- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
-
Минприроды Пермского края (Министерство) в ходе контрольного мероприятия выявлена эксплуатация Обществом подземной скважины водозабора без оформления лицензии на право пользования недрами.
-
Обществу выдано предписание с требованием ликвидировать разведочно-эксплуатационную скважину.
-
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось с заявлением о признании его недействительным в суд.
-
требование о ликвидации скважины в спорной ситуации не предусмотрено Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (Закон о недрах);
-
сам по себе факт наличия скважины, устроенной без лицензии, не является основанием для ее ликвидации;
-
само по себе бурение скважины не является лицензируемым действием, скважина пробурена за год до событий, квалифицируемых в качестве нарушения Закона о недрах;
-
Общество не осуществляло и не осуществляет добычу подземных вод из спорной скважины до получения лицензии;
-
Общество обращалось в Министерство за получением лицензии еще до проведения внеплановой проверки;
-
впоследствии Общество устранило все замечания Министерства и повторно направило необходимые документы для получения лицензии на добычу подземных вод из спорной скважины;
-
единственным препятствием для выдачи лицензии на добычу подземных вод из данной скважины является наличие оспариваемого предписания;
-
отсутствуют доказательства, что Общество использует или планирует использовать подземные воды из спорной скважины для нужд, связанных с предпринимательской деятельностью;
-
для устройства спорной скважины и использования подземных вод из нее не требуется обязательное получение лицензии в соответствии со ст. 19 Закона о недрах. Законом разрешено производить устройство водозаборной скважины для добычи подземных вод глубиной более 5 м без получения лицензии на пользование недрами при соблюдении условий, указанных в данной статье.
Ликвидация скважины как последствие пользования недрами в целях геологического изучения без лицензии: обзор кейса

Фабула дела
Минприроды Пермского края (Министерство) в ходе контрольного мероприятия выявлена эксплуатация Обществом подземной скважины водозабора без оформления лицензии на право пользования недрами. В этой связи Обществу выдано предписание с требованием ликвидировать разведочно-эксплуатационную скважину, пробуренную при осуществлении незаконного пользования недрами в целях геологического изучения.
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось с заявлением о признании его недействительным в суд.
Доводы Общества:
Позиция судов (см. постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2025 по делу № А50-25781/2024).
Решением суда первой инстанции требования Общества были удовлетворены, в связи с тем, что, по мнению суда, в рассматриваемом случае вынесение Министерством предписания в той формулировке, в которой оно изложено, противоречит требованиям природоохранного законодательства ввиду несоразмерности избранного способа устранения выявленного нарушения последствиям нарушения, а потому не может быть признано законным и исполнимым, так как, возлагая на Общество обязанность по ликвидации спорной скважины, Министерство обязывает его совершить действия, не предусмотренные законом.
Однако апелляционный суд не поддержал выводы суда первой инстанции, отменив его решение. Суд кассационной инстанции подтвердил законность постановления апелляции в связи со следующим.
Обществом допущено безлицензионное пользование недрами, а именно их геологическое изучение, что подтверждается, в том числе договором на бурение спорной скважины. Геологическое изучение недр является самостоятельным способом недропользования, требующим лицензирования. Отсутствие же лицензии на право пользования недрами в таком случае составляет нарушение обязательных требований Закона о недрах, что послужило основанием для выдачи Министерством оспариваемого предписания.
В связи с тем, что спорная скважина использовалась для геологического изучения недр, ст. 19 Закона о недрах не применяется к данным правоотношениям, так как геологическое изучение недр не входит в перечень допустимых безлицензионных случаев недропользования. Поэтому соответствующий довод Общества признан несостоятельным.
Учитывая факт безлицензионного пользования недрами, в соответствии с пунктом 8.13 СП 31.133320.2021 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», суд заключил, что дальнейшее использование скважины невозможно, и скважина подлежит ликвидации с проведением цементации и тампонажа согласно СП 11-108-98.
Закон о недрах фактически не предусматривает иную возможность в случае безлицензионной добычи природных ресурсов. Ликвидация скважины в данной ситуации направлена на устранение последствий пользования недрами без лицензии, а последствия нарушения законодательства о недрах являются соразмерными нарушению.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований Общества, суд установил, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества, а также отвечает критерию исполнимости.
-
Минприроды Пермского края (Министерство) в ходе контрольного мероприятия выявлена эксплуатация Обществом подземной скважины водозабора без оформления лицензии на право пользования недрами.
-
Обществу выдано предписание с требованием ликвидировать разведочно-эксплуатационную скважину.
-
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось с заявлением о признании его недействительным в суд.
-
требование о ликвидации скважины в спорной ситуации не предусмотрено Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (Закон о недрах);
-
сам по себе факт наличия скважины, устроенной без лицензии, не является основанием для ее ликвидации;
-
само по себе бурение скважины не является лицензируемым действием, скважина пробурена за год до событий, квалифицируемых в качестве нарушения Закона о недрах;
-
Общество не осуществляло и не осуществляет добычу подземных вод из спорной скважины до получения лицензии;
-
Общество обращалось в Министерство за получением лицензии еще до проведения внеплановой проверки;
-
впоследствии Общество устранило все замечания Министерства и повторно направило необходимые документы для получения лицензии на добычу подземных вод из спорной скважины;
-
единственным препятствием для выдачи лицензии на добычу подземных вод из данной скважины является наличие оспариваемого предписания;
-
отсутствуют доказательства, что Общество использует или планирует использовать подземные воды из спорной скважины для нужд, связанных с предпринимательской деятельностью;
-
для устройства спорной скважины и использования подземных вод из нее не требуется обязательное получение лицензии в соответствии со ст. 19 Закона о недрах. Законом разрешено производить устройство водозаборной скважины для добычи подземных вод глубиной более 5 м без получения лицензии на пользование недрами при соблюдении условий, указанных в данной статье.
Ликвидация скважины как последствие пользования недрами в целях геологического изучения без лицензии: обзор кейса

Фабула дела
Минприроды Пермского края (Министерство) в ходе контрольного мероприятия выявлена эксплуатация Обществом подземной скважины водозабора без оформления лицензии на право пользования недрами. В этой связи Обществу выдано предписание с требованием ликвидировать разведочно-эксплуатационную скважину, пробуренную при осуществлении незаконного пользования недрами в целях геологического изучения.
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось с заявлением о признании его недействительным в суд.
Доводы Общества:
Позиция судов (см. постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2025 по делу № А50-25781/2024).
Решением суда первой инстанции требования Общества были удовлетворены, в связи с тем, что, по мнению суда, в рассматриваемом случае вынесение Министерством предписания в той формулировке, в которой оно изложено, противоречит требованиям природоохранного законодательства ввиду несоразмерности избранного способа устранения выявленного нарушения последствиям нарушения, а потому не может быть признано законным и исполнимым, так как, возлагая на Общество обязанность по ликвидации спорной скважины, Министерство обязывает его совершить действия, не предусмотренные законом.
Однако апелляционный суд не поддержал выводы суда первой инстанции, отменив его решение. Суд кассационной инстанции подтвердил законность постановления апелляции в связи со следующим.
Обществом допущено безлицензионное пользование недрами, а именно их геологическое изучение, что подтверждается, в том числе договором на бурение спорной скважины. Геологическое изучение недр является самостоятельным способом недропользования, требующим лицензирования. Отсутствие же лицензии на право пользования недрами в таком случае составляет нарушение обязательных требований Закона о недрах, что послужило основанием для выдачи Министерством оспариваемого предписания.
В связи с тем, что спорная скважина использовалась для геологического изучения недр, ст. 19 Закона о недрах не применяется к данным правоотношениям, так как геологическое изучение недр не входит в перечень допустимых безлицензионных случаев недропользования. Поэтому соответствующий довод Общества признан несостоятельным.
Учитывая факт безлицензионного пользования недрами, в соответствии с пунктом 8.13 СП 31.133320.2021 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», суд заключил, что дальнейшее использование скважины невозможно, и скважина подлежит ликвидации с проведением цементации и тампонажа согласно СП 11-108-98.
Закон о недрах фактически не предусматривает иную возможность в случае безлицензионной добычи природных ресурсов. Ликвидация скважины в данной ситуации направлена на устранение последствий пользования недрами без лицензии, а последствия нарушения законодательства о недрах являются соразмерными нарушению.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований Общества, суд установил, что оспариваемое предписание соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества, а также отвечает критерию исполнимости.
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность