Электронная версия журнала
Новости

    Каковы требования к организации автомойки?

    /upl/2021/3_005.jpg

    Вопрос:

    Предприятие занимается оказанием транспортных услуг, имеет гаражные боксы с водоотводом в городскую канализацию. Какие документы и требования должны быть предусмотрены для организации автомойки на территории гаража?

     

    Ответ:

    Для организации автомойки на территории гаража предприятию необходимо заключить договор водоотведения стоков в централизованные сети водоотведения (или внести изменения в имеющийся договор водоотведения в связи с увеличением объема стоков и изменения их состава),

     

    Обоснование:

    Участок (пост) мойки транспортных средств должен быть отделен от других участков (постов) глухими стенами с пароизоляцией и водоустойчивым покрытием, иметь насосную станцию с резервуарами для воды, грязеотстойником с бензо-маслоуловителем и маслосборный колодец (п.43 Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, утвержденных Приказом Минтруда России от 18.11.2020 № 814н).

     

    Пол участка (поста) мойки должен иметь уклон в сторону приемных колодцев, отстойников и уловителей, исключающих попадание воды от мойки транспортных средств на территорию организации и за ее пределы.

     

    При сбросе сточных вод с автомойки в централизованные сети водоотведения (далее - ЦСВ) должны соблюдаться требования:

     

    • Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ);
    • Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила).

     

    Отведение (прием) поверхностных сточных вод в ЦСВ осуществляется на основании договора водоотведения, заключаемого с учетом особенностей, установленных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила) (п.38 Правил).

     

    Между организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) и абонентом может быть заключен договор водоотведения, предусматривающий прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателям, относящимся к технологическим показателям работы очистных сооружений организации, осуществляющей водоотведение (п.114 Правил).

     

    Обязательным условием заключения такого договора является возможность очистных сооружений принять дополнительную нагрузку без ухудшения качества очистки сточных вод и эффективности обработки осадка сточных вод и с сохранением существующей возможности утилизации осадка сточных вод.

     

    Исключением являются:

     

    • вещества, материалы, отходы и сточные воды, запрещенные к сбросу;
    • максимально допустимые значения показателей и концентраций, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети).

     

    Абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в ЦСВ, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу ЦСВ (в том числе ее отдельных объектов) (п.111 Правил).

     

    Запрещен сброс (прием) абонентами в ЦСВ сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к (п.112 Правил):

     

    • повреждению объектов ЦСВ и нарушение режима их работы, в том числе в силу следующих причин:
    • разрушающее коррозионное, абразивное или механическое воздействие на канализационные сети, иные сооружения и оборудование;
    • образование в канализационных сетях и на очистных сооружениях пожароопасных, взрывоопасных и токсичных газопаровоздушных смесей;
    • нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях ЦСВ, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке;
    • нарушению надежности и бесперебойности работы ЦСВ, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды;
    • созданию условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего ЦСВ;
    • невозможности утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды.

     

    Сточные воды, отводимые в ЦСВ, должны соответствовать следующим требованиям (п.113 Правил):

     

    • запрещается производить сброс в ЦСВ веществ, материалов, отходов и сточных вод, по перечню согласно приложению № 4 к Правилам;
    • значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению № 5 к Правилам.

     

    Таким образом, Правилами установлены общие требования к сточным водам, допустимым к сбросу абонентами в ЦСВ.

     

    В ЦСВ могут быть приняты производственные сточные воды, которые не вызывают нарушения в работе канализационных сетей и сооружений, обеспечивают безопасность их эксплуатации и могут быть очищены совместно со сточными водами населенных пунктов.

     

    В то же время образующиеся во время мойки осадки сточных вод необходимо передавать специализированной организации в качестве отхода.

     

    По мере накопления осадки сточных вод передают для утилизации на специализированные предприятия или на пункты сбора.

     

    Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, содержит, в том числе, следующие наименования отходов:

     

    • осадок механической очистки смеси сточных вод мойки автомобильного транспорта и дождевых (ливневых) сточных вод (код 7 23 121 11 39 4, IV класс опасности);
    • осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%, обводненный (код 7 23 101 01 39 4, IV класс опасности).

     

    Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию (п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

     

    Следовательно, передача таких отходов возможна только организации, имеющей лицензию на обращение с отходами.

     

    Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в установленном порядке (п.2 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ)).    

     

    Химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации (п.4 Порядка подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности (далее - Порядок № 1027), утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027).

     

    В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компонентном составе вида отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов (п.4 Порядка 1027).

     

    Для образующихся отходов I-IV класса опасности, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО), хозяйствующим субъектам необходимо разработать паспорта на отходы (с п.3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

     

    При составлении паспорта на отходы, включенные в ФККО, установление соответствия отходов, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием Банка данных об отходах (далее - БДО) (п.5 Порядка паспортизации отходов I-IV классов опасности (далее - Порядок), утвержденного Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026).

     

    Ведение БДО осуществляется Росприроднадзором, в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (далее - Порядок ведения государственного кадастра отходов).

     

    Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 (ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

     

    Хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образуются отходы, устанавливают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - НООЛР) в целях обеспечения (п.1 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):

     

    • охраны окружающей среды и здоровья человека;
    • уменьшения количества отходов.

     

    Разработка НООЛР напрямую зависит от категории НВОС, присвоенной объекту. Таким образом, согласно ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ:

     

    • НООЛР разрабатываются хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на объектах I и II категорий по уровню НВОС;
    • хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на объектах III категории по уровню НВОС, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в составе отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;     
    • при осуществлении хозяйственной деятельности на объектах IV категории по уровню НВОС разработка НООЛР и представление отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

     

    Правила установления санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, вступили в силу 15.03.2018 г. и частично отменяют требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

     

    Санитарно-защитные зоны (далее - СЗЗ) устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - Объекты), в случае формирования за контурами Объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (п.1 Правил).

     

    СЗЗ устанавливается для Объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)).

     

    В свою очередь источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 1 предельно-допустимых концентраций (ПДК) и/или предельно допустимых уровней (ПДУ) (п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

     

    Следовательно, если автомойка будет являться источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, то для нее должна быть установлена СЗЗ, или данный объект должен быть учтен в уже имеющемся проекте СЗЗ предприятия.

     

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, размер ориентировочной СЗЗ может быть:

    1) до 100 м для мойки:

     

    • грузовых автомобилей портального типа;
    • автомобилей с количеством постов от 2 до 5;

     

    2) до 50 м для мойки автомобилей до двух постов.

       

    Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
    Эксперт Леонова Надежда Валерьевна

     

    Подписаться на журнал
    14.05.2021, 09:16