- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность
Как пересматривается КЭР в случае уменьшения выбросов загрязняющих веществ и можно ли использовать протоколы 2023 года?

СИТУАЦИЯ
Предприятием I категории НВОС[1] получено КЭР[2] от 01.11.2024. Отчет по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ от 2024 года разработан на основании протоколов замеров 2023 года. Рассматривается вопрос об исключении источника выделения выбросов загрязняющих веществ, что влечет за собой снижение выбросов загрязняющих веществ и изменение нормативов допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, а также исключение технологических нормативов.
В соответствии с п. 26 Правил № 1386[3] если установленные объемы или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления увеличились не более чем на 70 % по каждому из показателей, разрешение пересматривается частично, а если на 70 % и более — разрешение пересматривается полностью.
ВОПРОСЫ
1. Как пересматривается КЭР в случае уменьшения выбросов загрязняющих веществ: частично или полностью?
2. Можно ли использовать протоколы 2023 года при корректировке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в описанном случае, если остальные процессы остаются неизменными, а исключается только один источник выделения выбросов загрязняющих веществ?
ОВЕТЫ
1. Для ответа на первый вопрос следует обратиться к п. 14 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ[4].
Извлечение
из Закона № 7-ФЗ
14. Комплексное экологическое разрешение подлежит пересмотру частично или полностью в случаях изменения технологических процессов основных производств, замены оборудования, сырья, повлекших за собой изменение установленных объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также при внесении изменений в программу повышения экологической эффективности в соответствии с пунктом 14 статьи 67.1 настоящего Федерального закона.
[…]
Рассмотрение заявки на пересмотр КЭР осуществляется в порядке, установленном Правилами № 1386 для выдачи КЭР.
Извлечение
из Правил № 1386
26. Разрешение подлежит пересмотру частично или полностью в случаях изменения технологических процессов основных производств, замены оборудования, сырья, повлекших за собой изменение установленных объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также при внесении изменений в программу повышения экологической эффективности в соответствии с пунктом 14 статьи 67.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Если установленные объемы или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления увеличились не более чем на 70 процентов по каждому из показателей, разрешение пересматривается частично, а если на 70 процентов и более — разрешение пересматривается полностью.
По логике Правил № 1386 пересмотр частичный или полный возможен, если объем выбросов увеличивается, а не уменьшается, и соответственно, пересмотр при уменьшении негативного воздействия не требуется.
Но данный вопрос является интересным и требует детальной проработки — написания письма в Центральный аппарат Росприроднадзора. О результатах рассмотрения письма сообщим дополнительно.
2. Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 (далее — Порядок № 871).
Обстоятельства, при наступлении которых обязательно проведение корректировки данных инвентаризации выбросов, предусмотрены пп. 45 и 46 Порядка № 871.
Отмечаем, что Порядок № 871 не содержит требований к сроку давности протоколов инструментальных измерений при неизменности оборудования и технологических процессов для указанных в протоколе источников загрязнения атмосферного воздуха (далее — ИЗАВ).
Вместе с тем в случае изменения качественного и количественного составов выбросов на ИЗАВ необходимо предоставление актуальных протоколов измерений в отношении указанного источника.
Данная позиция подтверждена письмом-ответом Минприроды России от 23.08.2024 № 12-47/33909.
[1] Негативное воздействие на окружающую среду.
[2] Комплексное экологическое разрешение.
[3] Правила рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.08.2022 № 1386 (в ред. от 29.10.2024).
[4] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 08.08.2024).
Как пересматривается КЭР в случае уменьшения выбросов загрязняющих веществ и можно ли использовать протоколы 2023 года?

СИТУАЦИЯ
Предприятием I категории НВОС[1] получено КЭР[2] от 01.11.2024. Отчет по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ от 2024 года разработан на основании протоколов замеров 2023 года. Рассматривается вопрос об исключении источника выделения выбросов загрязняющих веществ, что влечет за собой снижение выбросов загрязняющих веществ и изменение нормативов допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, а также исключение технологических нормативов.
В соответствии с п. 26 Правил № 1386[3] если установленные объемы или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления увеличились не более чем на 70 % по каждому из показателей, разрешение пересматривается частично, а если на 70 % и более — разрешение пересматривается полностью.
ВОПРОСЫ
1. Как пересматривается КЭР в случае уменьшения выбросов загрязняющих веществ: частично или полностью?
2. Можно ли использовать протоколы 2023 года при корректировке инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в описанном случае, если остальные процессы остаются неизменными, а исключается только один источник выделения выбросов загрязняющих веществ?
ОВЕТЫ
1. Для ответа на первый вопрос следует обратиться к п. 14 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ[4].
Извлечение
из Закона № 7-ФЗ
14. Комплексное экологическое разрешение подлежит пересмотру частично или полностью в случаях изменения технологических процессов основных производств, замены оборудования, сырья, повлекших за собой изменение установленных объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также при внесении изменений в программу повышения экологической эффективности в соответствии с пунктом 14 статьи 67.1 настоящего Федерального закона.
[…]
Рассмотрение заявки на пересмотр КЭР осуществляется в порядке, установленном Правилами № 1386 для выдачи КЭР.
Извлечение
из Правил № 1386
26. Разрешение подлежит пересмотру частично или полностью в случаях изменения технологических процессов основных производств, замены оборудования, сырья, повлекших за собой изменение установленных объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также при внесении изменений в программу повышения экологической эффективности в соответствии с пунктом 14 статьи 67.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Если установленные объемы или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления увеличились не более чем на 70 процентов по каждому из показателей, разрешение пересматривается частично, а если на 70 процентов и более — разрешение пересматривается полностью.
По логике Правил № 1386 пересмотр частичный или полный возможен, если объем выбросов увеличивается, а не уменьшается, и соответственно, пересмотр при уменьшении негативного воздействия не требуется.
Но данный вопрос является интересным и требует детальной проработки — написания письма в Центральный аппарат Росприроднадзора. О результатах рассмотрения письма сообщим дополнительно.
2. Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871 (далее — Порядок № 871).
Обстоятельства, при наступлении которых обязательно проведение корректировки данных инвентаризации выбросов, предусмотрены пп. 45 и 46 Порядка № 871.
Отмечаем, что Порядок № 871 не содержит требований к сроку давности протоколов инструментальных измерений при неизменности оборудования и технологических процессов для указанных в протоколе источников загрязнения атмосферного воздуха (далее — ИЗАВ).
Вместе с тем в случае изменения качественного и количественного составов выбросов на ИЗАВ необходимо предоставление актуальных протоколов измерений в отношении указанного источника.
Данная позиция подтверждена письмом-ответом Минприроды России от 23.08.2024 № 12-47/33909.
[1] Негативное воздействие на окружающую среду.
[2] Комплексное экологическое разрешение.
[3] Правила рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.08.2022 № 1386 (в ред. от 29.10.2024).
[4] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 08.08.2024).
- Проекты НПА
- Новое в законодательстве
- Больная тема
- Обращение с отходами
- Охрана атмосферного воздуха
- Охрана водных ресурсов, водоснабжение и водоотведение
- Охрана лесов, недр и земельных ресурсов
- Разработка и согласование экологической документации
- Экологическое нормирование
- Экологические платежи
- Экологический надзор и контроль
- Вопрос — ответ
- Судебная практика
- Технологии и оборудование
- Отраслевые особенности
- Азбука эколога
- Мировой опыт
- Наши гости
- Инновации в экологии
- Эколог +
- Шпаргалка эколога
- Учет и отчетность