Что будет за превышение нормативов образования отхода?

    /upl/Frame%203955649_29.png

    СИТУАЦИЯ

    В расчетах по одному из отходов V класса опасности в проекте НООЛР была допущена ошибка — годовой норматив, согласно КЭР, оказался меньше объема образующегося отхода. Данный отход передается контрагентам по договорам продажи. Имеются акты приема-передачи отходов на обработку.

    ВОПРОСЫ

    • При превышении норматива по данному отходу будем ли мы нарушать ст. 8.2 КоАП РФ?

    • Является ли это в данном случае превышением, ведь это не лимиты на размещение, а нормативы на отходы, максимальное значение?

    • Необходимо ли в срочном порядке корректировать КЭР (делать перерасчет в проекте НООЛР)?

    • Какие предусмотрены штрафы за представление в отчетности 2-ТП (отходы) сверхнорматива по данному отходу?

    ОТВЕТ

    Согласно п. 8 ст. 18 Закона № 89-ФЗ[1] за превышение лимитов на размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Согласно ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа.

    Таким образом, прямое наказание обозначено в отношении превышения установленных лимитов на размещение отходов, но не в отношении превышения нормативов образования отходов.

    Однако следует обратить внимание, что в утвержденном проекте НООЛР норматив образования конкретного отходов предположительно рассчитан некорректно.

    Некорректный норматив образования данного вида отходов в настоящий момент также указан и в КЭР.

    Порядок № 1029[2] и Приказ № 1021[3] содержат обязательные требования[4], невыполнение которых может повлечь за собой административную ответственность согласно ст. 8.2 КоАП РФ. Их нарушение может быть выражено в т.ч. в некорректно рассчитанном нормативе образования отходов, однако ст. 8.2 КоАП РФ не содержит наказание за подобное нарушение. Орган надзора, вероятно, может квалифицировать данное нарушение по ст. 8.1 или 8.5 КоАП РФ, и только в крайнем случае по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

    Учитывая, что некорректно рассчитанный норматив образования отходов тоже является нарушением обязательных требований, рекомендуется скорректировать проект НООЛР.

    Согласно п. 8 Порядка № 1029 внесение изменений в установленные НООЛР осуществляется путем пересмотра КЭР. При этом согласно п. 26 Порядка № 1386[5] оснований для частичного или полного пересмотра КЭР в данном случае не наступило.

    В случае корректировки проекта НООЛР в части уточнения расчета норматива образования отхода рекомендуется обратиться в территориальный орган Росприроднадзора с заявкой на внесение в КЭР изменений в соответствии с п. 34 Порядка № 1386.

    Однако орган вправе отказать, так как такие изменения затрагивают указанные в п. 10 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ[6] условия, установленные КЭР (имеются в виду изменения нормативов образования отходов).

    Дополнительно рекомендуется обратиться напрямую в территориальный орган Росприроднадзора за разъяснениями порядка внесения изменений в КЭР в части изменения нормативов образования отходов в случае некорректного (ошибочного) расчета норматива образования одного из отходов.

    При представлении статистической информации по утвержденной форме федерального статистического наблюдения, в т.ч. по форме 2-ТП (отходы), приоритетно:

    1. Своевременное представление (установленный срок представления 2-ТП (отходы) — 1 февраля).

    2. Достоверность представленных сведений.

    За данные нарушения предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 13.19 КоАП РФ.

    Форма 2-ТП (отходы) заполняется на основании данных учета в области обращения с отходами, паспортов отходов I–IV классов опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды. Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, а также размещенных отходов.

    Следовательно, если статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) представлена своевременно и отражает в себе достоверные сведения, то, несмотря на превышение норматива образования отхода, природопользователю не за что нести административную ответственность.

    [1] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 26.12.2024, действ. с 01.03.2025).

    [2] Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 (в ред. от 18.08.2022).

    [3] Приказ Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

    [4] Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 30.12.2020 № 1839.

    [5] Порядок рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 04.08.2022 № 1386 (в ред. от 29.10.2024).

    [6] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 08.08.2024, действ. с 01.03.2025).

     
    20.12.2025, 22:28

    Что будет за превышение нормативов образования отхода?

    /upl/Frame%203955649_29.png

    СИТУАЦИЯ

    В расчетах по одному из отходов V класса опасности в проекте НООЛР была допущена ошибка — годовой норматив, согласно КЭР, оказался меньше объема образующегося отхода. Данный отход передается контрагентам по договорам продажи. Имеются акты приема-передачи отходов на обработку.

    ВОПРОСЫ

    • При превышении норматива по данному отходу будем ли мы нарушать ст. 8.2 КоАП РФ?

    • Является ли это в данном случае превышением, ведь это не лимиты на размещение, а нормативы на отходы, максимальное значение?

    • Необходимо ли в срочном порядке корректировать КЭР (делать перерасчет в проекте НООЛР)?

    • Какие предусмотрены штрафы за представление в отчетности 2-ТП (отходы) сверхнорматива по данному отходу?

    ОТВЕТ

    Согласно п. 8 ст. 18 Закона № 89-ФЗ[1] за превышение лимитов на размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Согласно ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления влечет наложение административного штрафа.

    Таким образом, прямое наказание обозначено в отношении превышения установленных лимитов на размещение отходов, но не в отношении превышения нормативов образования отходов.

    Однако следует обратить внимание, что в утвержденном проекте НООЛР норматив образования конкретного отходов предположительно рассчитан некорректно.

    Некорректный норматив образования данного вида отходов в настоящий момент также указан и в КЭР.

    Порядок № 1029[2] и Приказ № 1021[3] содержат обязательные требования[4], невыполнение которых может повлечь за собой административную ответственность согласно ст. 8.2 КоАП РФ. Их нарушение может быть выражено в т.ч. в некорректно рассчитанном нормативе образования отходов, однако ст. 8.2 КоАП РФ не содержит наказание за подобное нарушение. Орган надзора, вероятно, может квалифицировать данное нарушение по ст. 8.1 или 8.5 КоАП РФ, и только в крайнем случае по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

    Учитывая, что некорректно рассчитанный норматив образования отходов тоже является нарушением обязательных требований, рекомендуется скорректировать проект НООЛР.

    Согласно п. 8 Порядка № 1029 внесение изменений в установленные НООЛР осуществляется путем пересмотра КЭР. При этом согласно п. 26 Порядка № 1386[5] оснований для частичного или полного пересмотра КЭР в данном случае не наступило.

    В случае корректировки проекта НООЛР в части уточнения расчета норматива образования отхода рекомендуется обратиться в территориальный орган Росприроднадзора с заявкой на внесение в КЭР изменений в соответствии с п. 34 Порядка № 1386.

    Однако орган вправе отказать, так как такие изменения затрагивают указанные в п. 10 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ[6] условия, установленные КЭР (имеются в виду изменения нормативов образования отходов).

    Дополнительно рекомендуется обратиться напрямую в территориальный орган Росприроднадзора за разъяснениями порядка внесения изменений в КЭР в части изменения нормативов образования отходов в случае некорректного (ошибочного) расчета норматива образования одного из отходов.

    При представлении статистической информации по утвержденной форме федерального статистического наблюдения, в т.ч. по форме 2-ТП (отходы), приоритетно:

    1. Своевременное представление (установленный срок представления 2-ТП (отходы) — 1 февраля).

    2. Достоверность представленных сведений.

    За данные нарушения предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 13.19 КоАП РФ.

    Форма 2-ТП (отходы) заполняется на основании данных учета в области обращения с отходами, паспортов отходов I–IV классов опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды. Учет в области обращения с отходами ведется на основании фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, а также размещенных отходов.

    Следовательно, если статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) представлена своевременно и отражает в себе достоверные сведения, то, несмотря на превышение норматива образования отхода, природопользователю не за что нести административную ответственность.

    [1] Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 26.12.2024, действ. с 01.03.2025).

    [2] Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1029 (в ред. от 18.08.2022).

    [3] Приказ Минприроды России от 07.12.2020 № 1021 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».

    [4] Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 30.12.2020 № 1839.

    [5] Порядок рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 04.08.2022 № 1386 (в ред. от 29.10.2024).

    [6] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 08.08.2024, действ. с 01.03.2025).

     
    20.12.2025, 22:28
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам