код доступа к Банку опубликован в журнале).

     

    Сокращения, используемые в таблице:

    ЗВ — загрязняющие вещества;

    ВРВ — временно разрешенные выбросы;

    ВРС — временно разрешенные сбросы;

    Декларация ОВОС — декларация о воздействии на окружающую среду;

    Документ об утверждении НООЛР — документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

    КЭР — комплексное экологическое разрешение;

    НДВ — нормативы допустимых выбросов;

    НДС — нормативы допустимых сбросов;

    ПЭК — производственный экологический контроль;

    Программа ПЭК — программа производственного экологического контроля;

    Отчет ПЭК — отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

    ТКО — твердые коммунальные отходы;

    неТКО — отходы, не относящиеся к твердым коммунальным отходам.

    Также следует обратить внимание на абз. 4 п. 12(1) Правил, который делает акцент на определении понятий в рамках формул, указанных в пп. 17, 19 и 21:

    • НДВ = предельно допустимые выбросы;

    • НДС = предельно допустимые сбросы;

    • ВРВ = лимиты на выбросы;

    • ВРС = лимиты на сбросы.

    Все формулы для исчисления платы за НВОС изложены в пп. 17–21(1) Правил. Каждая из формул предполагается к использованию для определенного вида НВОС, а также для предметных ситуаций, связанных с наличием/отсутствием разрешительных документов и наличием/отсутствием превышений установленных (утвержденных) нормативов, что можно наглядно увидеть в более компактной форме в следующей таблице:

     

    Пункт Правил с формулой

    Вид НВОС

    Без превышений нормативов

    Превышение нормативов

    Отсутствуют разрешительные документы

    17

    Выбросы/сбросы

     

     

    18

    Размещение неТКО

     

     

    18(1)

    Размещение ТКО

     

    18(2)

    Размещение ТКО

     

     

    19

    Выбросы (ВРВ)/сбросы (ВРС)

     

     

    20

    Размещение неТКО

     

    21

    Выбросы (+ВРВ)/сбросы (+ВРС)

     

     

    21(1)

    Выбросы/сбросы

     

     

     

    Расширенная таблица, которая доступна в Банке документов, дает намного больше информации для выбора корректной формулы при расчете платы за НВОС. Помимо фильтров для выбора категории объекта НВОС, вида НВОС и разрешительного документа, в ней также даны подробные подсказки для более легкого подбора той самой ситуации, которая на самом деле сложилась на объекте.

    Как пользоваться таблицей

    Условный пример.

    На объекте III категории имеются стационарные источники, и в отчетный период осуществлялись выбросы ЗВ I, II и III классов опасности. Для всех веществ был проведен ПЭК, результаты которого вошли в Отчет ПЭК. При этом для веществ I и II классов опасности в отчетном периоде НДВ были в наличии, т.е. разработаны (рассчитаны), но санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии таких нормативов санитарным правилам[1] получено не было, т.е. НДВ в отчетном периоде не были утверждены (не были установлены).

    Шаг 1. Выбираем категорию объекта — III

    Шаг 2. Выбираем вид НВОС — выбросы

    Шаг 3. Изучаем графу «Примечание» на предмет наличия подходящей ситуации

    1. Исходя из приведенного примера, ПЭК для ЗВ III класса опасности проведен в полном объеме, а информация о полученных результатах была сообщена в Отчете ПЭК. Который был своевременно представлен в соответствующий орган по установленной форме. Отчет ПЭК выступает разрешительным документом.

     

    Формула, подлежащая использованию в п. №

    Категория объекта ОНВ

    Вид НВОС

    Разрешительный документ

    Платежная база

    Примечание

    17

    III

    Выбросы

    Отчет ПЭК

    Масса/объем выбросов ЗВ, для которых должен проводиться ПЭК в соответствии с утвержденной Программой ПЭК, и которые указаны в Отчете ПЭК (за исключением высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности))

    ПЭК проведен в полном объеме в соответствии с утвержденной Программой ПЭК.

    Отчет ПЭК подан:

    • своевременно;

    • в соответствующий орган;

    • по форме, утвержденной Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261

     

    После того как подходящая ситуация нашлась в графе «Примечание», обращаем внимание на графу «Формула, подлежащая использованию в п. №». В нашем случае для расчета суммы платы за выбросы ЗВ III класса опасности будет использоваться формула, указанная в п. 17 Правил.

    Не менее важной графой является «Платежная база», в которой имеется подсказка о том, что именно брать за основу для расчета суммы платы в индивидуальной ситуации.

     

    2. Учитывая, что объекты III категории обязаны разрабатывать (рассчитывать) и утверждать (устанавливать) НДВ, а в нашем примере таковые отсутствуют, то для расчета суммы платы за выбросы ЗВ I и II классов опасности подходит следующая ситуация:

     

    Формула, подлежащая использованию в п. №

    Категория объекта ОНВ

    Вид НВОС

    Разреш. документ

    Платежная база

    Примечание

    21_1

    III

    Выбросы

    НДВ

    Масса/объем фактически осуществленных выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности)

    НДВ не разработаны (не рассчитаны) и/или не утверждены (не установлены).

    Фактически — период без утвержденных нормативов.

    Утверждение (установление) НДВ возможно только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.

    См. подробнее: письма Минприроды России от 04.08.2021 № 19-50/10802-ОГ «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», 27.01.2021 № 12-50/825-ОГ «Об объектах III категории»

     

    Опять же обращаем внимание на графу с формулой уже после того, как корректно и однозначно подобрана ситуация в примечаниях. Так, во втором расчете для объекта III категории за выбросы ЗВ будет использоваться формула, указанная в п. 21(1) Правил, а в качестве платежной базы будет использоваться масса/объем фактически выброшенных ЗВ I и II классов опасности за отчетный период на данном объекте.

    Вопросы без ответов

    Безусловно, Правила не имеют в своем тексте ответов на все возникающие вопросы, например:

    1. По каким формулами рассчитывать сумму платы за НВОС объектам II категории, которые воспользовались правом получить КЭР[2]?

    2. Как осуществлять расчет платы за НВОС объектам III категории, если Отчет ПЭК по такому объекту представлен позже утвержденного срока, т.е. позже 25 марта?

    3. Какие формулы использовать для расчета платы за НВОС объектами IV категории, в случае если природопользователь осуществляет свою деятельность не исключительно на объектах IV категории, из-за чего природопользователь не освобождается от внесения в бюджет такой платы[3]?

    4. Учитывая мнение Минприроды России[4] о том, что объекты, не подлежащие постановке на государственный учет объектов НВОС, т.е. бескатегорийные объекты, также не освобождаются от внесения платы за НВОС, как такие объекты должны осуществлять расчет суммы платы?

    5. Каким образом производить расчет суммы платы по объекту НВОС, который подлежит категорированию, но по нему еще не получено свидетельство о постановке на государственный учет объектов НВОС?

    Также Правила не устанавливают конкретные случаи превышения значений, указанных в Отчете ПЭК, при расчете суммы платы за НВОС по объекту III категории, что также заставляет включать фантазию и ожидать реальные случаи, а то и судебную практику для самостоятельной интерпретации текста Правил из серии «Ах, вот, что имелось ввиду!».

    Но, несмотря на все эти «риторические вопросы», расширенная таблица, размещенная в Банке документов, все равно способна разгрузить природопользователя от излишних мучений по вычитке Правил.

     

    [1] См. Постановление Правительства РФ от 09.12.2020 № 2055 «О предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух».

    [2] См. п. 12 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон № 7-ФЗ).

    [3] См. п. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ, письма Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».

    [4] См. письмо Минприроды России от 14.12.2017 № 09-47/34954 «Об исполнении обязанности по внесению платы за НВОС».

     

    24.09.2021, 10:53
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам