- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Серьезный разговор
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
-
согласно положительному заключению государственной экологической экспертизы проектной документации полигона процесс обработки и захоронения отходов не является одномоментным, принятые на объекте размещения отходов ТКО проходят сначала процесс обработки, а далее, постепенно накапливаясь на площадке накопления, вывозятся на рабочие карты полигона, где после определенных технологических операций изолируются;
-
в соответствии с условиями Договора Общество обязано принять от регионального оператора ТКО на объекте размещения отходов, обработать их (предварительно подготовить отходы к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку) и захоронить оставшуюся после обработки неутилизируемую часть ТКО на полигоне. Из Договора следует, что акт оказанных услуг, как и отчет о принятых ТКО, фиксирует, в первую очередь, массу принятых на объекте отходов для обработки и захоронения, а не массу обработанных и захороненных ТКО;
-
в течение 2022 г. Общество приняло от регионального оператора ТКО в объеме 3 498,88 т для обработки и дальнейшего захоронения;
-
из входящего потока ТКО были отобраны вторичные ресурсы в количестве 73,94 т (для передачи на утилизацию);
-
в процессе обработки отходов, после изъятия вторичных ресурсов образовались отходы – «хвосты обработки» (остатки сортировки ТКО при совместном сборе практически неопасные код по ФККО 7 41 119 12 72 5) в количестве 3 425,433 т, которые ушли в накопление (отражено в журнале учета движения отходов за 2022 г. и в отчетности по форме № 2-ТП (отходы) за 2022 г., принятой Управлением Росприроднадзора);
-
по состоянию на 31.12.2022 платежная база за 2022 г. отсутствовала, поскольку ТКО были в накоплении;
-
в 2023 г. первые операции по захоронению (изоляции) отходов были проведены в ноябре – декабре 2023 г., что подтверждается соответствующими актами;
-
спорный объем ТКО учтен Обществом в платежной базе по плате за НВОС в декларации за 2023 г. и оплачен в 2024 г.
Требование о доначислении платы за НВОС признано необоснованным ввиду отсутствия размещения ТКО в отчетном периоде: обзор кейса
Фабула дела
Общество эксплуатирует объект НВОС – полигон для размещения, обезвреживания и обработки ТКО.
В рамках осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за НВОС Управлением Росприроднадзора выявлено, что в представленной Обществом декларации за 2022 г. занижен размер исчисленной платы за НВОС – Обществом не отражена масса ТКО, размещенных на полигоне в течение 2022 г. на основании договора на оказание услуг по обработке и захоронению ТКО, заключенного с региональным оператором по обращению с ТКО (далее – Договор).
В этой связи Управление Росприроднадзора обратилось в суд с иском о взыскании с Общества платы за НВОС за 2022 г. в размере более 300 тыс. руб., а также пеней.
Позиция судов (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.10.2025 по делу № А75-15151/2024).
Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для доначисления Обществу платы за НВОС за 2022 г., в связи с чем отказали в удовлетворении требований Управления Росприроднадзора. Основанием для принятия такого решения послужили следующие установленные судами обстоятельства:
Суд кассационной инстанции отметил, что поскольку Управлением Росприроднадзора вышеприведенные обстоятельства в ходе проведения контроля за исчислением платы за НВОС не устанавливались, требование о доначислении платы за НВОС основано исключительно на актах оказания услуг региональному оператору за 2022 г., которые подтверждают лишь факт приема (передачи) ТКО в период 2022 г. для обработки и дальнейшего захоронения, «суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с общества платы за НВОС за 2022 г.».
Выводы
Рассмотренный кейс свидетельствует об исключительной важности правильной фиксации движения отходов в отчетном периоде. Кроме того, дополнительно подчеркивается, что платежная база для платы за НВОС формируется исключительно при наличии факта размещения отходов.
Также примечательна фиксация в судебных актах понятия «хвосты обработки», которое отождествлено с видом отхода «остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе практически неопасные» (код 7 41 119 12 72 5 по Федеральному классификационному каталогу отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242).
- Требование о доначислении платы за НВОС признано необоснованным ввиду отсутствия размещения ТКО в отчетном периоде: обзор кейса
- Платить ли за НВОС, если отвозим «Мусор и смет уличный» самостоятельно?
- Московский экологический форум «Изменения природоохранного законодательства Российской Федерации», Москва, 25-27 ноября 2025 года
-
согласно положительному заключению государственной экологической экспертизы проектной документации полигона процесс обработки и захоронения отходов не является одномоментным, принятые на объекте размещения отходов ТКО проходят сначала процесс обработки, а далее, постепенно накапливаясь на площадке накопления, вывозятся на рабочие карты полигона, где после определенных технологических операций изолируются;
-
в соответствии с условиями Договора Общество обязано принять от регионального оператора ТКО на объекте размещения отходов, обработать их (предварительно подготовить отходы к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку) и захоронить оставшуюся после обработки неутилизируемую часть ТКО на полигоне. Из Договора следует, что акт оказанных услуг, как и отчет о принятых ТКО, фиксирует, в первую очередь, массу принятых на объекте отходов для обработки и захоронения, а не массу обработанных и захороненных ТКО;
-
в течение 2022 г. Общество приняло от регионального оператора ТКО в объеме 3 498,88 т для обработки и дальнейшего захоронения;
-
из входящего потока ТКО были отобраны вторичные ресурсы в количестве 73,94 т (для передачи на утилизацию);
-
в процессе обработки отходов, после изъятия вторичных ресурсов образовались отходы – «хвосты обработки» (остатки сортировки ТКО при совместном сборе практически неопасные код по ФККО 7 41 119 12 72 5) в количестве 3 425,433 т, которые ушли в накопление (отражено в журнале учета движения отходов за 2022 г. и в отчетности по форме № 2-ТП (отходы) за 2022 г., принятой Управлением Росприроднадзора);
-
по состоянию на 31.12.2022 платежная база за 2022 г. отсутствовала, поскольку ТКО были в накоплении;
-
в 2023 г. первые операции по захоронению (изоляции) отходов были проведены в ноябре – декабре 2023 г., что подтверждается соответствующими актами;
-
спорный объем ТКО учтен Обществом в платежной базе по плате за НВОС в декларации за 2023 г. и оплачен в 2024 г.
Требование о доначислении платы за НВОС признано необоснованным ввиду отсутствия размещения ТКО в отчетном периоде: обзор кейса
Фабула дела
Общество эксплуатирует объект НВОС – полигон для размещения, обезвреживания и обработки ТКО.
В рамках осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за НВОС Управлением Росприроднадзора выявлено, что в представленной Обществом декларации за 2022 г. занижен размер исчисленной платы за НВОС – Обществом не отражена масса ТКО, размещенных на полигоне в течение 2022 г. на основании договора на оказание услуг по обработке и захоронению ТКО, заключенного с региональным оператором по обращению с ТКО (далее – Договор).
В этой связи Управление Росприроднадзора обратилось в суд с иском о взыскании с Общества платы за НВОС за 2022 г. в размере более 300 тыс. руб., а также пеней.
Позиция судов (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.10.2025 по делу № А75-15151/2024).
Суды пришли к выводу об отсутствии оснований для доначисления Обществу платы за НВОС за 2022 г., в связи с чем отказали в удовлетворении требований Управления Росприроднадзора. Основанием для принятия такого решения послужили следующие установленные судами обстоятельства:
Суд кассационной инстанции отметил, что поскольку Управлением Росприроднадзора вышеприведенные обстоятельства в ходе проведения контроля за исчислением платы за НВОС не устанавливались, требование о доначислении платы за НВОС основано исключительно на актах оказания услуг региональному оператору за 2022 г., которые подтверждают лишь факт приема (передачи) ТКО в период 2022 г. для обработки и дальнейшего захоронения, «суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с общества платы за НВОС за 2022 г.».
Выводы
Рассмотренный кейс свидетельствует об исключительной важности правильной фиксации движения отходов в отчетном периоде. Кроме того, дополнительно подчеркивается, что платежная база для платы за НВОС формируется исключительно при наличии факта размещения отходов.
Также примечательна фиксация в судебных актах понятия «хвосты обработки», которое отождествлено с видом отхода «остатки сортировки твердых коммунальных отходов при совместном сборе практически неопасные» (код 7 41 119 12 72 5 по Федеральному классификационному каталогу отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242).
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Серьезный разговор
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
- Требование о доначислении платы за НВОС признано необоснованным ввиду отсутствия размещения ТКО в отчетном периоде: обзор кейса
- Платить ли за НВОС, если отвозим «Мусор и смет уличный» самостоятельно?
- Московский экологический форум «Изменения природоохранного законодательства Российской Федерации», Москва, 25-27 ноября 2025 года
