Правовые последствия зарастания земель опасными растениями

    /upl/Group%20637_11.png

    Принятие Федерального закона от 31 июля 2025 г.  294-ФЗ, которым в Земельный кодекс РФ вводится понятие «опасные виды инвазивных растений», подтверждает актуальность проблемы распространения сорных и карантинных растений. Такие виды, как борщевик Сосновского, повилика полевая и другие, не только наносят прямой экономический ущерб сельскому и лесному хозяйству, но также способствуют ухудшению качества (деградации) почв, а в некоторых случаях угрожают здоровью человека 

    Наличие инвазивных растений является основанием для применения к собственнику (иному владельцу, землепользователю) санкций, предусмотренных как земельным законодательством, так и законодательством об административных правонарушенияхСудами сформирован значительный массив решений, иллюстрирующих правовые последствия наличия сорной и карантинной растительности на земельных участках. Ниже представлен анализ ключевых судебных актов за 2024-2025 годы. 

    1. Неиспользование земель и оценка допустимости доказательств 

    В деле № А41-29321/2025 был рассмотрен вопрос о доказанности факта длительного неиспользования сельскохозяйственных земель. Истец (Россельхознадзор) требовал принудительного изъятия участка, ссылаясь на его зарастание. 

    Десятый арбитражный апелляционный суд акцентировал внимание на оценке представленных истцом доказательств. Решающим для данного дела обстоятельством стало то, что Россельхознадзор впервые зафиксировал признаки неиспользования участка лишь 25.10.2023. Акты муниципальной администрации за 2021–2022 годы были признаны недопустимыми доказательствами, так как администрация не обладает полномочиями по федеральному государственному земельному надзору, а её акты не содержали признаков, строго определённых Постановлением Правительства РФ № 1482. 

    Суд также учёл хозяйственную деятельность и добросовестность собственника. Ответчик предоставил доказательства проведения работ по покосу, мелиоративному боронованию и удалению растительности в 2024–2025 годах. Россельхознадзор продлил срок исполнения предписания и по итогам проверки в 2025 году подтвердил устранение нарушений. Суд подчеркнул, что изъятие земли является крайней мерой, допустимой лишь при грубых и неустранимых нарушениях. 

    (Постановление от 20.11.2025 по делу № А41-29321/2025) 

    2. Надлежащие доказательства и применение аналогии закона 

    В деле № А40-11993/2024 суды трёх инстанций пришли к выводу о систематическом неиспользовании земель сельскохозяйственного назначения более трёх лет. 

    Доказательная база включала проверки инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы, результаты агробиологических экспертиз и данные спутниковой съёмки, подтвердившие зарастание участков сорной растительностью на 95% площади. Эксперты указали на отсутствие следов обработки почвы, посевов и покоса в течение 3–5 лет. Аргументы ответчика о разовых мероприятиях по уничтожению борщевика были признаны недостаточными для подтверждения ведения сельскохозяйственной деятельности. 

    Особое внимание заслуживает применение судами при рассмотрении дела аналогии закона. В отсутствие специального порядка изъятия земель сельскохозяйственного использования в границах населённых пунктов суды обоснованно применили процедуру, предусмотренную Федеральным законом № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1482, как регулирующую сходные правоотношения.  

    (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.11.2025 по делу № А40-11993/2024) 

    3. Бездействие органов публичной власти 

    Поскольку такая мера ответственности как изъятие неприменима к землям, государственная собственность на которые не разграничена, суды проявляют особую строгость в отношении органов публичной власти. Так, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, проверяя законность судебных актов нижестоящих судов, отклонил довод администрации Назаровского района Красноярского края о малозначительности правонарушения (ст. 2.9. КоАП РФ) и подтвердил законность штрафа за бездействие в борьбе с повиликой европейской на землях общего пользования (ст. 10.1 КоАП РФ). Суд отметил, что освобождение администрации от ответственности будет способствовать «формированию атмосферы безнаказанности, несовместимой с принципом неотвратимости ответственности…». 

    (Постановление 14.05.2025 по делу № 16-2418/2025). 

    Аналогичная логика прослеживается в деле Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия. Министерство оспаривало предостережение Россельхознадзора, ссылаясь на отсутствие зарегистрированного права собственности на неразграниченные земли. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что управленческие полномочия по распоряжению такими землями влекут обязанности по обеспечению их карантинного фитосанитарного состояния. Формальное отсутствие титула не освобождает уполномоченный орган от ответственности(Постановление от 30.09.2024 по делу № А22-2979/2023) 

    4. Расторжение договоров аренды в связи с деградацией земель 

    Дл арендаторов наиболее жёсткой мерой воздействия остаётся досрочное расторжение договоров аренды. Так, в деле № А57-33399/2022 суды установили, что значительные площади арендованных земель не использовались по назначению, захламлялись, зарастали и содержали очаги карантинных сорняков. Арендатор (ФГУП «ППЗ „Маркс“») игнорировал предостережения надзорных органов. Дополнительным отягчающим обстоятельством стала незаконная субаренда без согласия собственника. Совокупность нарушений была квалифицирована как существенное нарушение договора, что послужило основанием для его расторжения по инициативе арендодателя.  

    (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.12.2024) 

    Выводы 

    Анализ судебной практики за 2024–2025 годы позволяет сформулировать следующие выводы: 

    1. Наличие инвазивных и карантинных растений рассматривается судами как значимый, но не единственный критерий правонарушения. Решающее значение имеют длительность, систематический характер бездействия правообладателя и игнорирование предписаний контролирующих органов. 

    1. Важное значение имеет качество и происхождение доказательств. Наличие инвазивных и карантинных растений должно быть подтверждено актами уполномоченных органов власти (Россельхознадзор, Росреестр). Доказательства должны соответствовать формальным требованиям, установленным Правительством РФ. 

    1. Правоприменение демонстрирует дифференцированный подход. Суды оценивают, являлись ли нарушения неустранимыми и грубыми (как в делах ФГУП «ППЗ „Маркс“» и ООО «Ривер Сайт») или правообладатель предпринял добросовестные меры по устранению недостатков (дело ООО «Проспект»). 

    1. Ответственность за нарушение фитосанитарного режима возлагается не только на собственников и арендаторов, но и на органы публичной власти, уполномоченные управлять соответствующими территориями. 

    1. В отсутствие специального регулирования суды применяют аналогию закона, распространяя на земли сельскохозяйственного использования в населённых пунктах строгий порядок изъятия, установленный для земель сельскохозяйственного назначения. 

    Таким образом, государство последовательно ужесточает контроль за соблюдением фитосантарных требований, рассматривая распространение инвазивных растений как угрозу продовольственной и экологической безопасности. Невыполнение обязанностей по борьбе с зарастанием земель и игнорирование предписаний влекут серьёзные правовые последствия — от административных штрафов до принудительного изъятия участков или расторжения договоров аренды. Правообладателям необходимо обеспечить использование принадлежащим им земельных участков по назначению и своевременно реагировать на предписания контрольно-надзорных органов.  

     

    18.12.2025, 11:38

    Правовые последствия зарастания земель опасными растениями

    /upl/Group%20637_11.png

    Принятие Федерального закона от 31 июля 2025 г.  294-ФЗ, которым в Земельный кодекс РФ вводится понятие «опасные виды инвазивных растений», подтверждает актуальность проблемы распространения сорных и карантинных растений. Такие виды, как борщевик Сосновского, повилика полевая и другие, не только наносят прямой экономический ущерб сельскому и лесному хозяйству, но также способствуют ухудшению качества (деградации) почв, а в некоторых случаях угрожают здоровью человека 

    Наличие инвазивных растений является основанием для применения к собственнику (иному владельцу, землепользователю) санкций, предусмотренных как земельным законодательством, так и законодательством об административных правонарушенияхСудами сформирован значительный массив решений, иллюстрирующих правовые последствия наличия сорной и карантинной растительности на земельных участках. Ниже представлен анализ ключевых судебных актов за 2024-2025 годы. 

    1. Неиспользование земель и оценка допустимости доказательств 

    В деле № А41-29321/2025 был рассмотрен вопрос о доказанности факта длительного неиспользования сельскохозяйственных земель. Истец (Россельхознадзор) требовал принудительного изъятия участка, ссылаясь на его зарастание. 

    Десятый арбитражный апелляционный суд акцентировал внимание на оценке представленных истцом доказательств. Решающим для данного дела обстоятельством стало то, что Россельхознадзор впервые зафиксировал признаки неиспользования участка лишь 25.10.2023. Акты муниципальной администрации за 2021–2022 годы были признаны недопустимыми доказательствами, так как администрация не обладает полномочиями по федеральному государственному земельному надзору, а её акты не содержали признаков, строго определённых Постановлением Правительства РФ № 1482. 

    Суд также учёл хозяйственную деятельность и добросовестность собственника. Ответчик предоставил доказательства проведения работ по покосу, мелиоративному боронованию и удалению растительности в 2024–2025 годах. Россельхознадзор продлил срок исполнения предписания и по итогам проверки в 2025 году подтвердил устранение нарушений. Суд подчеркнул, что изъятие земли является крайней мерой, допустимой лишь при грубых и неустранимых нарушениях. 

    (Постановление от 20.11.2025 по делу № А41-29321/2025) 

    2. Надлежащие доказательства и применение аналогии закона 

    В деле № А40-11993/2024 суды трёх инстанций пришли к выводу о систематическом неиспользовании земель сельскохозяйственного назначения более трёх лет. 

    Доказательная база включала проверки инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы, результаты агробиологических экспертиз и данные спутниковой съёмки, подтвердившие зарастание участков сорной растительностью на 95% площади. Эксперты указали на отсутствие следов обработки почвы, посевов и покоса в течение 3–5 лет. Аргументы ответчика о разовых мероприятиях по уничтожению борщевика были признаны недостаточными для подтверждения ведения сельскохозяйственной деятельности. 

    Особое внимание заслуживает применение судами при рассмотрении дела аналогии закона. В отсутствие специального порядка изъятия земель сельскохозяйственного использования в границах населённых пунктов суды обоснованно применили процедуру, предусмотренную Федеральным законом № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1482, как регулирующую сходные правоотношения.  

    (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.11.2025 по делу № А40-11993/2024) 

    3. Бездействие органов публичной власти 

    Поскольку такая мера ответственности как изъятие неприменима к землям, государственная собственность на которые не разграничена, суды проявляют особую строгость в отношении органов публичной власти. Так, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, проверяя законность судебных актов нижестоящих судов, отклонил довод администрации Назаровского района Красноярского края о малозначительности правонарушения (ст. 2.9. КоАП РФ) и подтвердил законность штрафа за бездействие в борьбе с повиликой европейской на землях общего пользования (ст. 10.1 КоАП РФ). Суд отметил, что освобождение администрации от ответственности будет способствовать «формированию атмосферы безнаказанности, несовместимой с принципом неотвратимости ответственности…». 

    (Постановление 14.05.2025 по делу № 16-2418/2025). 

    Аналогичная логика прослеживается в деле Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия. Министерство оспаривало предостережение Россельхознадзора, ссылаясь на отсутствие зарегистрированного права собственности на неразграниченные земли. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что управленческие полномочия по распоряжению такими землями влекут обязанности по обеспечению их карантинного фитосанитарного состояния. Формальное отсутствие титула не освобождает уполномоченный орган от ответственности(Постановление от 30.09.2024 по делу № А22-2979/2023) 

    4. Расторжение договоров аренды в связи с деградацией земель 

    Дл арендаторов наиболее жёсткой мерой воздействия остаётся досрочное расторжение договоров аренды. Так, в деле № А57-33399/2022 суды установили, что значительные площади арендованных земель не использовались по назначению, захламлялись, зарастали и содержали очаги карантинных сорняков. Арендатор (ФГУП «ППЗ „Маркс“») игнорировал предостережения надзорных органов. Дополнительным отягчающим обстоятельством стала незаконная субаренда без согласия собственника. Совокупность нарушений была квалифицирована как существенное нарушение договора, что послужило основанием для его расторжения по инициативе арендодателя.  

    (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.12.2024) 

    Выводы 

    Анализ судебной практики за 2024–2025 годы позволяет сформулировать следующие выводы: 

    1. Наличие инвазивных и карантинных растений рассматривается судами как значимый, но не единственный критерий правонарушения. Решающее значение имеют длительность, систематический характер бездействия правообладателя и игнорирование предписаний контролирующих органов. 

    1. Важное значение имеет качество и происхождение доказательств. Наличие инвазивных и карантинных растений должно быть подтверждено актами уполномоченных органов власти (Россельхознадзор, Росреестр). Доказательства должны соответствовать формальным требованиям, установленным Правительством РФ. 

    1. Правоприменение демонстрирует дифференцированный подход. Суды оценивают, являлись ли нарушения неустранимыми и грубыми (как в делах ФГУП «ППЗ „Маркс“» и ООО «Ривер Сайт») или правообладатель предпринял добросовестные меры по устранению недостатков (дело ООО «Проспект»). 

    1. Ответственность за нарушение фитосанитарного режима возлагается не только на собственников и арендаторов, но и на органы публичной власти, уполномоченные управлять соответствующими территориями. 

    1. В отсутствие специального регулирования суды применяют аналогию закона, распространяя на земли сельскохозяйственного использования в населённых пунктах строгий порядок изъятия, установленный для земель сельскохозяйственного назначения. 

    Таким образом, государство последовательно ужесточает контроль за соблюдением фитосантарных требований, рассматривая распространение инвазивных растений как угрозу продовольственной и экологической безопасности. Невыполнение обязанностей по борьбе с зарастанием земель и игнорирование предписаний влекут серьёзные правовые последствия — от административных штрафов до принудительного изъятия участков или расторжения договоров аренды. Правообладателям необходимо обеспечить использование принадлежащим им земельных участков по назначению и своевременно реагировать на предписания контрольно-надзорных органов.  

     

    18.12.2025, 11:38
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам